Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 10:24, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение конкурентоспособности и разработка рекомендаций к ее повышению для ООО «ФБ Трейдинг».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
оценить конкурентоспособность ООО «ФБ Трейдинг»;
оценить ситуацию на рынке автомобильной химии;
предложить систему мероприятий по повышению конкурентоспособности объекта исследования.
Важнейшая составляющая конкурентоспособности в значительной мере сводится к качеству продукции. Многие исследования показали, что конечное решение о покупке на 30-35% связано с качественными характеристиками товара или услуги. Однако это далеко не всё.
Вторая составляющая это всё то, что связано со сбытом и сервисом товаров и услуг. Часто потребитель согласится на приобретение продукта качеством ниже, но с отлаженным и недорогим сервисом (например, автомототехника) и/или при отсутствии налаженного сбыта в его (покупателя) районе проживания вынужден будет приобретать товар или услугу более дорогую и/или худшую, то есть менее конкурентоспособную.
Все факторы определяющие конкурентоспособность международных компаний можно разделить на 6 групп:
Качество товаров и услуг. Качество главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми. Так, например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, затратные (ценовые и расходы, связанные с эксплуатацией), престижа и прочие.
Цена товаров и услуг. Цена это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
1)Совокупные издержки
2)Затраты общественного труда;
3)Качество товара;
4)Функции и свойства товара;
5)Квалификация персонала;
6)Технологический уровень
7)Налоговое законодательство
8)Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
9)Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
10)Упаковка товара;
11)Известность фирмы;
12)Уровень сервисного и
13)Маркетинговая деятельность
14)Спрос и предложение на
15)Торговая наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:
Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.
Технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым, снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность финансирования.
Доступность источников финансирования. В основном используется два вида финансирования это заёмное и размещение ценных бумаг (в основном выпуск и котирование на бирже акций). Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.
Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с международными требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет значительно больше возможностей для привлечения требуемого капитала. Способность менеджмента привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества предприятия. То есть проблема финансирования также является, в первую очередь, проблемой качества управления предприятием. Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заёмной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов или среди определённых инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения - это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности - важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.
Оценка конкурентоспособности международной организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени.
Конкурентоспособность международной организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
Можно выделить базовые критерии и группы показателей, которые могут быть использованы для оценки конкурентоспособности международной компании (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Критерии и группы показателей конкурентоспособности предприятия
Критерии |
Показатели |
1.Наличие и обеспеченность производственными ресурсами |
Уровень обеспеченности основными производственными фондами, уровень организации производства, уровень инновационных технологий. |
2. Обеспеченность материально- |
Источники материально-технического снабжения и их характеристика; численность и надежность поставщиков товаров, характер отношений с поставщиками. |
3. Эффективность торговой |
Эффективность управления, экономичность суммарных затрат, рациональность использования основных и оборотных фондов, производительность. |
4. Эффективность финансового |
Показатели финансовой деятельности предприятия (ликвидности, платежеспособности и др.). |
5. Конкурентоспособность товаров и услуг |
Качество товаров, цена, ассортимент товаров и услуг, расходы на транспортировку и хранение и т.д. |
6. Конкурентоспособность |
Уровень маркетинговых исследований, уровень управления товародвижением, конкурентоспособность предприятий-конкурентов. |
7. Кадровый потенциал |
Обеспеченность и квалификация персонала, обучение кадров, потребность в новых кадрах. |
8. Инновационный потенциал |
Предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм, используемые для достижения поставленных целей в области наукоемких технологических процессов, новых видов продукции, а также новых видов услуг |
9. Эффективность системы |
Организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, иерархия системы управления, нормы управляемости, система коммуникаций и информационных (потоков, их эффективность). |
10. Наличие конкурентных |
Уникальность предприятия, имидж предприятия, его бренд, ценность для потребителей, прибыльность. |
Примечание – Источник: [21, с.271].
Определение критериев конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Оценка конкурентной позиции требуется для: разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции; привлечения средств инвестора в перспективное производство; составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.
Что касается конкурентоспособности товара, критерии ее оценки можно классифицировать по виду удовлетворяемых потребностей (уровень качества, цена потребления, уровень системы формирования спроса и стимулирования сбыта, качество сервиса), количеству учитываемых характеристик (единичный, сводный, интегральный). Кроме того, критерии следует группировать по назначению:
Номенклатура критериев конкурентоспособности, ограниченная парой качества/цены, применяется изготовителями и специалистами по конкурентоспособности уже более 20 лет. Однако методика, основанная лишь на этих двух критериях, пригодна только для продукции производственного назначения, так как не учитывает особенностей товаров народного потребления. В связи с этим, считается, что на современном этапе развития рынка и науки о рынке номенклатура критериев конкурентоспособности товара, ограниченная качеством и ценой, не отвечает принципу достаточности, не учитывает мотивацию потребителей как приоритетных субъектов рынка.
Рассмотрим критерии конкурентоспособности товара, дополняющие традиционную пару - качество/цена:
1. Критерий
безопасности. Исследователи проблемы
конкурентоспособности
Во-первых, установленные законодательством и национальными стандартами значения норм, как правило, не отражают наивысшие достижения науки и техники и по существу являются компромиссом между возможностями промышленности (представленной большинством изготовителей) и требованиями потребителей. Поэтому величина превышения норматива безопасности должна рассматриваться как мера конкурентного преимущества. Во-вторых, не для всех товаров и услуг установлены нормы по безопасности. В-третьих, товар, выпущенный предприятием, сертифицировавшим систему качества, имеет повышенную стабильность безопасности и соответственно повышенную конкурентоспособность. В-четвертых, по ряду товаров существуют градации безопасности в зависимости от соответствия тем или иным стандартам или ступеням качества.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения