Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, виды конкуренции, функции конкуренции
1.2 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
2.3 Современный экономический шпионаж
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современном Кыргызстане
3.3 Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики



Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

план.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Так, при заключении торговых контрактов как с международными так и отечественными контрагентами, основное внимание уделяется количеству товаров и его цене, при этом упускается главное – в настоящее время на первый план выходят неценовые факторы - качество товаров, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Это приводит к фальсификации продукции, невозможности ее идентификации и предъявления рекламаций к фирмам-поставщикам, что дает невозможность уходить от ответственности. При наличии полной хозяйственной самостоятельности бывшие государственные предприятия продолжают преследовать далеко не рыночные цели, директорский корпус работает по старым клише. Так, проводимые опросы руководителей предприятий показывают, что они к числу целей хозяйственной деятельности относят (в порядке убывания значимости); сохранить и увеличить объем производства, максимизировать сумму прибыли и зарплаты, сохранить или увеличить число занятых. Цели же рыночного порядка в них не появляются.

В результате мы имеем имущественно старые методы хозяйствования, при которых товар сначала  производится, а затем предпринимаются попытки его сбыта. В этом одна из главных причин низкого уровня конкурентоспособности отечественной продукции.

Существует  типовая схема оценки конкурентоспособности.

На основе изучения потребностей покупателя определяется номенклатура параметров, которыми он пользуется при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров и весомость каждого в наборе.

В результате сопоставления  отечественной продукции и сравнения  параметров с зарубежными аналогами  дается одно из следующих заключений:

1. Продукция  конкурентоспособна на данном  экспортном рынке в сравниваемом  классе изделий.

2. Продукция  обладает низкой конкурентоспособностью  на данном экспортном рынке  в сравниваемом классе изделий.

3. Продукция  полностью неконкурентоспособна на данном экспортном рынке в сравниваемом классе изделий.

В первом случае заключение дает нам основание говорить, что фирма эффективно провела  работу по внедрению продукции на внешний рынок, используя экспортные преимущества, отсутствующие у конкурентов: новшества, сниженные затраты на производство, обеспечение требуемого качества.

Во втором же и в третьем случаях можно  сказать, что у фирмы-экспортера отсутствует хорошо продуманная  товарная политика, в которой решение  задачи конкурентоспособности является приоритетным, без чего экспорт товаров и услуг малоэффективен.

 

Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Кыргызской Республики, международных соглашениях, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке, и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, издаваемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 
 
Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики и антимонопольная политика насчитывают уже более чем 15-летний опыт и практику. Конкурентная политика затрагивает все слои современного общества и занимает одно из главных мест в регулировании рыночных отношений. Цель конкурентной политики - это защита и развитие конкуренции через предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. 
 
Закон «о конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты и развития конкуренции и направлен на предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков Кыргызской Республики. 
 
Закон «о конкуренции»  действует на всей территории Кыргызской Республики и распространяется на отношения, связанные с защитой и развитием конкуренции, в которых участвуют любые физические и юридические лица (резиденты и нерезиденты), государственные органы и органы местного самоуправления, субъекты естественных, разрешенных и государственных монополий, а также на действия и соглашения, совершаемые и заключаемые указанными лицами за пределами Кыргызской Республики, если эти действия и соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынках Кыргызской Республики. 
 
Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции. 
 
Также  проанализировав данный закон «о конкуренции» стоит отметить существующую статью о «доминирующем положении». Доминирующим положением, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, если выполняется одно из следующих условий: 
 
1) доля хозяйствующего субъекта на определенном рынке составляет 35 процентов или выше; 
 
2) доля хозяйствующего субъекта превышает предельную величину, установленную государственным антимонопольным органом, уполномоченным устанавливать предельную величину в случаях выявления злоупотребления хозяйствующих субъектов на рынке; 
 
3) хозяйствующий субъект обладает рыночной силой (властью), способной оказывать существенное влияние на рынок (спрос, предложение, цены, поведение субъектов рынка и т.д.); 
 
4) совокупное доминирование более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, превышает семьдесят процентов; 
 
5)   в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год - в течение срока существования соответствующего рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий рынок новых конкурентов затруднен. 
 
6) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). Рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем рынке доступна неопределенному кругу лиц. 
 
Но в тоже время, если рассматривать Закон «О конкуренции» Кыргызской Республики, то в статье № 6 прописываются злоупотребления доминирующего положения. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: 
 
- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; 
 
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание и (или) поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 
 
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); 
 
- включение в договор дискриминирующих или привилегированных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; 
 
- навязывание контрагенту (потребителю) условий, обязывающих заключить договор только с определенным производителем или покупателем;  
 
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент или потребитель не заинтересован; 
 
- нарушение порядка ценообразования, в том числе установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; 
 
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или судебными актами; 
 
- необоснованный отказ от выполнения условий договора, не связанных с форс-мажорными обстоятельствами; 
 
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или судебными актами; 
 
- сговор в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может служить экономический анализ ситуации; 
 
- создание дискриминационных или исключительных условий; 
 
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено Законом Кыргызской Республики. 
 
Также стоит отметить, что исходя из данного законодательства, не допускается недобросовестная конкуренция. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Порядок рассмотрения дел в отношении проявления недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами и принятия решения устанавливается Правительством Кыргызской Республики. 
1.2.  Механизм действия антимонопольного законодательства КР. 
 
         Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики  включает в себя три основных правовых предупреждения, пресечения и ограничения. Ограничение монополистической деятельности - прямое ограничение участков делового оборота (коммерческих и некоммерческих организаций, органов исполнительной власти и их должностных лиц) в правоспособности, в осуществлении определенных действий, в принятии определенных решений. Ограничение реализуется средствами создания законодательством своеобразных рамок, правил поведения, ограничивающих права, свободу и самостоятельность хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти.  
 
         Предупреждение монополистической деятельности - осуществляется средствами государственного контроля за концентрацией производства и капитала. Это направление связано с контролем за сделками, в которых принимают участие коммерческие организации, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в процессе создания, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций и их объединений, а также приобретение хозяйствующими субъектами и гражданами акций, паев, долей участия в основном капитале других хозяйствующих субъектов.  
 
         Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции - это установленные правовыми актами процедуры, в результате которых действия (бездействия) хозяйствующих субъектов и органов власти могут быть квалифицированы как противоправные. В таком случае определяются меры гражданского, административного и уголовного воздействия, нейтрализующие негативные последствия нарушения антимонопольного законодательства.  
 
         По признакам нарушения Закона на основании данных СМИ, жалоб предпринимателей, по собственной инициативе или на основании других источников возбуждается и рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства. Порядок сроки рассмотрения регламентированы специальным нормативным актом: «Порядок рассмотрения дел по нарушениям антимонопольного законодательства». По результатам дела выдается предписание хозяйствующему субъекту, органу исполнительной власти об устранении нарушений, восстановление первоначального положения, отмене заключенного соглашения или договора. В случае невыполнения предписания антимонопольным органом может быть наложен штраф или дело передано в суд. 
 
         Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики предусматривает также принудительное разделение монопольных компаний в случае злоупотребления ими своим доминирующем положением. Такая акция совершается по решению суда на основании иска антимонопольного органа после проведения им тщательного анализа на предмет возможности и оптимальности такого разделения с учетом множества экономических факторов. 
 
         Мы считаем, что в целях антимонопольной политики не должна заключаться главным образом не только в устранении всех случаев доминирующего положения компаний на рынке или монополий, а в том, чтобы предотвратить или устранить злоупотребление доминирующим положением или монополизмом, которые могут нанести ущерб всем операторам рынка. В этом плане базовой категорией антимонопольного законодательства является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара..  
 
         В противовес политике регламентирования и искусственной реструктуризации, к которым может прибегнуть антимонопольный орган, более предпочтительным и эффективным мы полагаем подход, при котором усилия правительства направляются на создание таких условий, при которых рыночные силы сами устраняют доминирующее положение одной фирмы.  
 
         В связи с этим новый этап демонополизации экономики будет связан, в первую очередь, с расширением товарообмена, снижением или устранением барьеров входа на рынке, формирования крупных региональных товарных рынков. Хотелось бы отметить огромную работу, которая проводится Национальной комиссией в целях устранения административных барьеров входа на рынки. Это касается, в первую очередь, сокращение лицензируемых видов деятельности, упрощение самой процедуры и сокращение материальных и временных затрат предпринимателя, а также усиления ответственности лицензиаров за неправомерные действия. Кроме того, проводится постоянный анализ деятельности органов исполнительной власти в части регистрационной и разрешительной процедур, возможности максимального снижения уровня тарифов на оказанные услуги. Анализируется нормативная база, регламентирующая деятельность органов исполнительной власти, на предмет наличия конфликта интересов, оказывающего негативное влияние на развитие конкуренции. К примеру, сейчас изучается деятельность государственных монополий ГАК «Кыргызалко». Являясь по организационно – правовой форме хозяйствующими субъектами, они наделены функциями органов государственного управления (лицензирование, квотирование и т.д) Такую практику мы считаем недопустимой и ограничивающей конкуренцию. Однако для изменения такой ситуации требуется внесение изменений и дополнений в законодательство, на что необходимо определенное время.    Антимонопольный орган играет большую роль в сфере государственного регулирования субъектов естественных монополий. Если прежде такая работа велась в основном путем проверки правильности формирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и защиты прав потребителей, то в настоящее время, после принятия закона Кыргызской Республики « О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» (1999 год) она несколько видоизменилась и будет осуществляться путем контроля за сделками, приобретениями акций (паев, долей участия), правилами предоставления услуг, практикой заключения договоров в целях недопущения злоупотребления доминирующим положением и сдерживания в отдельных случаях перехода от рынка естественной монополии к конкурентному рынку. 
 
В сфере действия настоящего Закона антимонопольным органом и отраслевыми органами государственного регулирования в пределах своей компетенции применяются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий (далее - методы регулирования): 
 
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; 
 
- установление предельного уровня рентабельности; 
 
- определение потребителей (абонентов), подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуемом) субъектом естественной и разрешенной монополий, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей; 
 
- установление величины торговой надбавки; 
 
- регулирование, осуществляемое путем установления обязательств для инженерно-технических служб, являющихся субъектами естественных и разрешенных монополий, осуществление развития соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуемом) данным субъектом. 
 
(В редакции Законов КР от 10 декабря 2004 года N 190, 30 марта 2009 года N 100). 
 
Если рассматривать Закон «О конкуренции» Кыргызской Республики, то в статье № 9 прописываются Акты и действия (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции.     Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и (или) действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, в том числе: 
 
- введение запретов или ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе торговую и (или) закупочную  или производство отдельных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики; 
 
- необоснованное (означает в нарушение законодательства Кыргызской Республики ) препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; 
 
- установление для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности заданий по производству и реализации продукции и обязательных государственных заказов; 
 
-    необоснованное осуществление прямого или косвенного контроля за ценами на товары, производимые и реализуемые хозяйствующими субъектами; 
 
- установление необоснованных запретов или ограничений на передвижение продукции между регионами Кыргызской Республики или иное ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров; 
 
-  создание хозяйствующих субъектов, обуславливающее приобретение ими доминирующего положения на рынке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики; 
 
- необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка; 
 
- установление необоснованных ограничений на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов; 
 
- дача указаний хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики; 
 
- препятствование формированию параллельных структур по распределению, заготовке и сбыту товаров; 
 
- установление необоснованных барьеров перед разработкой новой продукции и технологии, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики; 
 
- установление иных привилегированных или дискриминирующих условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие условия ограничивают конкуренцию. 
 
Также запрещаются и признаются недействительными антимонопольным органом соглашения государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь существенное ограничение конкуренции. Запрещается наделение государственных органов и органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых имеет (может иметь) своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также образование государственными органами и органами местного самоуправления структурных подразделений и хозяйствующих субъектов с целью монополизации оказания услуг, производства и (или) реализации товаров.  
 
В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и ограничения конкуренции антимонопольным органом осуществляется государственный контроль в следующих случаях: 
 
- реорганизации (слиянии, присоединении, преобразовании) хозяйствующих субъектов (их объединений), если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение; 
 
- ликвидация субъектов естественных и разрешенных монополий; 
 
- слияние, присоединение и ликвидация государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение. 
 
В статье 12, прописывается, приобретение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, акций, паев, долей участия в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок того же товара, а также покупка любым юридическим лицом или гражданином контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа. Для целей настоящей статьи под контрольным пакетом акций, паев, долей участия понимается такое их количество, которое обеспечивает более 50 процентов прямо или косвенно голосов при принятии решений на общем собрании акционеров, учредителей, пайщиков.  
 
Так благодаря вышеназванным механизмам, производится регулирование и контроль со стороны антимонопольных органов КР за монополистической деятельностью Кыргызской Республики. 

Заключение

 

    Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная  монополизация, появление конкурентной  борьбы между монополиями, без  соответствующего контроля со  стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

    Говоря  о негативных методах  ведения  конкурентной борьбы необходимо  отметить, что все-таки пока есть  конкуренция, будет существовать  и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

    В  целом же, конкуренция несет меньше  негативных моментов, чем положительных;  конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая  своим положением в экономике.

     Конкуренция  - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

  1. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986
  2. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
  3. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992
  4. Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
  5. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  6. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
  7. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
  8. Рынок ценных бумаг. Бизнес-журнал. - 2003. - № 1
  9. Нормативные акты Кыргызской Республики.- 2000.-№ 12
  10. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика - М., 2006. - 272 с
  11. Кумскова Н.Х., Савина М.М. Основы экономической теории. - Б., 2009. - 326с.
  12. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  13. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
  14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.
  15. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").
  16. Сборник нормативных правовых актов по защите и развитию конкуренции. - Б., 2009. - 295 с.
  17. Городецкий А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике//Вопросы экономики. - 2005. - № 11. - С. 48-57.
  18. Хван Ю. Об антимонопольном законодательстве// Право и Предпринимательство. - 2000. - № 1. - С. 6-11.
  19. Кумскова Н.Х., Савина М.М. Основы экономической теории. - Б., 2009. - 326с.
  20. Деловые Вести. Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики -Б., 2000
  21. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986

Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики