Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время под экономической конкуренцией понимается динамический процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2. ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.3. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ 12
2.1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 12
2.2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 15
2.3. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 18
2.3.1. МОНОПОЛИЯ 20
2.3.2. ОЛИГОПОЛИЯ 22
2.3.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 25
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 29
3.1. ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 31
3.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА 33
3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 36
3.3.1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 36
3.3.2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 249.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

Курсовая работа

на тему:

«Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность Конкуренции и её значение 4

1.1. Понятие конкуренции, и её роль в экономике 4

1.2. Функции конкуренции 6

1.3. Краткосрочное равновесие конкурентного производителя 8

Глава 2. Виды и структура конкуренции 12

2.1. Виды конкуренции 12

2.2. Совершенная конкуренция 15

2.3. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции 18

2.3.1. Монополия 20

2.3.2. Олигополия 22

2.3.3. Монополистическая конкуренция 25

Глава 3. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 29

3.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 31

3.2. Необходимость государственного регулирования рынка 33

3.3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях 36

3.3.1. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой 36

3.3.2. Антимонопольное законодательство России 38

Заключение 42

Список использованной литературы 43

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема настоящей работы: «Конкуренция». Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества субъектов  рыночной экономики. И именно в рыночной экономике она необходима.

В настоящее время под экономической  конкуренцией понимается динамический процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В конкурентных экономических  условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики – эффективность  производства повышается, создаются  условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно  появляются новые товары и новые  производители. Давая потребителю  право выбора, рыночная конкуренция  обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным  предпринимателям.

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Глава 1. Сущность Конкуренция и её значение

1.1 Понятие конкуренции,  и её роль в экономике

Этимологически слово  конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в  рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими  словами, вне конкурентной среды  индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции конкуренции

Конкуренция в рыночной экономике  выполняет следующие функции:

  • Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  • Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

    -предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  • Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

  Политика в области  конкуренции призвана заботиться  о том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

   - технический прогресс  в отношении изделий и прогрессов  быстро внедряется (инновация под  давлением  конкуренции);    

   - предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. При развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства. При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Краткосрочное равновесие конкурентного производителя

Целью фирмы является получение  максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении  выступает как разница между  общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими  прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в  свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P × Q.

При рассмотрении кривой спроса конкурентного производителя необходимо иметь в виду два обстоятельства:

1. Поскольку доля каждой  отдельной конкурентной фирмы  в общем объёме предлагаемых  товаров и услуг незначительна,  то она не может повлиять  на рыночную цену. Уровень цены  диктуется рынком, задаётся извне,  а фирма приспосабливается к  нему. Поэтому кривая спроса на  стандартизированный продукт отдельной  фирмы, имеющий много заменителей,  совершенно эластична (угол её  наклона равен нулю). Это означает, что фирма может продавать  любое количество продукта, не  воздействуя на уровень цены. Рыночная же кривая спроса  имеет обычный отрицательный  наклон.

2. Цена за единицу продукта  для покупателя является выручкой  от единицы продукта или средней  выручкой, - для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.

Таким образом, в связи  с тем, что конкурентная фирма  не может влиять на цену, у неё  остаётся только единственная возможность  увеличения прибыли – поиск такого объёма производства, при котором  TR – TC = max.

В краткосрочном периоде  осуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём изменения величины переменных ресурсов.

Решая эту задачу, фирма  должна ответить на три вопроса:

1. следует ли производить;

2. если да, то какой объём;

3. какая при этом прибыль будет получена.

В экономической теории существуют два основных подхода к определению  уровня производства, максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC.

В современной экономике  предпочтение отдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить  аналитическим и графическим  путём.

Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и  остановки производства.

1. Максимизация прибыли.  В условиях совершенной конкуренции кривая TR представляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рис. 1. а).  

        Рис. 1. Случай максимизации прибыли

 

Разница по вертикали между  кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.

Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1. б) показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен .

Применение правила равенства  MR и MC не ограничивается моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условиях совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.

Определив равновесный выпуск, можно подсчитать прибыль, которая  будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.

Таким образом, когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена равна средним издержкам  при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирма будет лишь покрывать свои издержки.

2. Минимизация убытков. 

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме