Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время под экономической конкуренцией понимается динамический процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2. ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.3. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ 12
2.1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 12
2.2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 15
2.3. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 18
2.3.1. МОНОПОЛИЯ 20
2.3.2. ОЛИГОПОЛИЯ 22
2.3.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 25
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 29
3.1. ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 31
3.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА 33
3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 36
3.3.1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 36
3.3.2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 249.08 Кб (Скачать файл)

Когда цена падает ниже минимума средних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль (рис. 2. а).

Однако фирма должна продолжать производство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма  несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.

3. Остановка производства.

Если цена упадёт ниже минимума средних переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и  фирма закрывается. Убытки на рис. 2. б. изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.

      Рис. 2. Случаи минимизации убытков и остановки производства

При выпуске  потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.

Таким образом, фирма: а) максимизирует  прибыль, если P > AC или TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC; в) закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды и  структура конкуренции

2.1. Виды конкуренции

 

Схема 1. Виды конкуренции

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и  средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую  прибыль. Крупные предприятия могут  себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием  «война цен».

В последнее время снова  возродился интерес к ценовой  конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить  ресурсы и, следовательно, снижать  себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качества, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции  характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное  ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего  влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые  изделия

Разная  продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые  или различные изделия

Уникальный  товар, не имеющий заменителей

Доля  рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует  в узких рамках

Большая

Максимальная

Барьеры для входа в отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные  монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция  – тип конкуренции, при котором  фирмы не обладают рыночной властью  и конкурируют по цене. Характерной  ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения прибыли и единственным доступным для них способом получения  экономической прибыли является снижение издержек производства, а  совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики1.

Данная конкуренция характеризуется  большим числом продавцов, конкурирующих  между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию  многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным  производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать  заметного влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию складывается стихийно под воздействием спроса и  предложения. В основе ее лежит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно  необходимыми затратами труда на производство единицы продукции. Вследствие стандартизации продукции отсутствует  основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в  качестве продукции, рекламе или  стимулировании сбыта.

Участники конкурентного  рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление  о ценах, технологии производства, возможной  прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении. В таком рынке новые  фирмы могут свободно входить  в него, а существующие – свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни технологических, ни финансовых или других серьезных  препятствий. Ограничителем здесь  выступает лишь получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить  товары до той точки, в которой  цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки он будет существовать в данной отрасли, после нее – покидает отрасль, перемещая капитал в ту из них, которая приносит наивысшую прибыль. Это в свою очередь означает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределяются эффективно2.

Совершенная конкуренция  представляет собой скорее теоретическую  модель, нежели тип реального соперничества  фирм. Во-первых, сами условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукции фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость современного производства такова,  что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно ее асимметрия, является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где-то и встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции.

Преимущества свободной  конкуренции. Сторонники свободного рынка, начиная с А. Смита, неизменно подчеркивают его преимущества как автоматического регулятора экономики, который поощряет эффективное распределение и использование материальных ресурсов, труда, сдерживает неэффективные затраты, стимулирует многообразие товарного рынка.

Вот основные аргументы сторонников  чистой конкуренции.

  1. В условиях свободной конкуренции предприниматель вынужден ограничиваться нормальной прибылью. Это означает, что механизм ценовой конкуренции не позволяет получать экономическую прибыль, исключает любой вид монопольного дохода и, следовательно, не допускает присвоения чужих доходов.
  2. Невозможность влиять на цены в условиях чистоконкурентного рынка создает для предпринимателя ситуацию постоянства цен, которые под влиянием конкуренции стремятся к минимуму средних общих издержек. Следовательно, единственным способом получить экономическую прибыль остается снижение издержек производства, а предприниматель должен заботиться о максимально рациональном использовании применяемых ресурсов. А поскольку конкуренция постоянно лишает его образовавшейся экономической прибыли, постольку забота об экономии затрат делается постоянной, непрерывной.
  3. То же постоянство цен создает ситуацию, когда увеличение валового дохода (выручки) может быть достигнуто лишь путем расширения выпуска (производства, продаж). Следовательно, предприниматель вынужден искать пути увеличения спроса, расширять ассортимент изделий, изучать потребности и вкусы потребителей, «гоняться» за покупателем и т.п.

Обобщая эти аргументы, сторонники свободного рынка в целом справедливо  делают вывод о том, что в условиях чистой конкуренции достигается  совпадение интересов предпринимателей и общества. Такое совпадение возникает  автоматически, вне желаний субъектов  рынка заботиться друг о друге, под  воздействием неумолимых законов ценовой  конкуренции, той самой «невидимой руки» А. Смита3.

 

 

 

 

 

2.3. Типы рыночных  структур несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция  – тип конкуренции, при котором  фирмы обладают рыночной властью  и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкуренции представляет способ соперничества фирм, имеющих  разные размеры и издержки, отличительные  характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные  конкурентные стратегии. Экономическое  содержание этого типа конкуренции  состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собой постоянно  модифицирующийся процесс противодействия  господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно  неценовых факторов конкуренции4.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут  существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения  между участниками рынка: производители  внимательно следят за поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть своевременной.

Наиболее распространенные формы несовершенной конкуренции  – это:

  • Монополия;
  • Олигополия, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей;
  • Монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

  • значительная доля рынка у отдельных производителей;
  • наличие барьеров проникновения в отрасль;
  • неоднородность продуктов;
  • несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они  вместе способствуют отклонению рыночного  равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель  определенной продукции (монополист) или  группа сговорившихся между собой  крупных фирм (картель) в состоянии  поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием  несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен  с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции  является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной  конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 3).

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что  большие объемы продукции при  несовершенной конкуренции фирма  может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы  значимо в масштабах отрасли.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме