Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:46, курсовая работа
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, виды конкуренции, функции конкуренции
1.2 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
2.3 Современный экономический шпионаж
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современном Кыргызстане
3.3 Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики
Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………….
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
Анализ конкуренции начинается с выявления основных экономических особенностей отрасли. Отрасль производства — это группа фирм, продукты которых во многом обладают одинаковыми свойствами и конкурируют между собой из-за одних и тех же покупателей. Для этого используется стандартный набор факторов:
размер рынка;
размах конкуренции (локальный, региональный, национальный или глобальный);
темп роста рынка и стадия жизненного цикла, на которой находится отрасль;
число конкурентов и их относительный размер;
число покупателей и их относительный размер, распространенность интеграции вперед и назад;
легкость входа на рынок и выхода с рынка (входной и выходной барьеры);
темп технологических изменений;
являются ли продукты (услуги) конкурирующих фирм высоко/слабо дифференцированными или в основном идентичными;
степень выраженности экономии масштаба в производстве, перевозке или массовом сбыте;
является ли показатель использования мощности решающим для достижения низких затрат производства;
можно ли построить для отрасли кривую опыта;
потребности капитала;
рентабельность отрасли выше или ниже номинальной.
Выделенные
экономические особенности дают
представление о характере
Экономические условия отрасли меняются под действием особого рода сил, которые вызывают или сдерживают развитие того или иного изменения. Наиболее влиятельные из этих сил носят название движущих, потому что они определяют природу происходящих изменений макросреды отрасли2.
Анализ движущих сил состоит из двух этапов:
Определение типа движущих сил.
Оценка их воздействия на отрасль.
К числу наиболее распространенных движущих сил относятся следующие.
Изменения многолетнего темпа развития отрасли. Резкое увеличение долговременного спроса, как правило, притягивает новые фирмы на определенный рынок товаров и услуг, и наоборот. Таким образом, изменения спроса в сторону роста или падения являются причиной для отраслевых изменений, потому что они воздействуют на следующие факторы:
баланс между отраслевым предложением и покупательским спросом;
структура рынка;
интенсивность конкуренции.
Изменения состава покупателей и способов употребления изучаемого продукта. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создания других или модификации прежних каналов сбыта, расширения или сужения круга выпускаемой продукции, увеличения или уменьшения требуемого капитала, изменения маркетинговых тактик
Внедрение новых товаров. Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса, увеличивать степень дифференциации среди соперничающих продавцов. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового или улучшенного товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой.
Изменения технологий. Частые и важные технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, минимальный эффективный размер производств, вызывать склонность к вертикальной интеграции, увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара.
Внедрение новых
методов торговли (маркетинга). Если
фирмы внедряют новые эффективные
методы торговли, то их усилия вознаграждаются
взрывом покупательского
Приход или уход крупных фирм. Приход крупного новичка может вылиться не только в игру с новыми ключевыми игроками, но и в игру по новым правилам. Уход крупной фирмы из данной отрасли также приводит к изменению отраслевой структуры за счет уменьшения ведущих компаний и раздела потребителей.
Распространение технологических ноу-хау. Если не существует сильной патентной защиты новых технологий, возможная быстрая диффузия собственных достижений фирм в области технологий становится важной движущей силой и конкуренции.
Растущая глобализация отрасли. Глобализация является одной из основных движущих сил в отраслях:
базирующихся на природном сырье;
для которых низкий уровень издержек производства — решающий момент конкурентной борьбы;
в которых одна или несколько растущих, ведущих агрессивную политику компаний стремятся завоевать надежные конкурентные позиции на рынках максимально возможного числа привлекательных стран.
Изменения затрат и эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства и эффектов жизненного цикла, которые уменьшают издержки на единицу продукции, крупные фирмы получают преимущества и могут принудить другие фирмы к стратегиям «формирования роста». Аналогично резко возрастающие издержки на ключевые ресурсы могут вызвать смену поставщиков в поисках более подходящих цен или поиск более дешевых продуктов, заменяющих составляющие затрат.
Влияние регулирующих
положений и изменений
Изменение общественных взглядов и образа жизни. Появление волнующих общество проблем, изменение общественных взглядов и образа жизни могут привести к большим переменам в отрасли.
Снижение степени неопределенности и предпринимательского риска. Новые отрасли характеризуются высокой степенью неопределенности и риска, но с течением времени ситуация проясняется и риск снижается, что приводит к притоку новых фирм. Фирмы, которые выросли вместе с отраслью, должны быть готовы защитить себя от потенциальных новых крупных конкурентов и модифицировать конкурентные стратегии.
Анализ движущих сил имеет практическое значение для разработки стратегии компании.
Во-первых, движущие
силы показывают руководителю, какие
внешние факторы будут
Во-вторых, руководитель должен оценить характер и последствия действия каждой движущей силы на деятельность компании — другими словами, он обязан предугадать направление и меру воздействия движущих сил на данную отрасль.
В-третьих, разрабатывающий стратегию руководитель должен выбрать стратегию, которая будет учитывать характер воздействия движущих сил на данную отрасль.
Ключевым этапом анализа является исследование процесса отраслевой конкуренции, основного источника оказываемого давления со стороны конкурентов на позицию фирмы. Без анализа процесса отраслевой конкуренции — особенностей конкурентной борьбы и «правил ведения игры» — руководство фирмы не в состоянии разработать успешную с точки зрения ведения конкуренции стратегию.
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок.
Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.
Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка.
Действительно, можно согласиться с тем, что государственное регулирование необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:
Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:
- анализ сложившихся
товарных рынков, поведения на
них предприятий и различных
их объединений, не являющихся
субъектами естественной
- формирование
необходимых организационно-
- установление
и поддержание единого
- создание системы
государственного контроля и
регулирования деятельности
- создание правовых
и организационно-
- учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты
конкуренции и препятствия
- ориентация
на создание конкурентного
- комплексность
решения задач демонополизации,
- дифференцированный
подход к объектам демонополиза
Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики