Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:12, курсовая работа
В настоящее время под экономической конкуренцией понимается динамический процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2. ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.3. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ 12
2.1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 12
2.2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 15
2.3. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 18
2.3.1. МОНОПОЛИЯ 20
2.3.2. ОЛИГОПОЛИЯ 22
2.3.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 25
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 29
3.1. ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 31
3.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА 33
3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 36
3.3.1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 36
3.3.2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
3.3. Регулирование
конкурентных отношений в
3.3.1. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.
Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.
В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:
- созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
-слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
-ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
- возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
- отсутствия между ее
структурными подразделениями
- возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченными, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
3.3.2. Антимонопольное законодательство России.
Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.
Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.
Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение
или поддержание цен на
- раздел рынка по
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.
Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии. Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.
Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты, определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.
Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.
Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Заключение
В современных условиях конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой или точкой отсчета в понимании способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменения цен на их продукцию и используемые факторы производства. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работе детально
рассмотрена понятие
Список использованной литературы
1 Сидоровича А.В.; МГУ им. М.В. Ломоносова. - //Курс экономической теории// – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – с. 151– (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
2 Зубко Н.М., Зубко А..Н. - // Экономическая теория // - Мн. «ТетраСистемс», 2002. – стр.114
3 Саранцев М.А. - //Микроэкономика// - М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2002 стр.144
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме