Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, виды конкуренции, функции конкуренции
1.2 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
2.3 Современный экономический шпионаж
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современном Кыргызстане
3.3 Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики



Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

план.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Недостатки  своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда  информация о слабых сторонах своей  продукции не выходит за пределы  таких лабораторий и конечно  никогда не доходит до обычных  потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

Существуют  различные способы получения  конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и  незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

Основными законными  путями сбора информации о конкурентах  являются: публикации конкурентов и  отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных  экземплярах представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.

Другой вариант  отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

Возможен и  третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

Но конкурирующие  фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:

- различного  рода вопросы, задаваемые специалистам  конкурента

- приглашение  на работу специалистов конкурента

- ложные предложения  работы специалистам из фирм-конкурентов  без намерения брать их на  работу

Также могут быть реализованы следующие способы:

- тайное наблюдение  за интересующим специалистом, отделом,  лаборатории

- использование  профессиональных шпионов для  получения информации

- подкуп сотрудников  из основных отделов конкурента

- внедрение  "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента

- подслушивание  разговоров и т.д.

- похищение  чертежей, образцов, документов

- шантаж и  другие способы давления

- получение  информации от источников в  государственных структурах

- сбор информации  через зарубежные филиалы и  через общих поставщиков

Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет  получать необходимую информацию о  конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа для  ТНК является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.

 

2.3 Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции

 

Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента.

В основном патент предоставляет реальные выгоды в  течении семи лет, что позволяет  за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.

Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к  ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к  технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие  от создания новых товаров.

Путь от изобретения  до коммерческого использования  требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент  не внедрит изобретение быстрее  чем сама корпорация, то изобретение  не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются прежде всего для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.

Для фирм, чью  продукцию копируют, подделки имеют  катастрофические последствия : резко  сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Наряду с  широко известными методами современный  промышленный шпионаж пользуется новейшими  достижениями науки и техники. Очень  часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами : по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

С развитием  компьютерной техники и созданием  различного рода компьютерных сетей  как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

Развитие компьютеров  и компьютерных сетей с развитием  компьютерного пиратства и воровства  вынудило правительства многих стран  применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений  в современных условиях.

3.1.Антимонопольная политика в  странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на обеспечение условия  для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации  рынка. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

ликвидацией и  разделением (выделением) государственных  и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении

В случае, когда  коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности  организационного и территориального  обособления ее структурных подразделений;

- отсутствия  между ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи  (в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) ее структурного  подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических  лиц в результате реорганизации  самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

 

В развитых странах  антимонопольное регулирование  стало постоянной функцией государства  с конца 19 века и базируется на сложившейся  системе рыночных отношений, антитрестовом  законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (табл.1)

 

Страна

Контролирующий  орган

США

Федеральная торговая комиссия и антитрестовый отдел Министерства юстиции

Германия

Федеральное ведомство  государственного надзора за деятельностью  картелей и монопольная комиссия

Англия

Комиссия по вопросам слияний и монополизации  и Судебная палата по вопросам свободной  торговли

Япония

Комитет по справедливым сделкам

Франция и Испания

Совет по делам  конкуренции


 

 

Антимонопольные органы развитых стран.

Исторически сложилось  две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью.

 В некоторых  европейских странах антимонопольное  законодательство было введено  после второй мировой войны. Впервые же антимонопольные законы были приняты в Канаде и в США. Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера-Кефовера. По американскому законодательству компания признается монополистом, если ею контролируются более 6 % рынка. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Например, слияние двух автомобилестроительных  компаний - «Форд» и «Крайслер» - признается незаконным, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка. Разрешается только слияние технологически не связанных друг с другом компаний.

Главной целью  антимонопольной политики большинства  стран Европы является улучшение  качества продукции за счет широкого развития конкуренции.

Во Франции  антимонопольное законодательство действует с 1953 г. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам.

В ФРГ в 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем  повышения эффективности и о  ведомстве по монополиям.  1 января 1990 г. вступил в силу картельный закон.

Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики