Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности швейной отрасли 5
1.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 7
1.3 Состояние развития швейной отрасли по России 14
2. Оценка конкурентоспособности предприятий швейной отрасли Республики Бурятия. 18
2.1 Состояние и развития предприятий легкой промышлености РБ 18
2.2 Анализ конкурентной среды рынка швейных изделий 19
3. Разработка конкурентной стратегии ООО «Ажур-Текс» 21
3.1 Экономическое обоснование разработки конкурентной стратегии предприятия 21
3.2 Основные направления стратегии 26
3.3 Экономическая эффективность внедрения конкурентной стратегии на ООО «Ажур-Текс» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике ажур.docx

— 201.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

(ФГОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра: «Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг»

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЭВ-14

Еронтьева М.М.

Проверил: Дугина Е.Л

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.

Сегодня на каждый сегмент мирового рынка претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельность транснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировых рынках агрессивно действуют азиатские страны, экономика которых стремительно растет. Благодаря революционным научным открытиям стали доступны новые технологии и материалы. В мире резко увеличилось потребление энергоресурсов, происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных запасов. Все это диктует новые задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но и перед правительствами всех стран.

Проблема конкурентоспособности актуальна и для Республики Бурятия. В условиях жесточайшей конкуренции, которыми характеризуется любая рыночная экономика, выжить может только тот субъект хозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям в экономической среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях в законодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программы содействия развитию различных форм предпринимательства. Конечно, такие программы весьма тяжелы для государственного бюджета и не всегда есть возможность финансировать отдельные сферы приложения интересов государства.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Данная тема актуальна, так как успешность функционирования любого предприятия зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям, тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Объект исследования – ООО «Ажур-Текс».

Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ООО «Ажур-Текс».

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс».

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;

2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс»;

3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс».

Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ООО «Ажур-Текс».

 

1. Теоретические  аспекты повышения конкурентоспособности  предприятия

 

1.1 Сущность и  факторы конкурентоспособности швейной отрасли

 

Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Понятие конкурентоспособности продукции очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. В различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений конкурентоспособности продукции, подчас противоречащих друг другу.

Под конкурентоспособностью продукции понимает «Комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик в швейной отрасли, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого в швейной отрасли над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».

Данное определение, а именно: «Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», – более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.

Конкурентоспособность – более высокое по сравнению с в швейной отраслими-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик в швейной отрасли и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Конкурентоспособность в швейной отрасли – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными в швейной отраслями, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность в швейной отрасли является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке

Факторы конкурентных преимуществ в швейной отрасли подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам конкурентного преимущества в швейной отрасли относятся:

– уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия;

– сила конкуренции на рынке товаров;

– сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;

– сила конкуренции среди товарозаменителей;

– появление новых потребностей;

– уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;

– активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам конкурентного преимущества в швейной отрасли относятся:

– патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) в швейной отрасли;

– рациональность организационной и производственной структур предприятия;

– конкурентоспособность персонала предприятия;

– прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;

– уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;

– уровень системы управления (менеджмента);

– обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.

Основными факторами конкурентоспособности в швейной отрасли являются:

– цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;

– уровень качества товара (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий);

– соотношение цены потребления товара (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;

– неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;

– сводные параметрические индексы конкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя.

 

1.2 Методика оценки  конкурентоспособности предприятия

 

Оценив факторы, предприятие сравнивает их с аналогичными показателями конкурентов и определяет уровень конкурентоспособности на рынке.

В практике маркетинга применяются различные методы определения конкурентоспособности предприятия.

Наиболее популярными являются:

- опрос;

- анализ экономической  конкурентоспособности;

- метод балльной оценки;

- метод построения профиля  требований;

- метод балльной оценки  с учетом степени весомости  факторов;

- метод расчета конкурентоспособности  маркетинговой деятельности предприятия.

Опрос, который проводится с целью выявления конкурентоспособности предприятия, начинается с разработки анкеты. Анкета содержит вопросы по продукции предприятия, по потребителям данной продукции, тенденциям деятельности предприятия, по прибыльности отдельных сегментов.

Основой для анализа экономической конкурентоспособности являются показатели, рассчитываемые как: отношение контрактной цены к прибыли (K1), издержек обращения к прибыли (K2) и маркетинговых затрат к прибыли (K3). Примерные нормативы показателей: K1=1,1; K2=0,7; K3=0,4.

Данные показатели сопоставляются с аналогичными показателями конкурентов, на основании чего делается вывод о конкурентоспособности предприятия.

Для проведения оценки конкурентоспособности предприятия при помощи метода балльных оценок используется 5-балльная шкала, с помощью которой эксперты оценивают приведенные факторы (0-наиболее слабые позиции, 5-наиболее сильные позиции) (таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Балльная оценка факторов конкурентоспособности предприятия

Факторы

Рынок

Предприятие

Конкуренты

1

2

3

Продукт

Качество продукции

       

Уникальность

       

Сумма баллов

       

Цена

Скидки

       

Прейскурантная

       

Сумма баллов

       

Каналы сбыта

Формы сбыта

       

Система транспортировки

       

Сумма баллов

       

Продвижение

Стимулирование сбыта

       

Личная продажа

       

Сумма баллов

       

 

 

 

Предприятие, набравшее наибольшее количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным на рынке.

Метод построения требований также основан на балльной оценке экспертов (5 баллов – отлично, 1 – очень плохо). Предприятие, показатели которого отражены в правой части графика, обладает конкурентными преимуществами.

Метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Балльная оценка с учетом коэффициента весомости

Показатель

Коэффициент весомости

Предприятие

Конкуренты

Балл

Оценка

1

2

Балл

Оценка

Балл

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

Качество продукции

             

Доля рынка

             

Имидж предприятия

             

Относительная цена

             

Условия платежа

             

Условия поставки

             

Расходы на рекламу

             

Коэффициенты важности в сумме составляют 1 или 100


 

 

Относительный показатель конкурентоспособности предприятия рассчитывается по формуле:

 

(1)

 

где П – относительный показатель конкурентоспособности;

Бф- балльная оценка анализируемого предприятия;

Бк- балльная оценка конкурента.

Если П<1, то предприятие неконкурентоспоспособно; П=1 – находится на одинаковом уровне с конкурирующим предприятием; П>1, то оно превосходит конкурента.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения