Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности швейной отрасли 5
1.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 7
1.3 Состояние развития швейной отрасли по России 14
2. Оценка конкурентоспособности предприятий швейной отрасли Республики Бурятия. 18
2.1 Состояние и развития предприятий легкой промышлености РБ 18
2.2 Анализ конкурентной среды рынка швейных изделий 19
3. Разработка конкурентной стратегии ООО «Ажур-Текс» 21
3.1 Экономическое обоснование разработки конкурентной стратегии предприятия 21
3.2 Основные направления стратегии 26
3.3 Экономическая эффективность внедрения конкурентной стратегии на ООО «Ажур-Текс» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике ажур.docx

— 201.19 Кб (Скачать файл)

Второй компонент механизма – рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе действия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность товара. К числу ценовых факторов относятся:

– изменение типа конкуренции на рынке товаров;

– появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов;

– изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов;

– появление на рынке товаров новых конкурентов;

– появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары заменители;

– изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;

– изменение потребностей и свойств потребителей.

Третий компонент механизма – инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров – представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.

Направления инновационного государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития страны и осуществления курса на инновационное развитие. Такими направлениями являются:

– создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малого бизнеса;

– проведение инновационной и инвестиционной политики, включая разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации стандартизации и сертификации продукции;

– проведение эффективной налоговой, кредитной, ценовой и антиинфляционной политики;

– развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;

– правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Четвертый компонент механизма – регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.

Пятый компонент механизма – регулирование конкурентоспособности страны основывается на международной конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усилений в направлении открытости их экономик.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров являются:

– развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;

– адаптация предприятий к внешней среде и прежде всего к рынку;

– использование инновационных подходов с целью повышения эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия;

– создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление;

– формирование спроса на определенный товар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить;

– повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми материальными ресурсами и информацией;

– правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав факторы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции, можно сделать заключение, что конкурентоспособность продукции – решающий фактор коммерческого успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. На конкурентоспособность продукции влияют как внешние, так и внутренние факторы. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

 

3.2 Основные  направления стратегии

Стратегия предприятия — основа его жизнеспособности и успеха.

Основное назначение стратегии — создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес — успеха в долгосрочной перспективе. При разработке стратегии создается подсистема функциональных стратегий, разрабатываемых для основных направлений деятельности компании. К основным функциональным стратегиям, которые разрабатываются как отдельные блоки в рамках главной стратегической концепции, относятся:

А. финансовая стратегия;

Б. маркетинговая;

В. производственная;

Г. стратегия управления персоналом.

1. Маркетинг– маркетинговая  стратегия.

Реализация маркетинговой стратегии направлена на создание комплекса конкурентных преимуществ и эффективное использование предприятием возможностей со стороны рынка для достижения его стратегической цели.

Провести анализ ежеквартальных объемов продаж и установить, от чего он зависит: от прихода и переработки сырья, от сезонного спроса, который традиционно оказывает сильное влияние. Если продажи мало зависят от рыночной конъюнктуры, то это явный показатель того, что предприятие не полностью удовлетворяет спрос в секторе рынка с которым работает и имеет резервы для увеличения продаж, если будет более активно прорабатывать свои сегменты рынка. Определяется, как рынок данного вида товара изменится, или не претерпит существенных изменений. Спрос на продукты будет оставаться достаточно традиционным и стабильным, определяемым демографической ситуацией в регионе или будет расти, тогда в связи с какими факторами: мода, другие потребительские предпочтения.

Оценка заказов на душу населения.

Отрасль стара, давно сформирована и не подвержена росту или динамично развивается. Возможно некоторое увеличение числа потребителей (оптовиков). Оценка изменений, связанных с дальнейшим развитием сферы услуг. На что это вызовет соответственное увеличение спроса и как использовать это расширение рынка.

Сервис. Как зависит успешность продвижения продукта и эффективность конкуренции от продажного и послепродажного обслуживания. Наши люди не привыкли к сервису и, наверное, по этому уделяют мало внимания ему при анализе, но часто именно сервис определяет конкурентное преимущество и предопределяет появление или уход с рынка продукта. Сервис и отношения с партнерами по бизнесу будет иметь огромное значение. Для гибкого и оперативного обслуживания розничной сети, целесообразно идти на дополнительные затраты. Данный подход позволит снизить время пребывания на маршруте, повысит качество обслуживания и личную ответственность, а так же позволит решить ряд острых проблем, а иногда и снизить затраты на доставку. Необходимо всесторонне улучшить качество обслуживания клиентов, дифференцировать их по приоритетности для компании (доля выручки, регулярность и состав закупок); установить устойчивые отношения с поставщиками.

Анализ изменения цен. Какие цены на традиционные продукты, изменятся ли они, или предполагаются более высокие цены лишь на новые (модифицированные) продукты. Возможен рост требований потребителя к качеству товара.

Новые изделия, на которые в будущем необходимо обратить особое внимание.

Виды стратегий:

1 Стратегия ограниченного  роста. Наиболее привлекательная  с хорошим портфелем заказов. Данная стратегия применяется, когда  производство и реализация продукции  налажены, предприятие получает  стабильную прибыл и нет причин  рисковать.

2 Стратегия роста. Рекомендуется  для развивающихся фирм, пытающихся  предложить на рынке новые  товары и услуги. Выделяют стратегии  интенсивного, интирационного и диверсификационного роста.

3 Стратегия сокращения. Заключается  в сокращении или переориентации  компании, не выживающей в сложившихся  условиях рынка. Осуществление данного  вида стратегии может выражаться  в ликвидации предприятия.

4 Сочетание различных  видов стратегии. Обычно этим  способом пользуются крупные  фирмы.

Для российского рынка характерны следующие три вида стратегии, которые учитывают особенности российской экономики и которых компания может придерживаться при любых условиях внешней среды:

1. Оборонительная стратегия  или стратегия выживания. Руководители  фирмы пытаются максимально использовать  ресурсы и внешние факторы  для сохранения тематики фирмы, основных сотрудников. Относительно  ресурсов – модернизация производства, совершенствование планирования, обновление  ассортимента, подключение внешних  факторов и т.д.

2. Агрессивная рыночная  стратегия или стратегия роста. Руководство предпринимает значительные  усилия для поиска новых путей  развития, разработки планово-экономического  прорыва и риска. При этом используются  новые достижения в технологиях, подбирается высококвалифицированный  персонал и т.д.

Вообще для любого предприятия разработка и реализация целей будут значимой частью процесса стратегического управления.

Быстрое нарастание во внешней среде организаций, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном рынках делают особенно актуальным разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.

 

3.3 Экономическая  эффективность внедрения конкурентной  стратегии на ООО «Ажур-Текс»

Стратегию фокусирования, или узкой специализации, можно определить как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности. Она радикально отличается от других стратегий, поскольку основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночной ниши).

Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов, однако более важная причина — усиление барьеров входа в отрасль или на рынок. Именно поэтому стратегия фокусирования или узкой специализации, присуща, как правило, небольшим предприятиям, хотя ею могут воспользоваться и крупные предприятия. При применении такой стратегии необходимо помнить, что потенциал бизнеса ограничивается, прибыль может быть упущена. Кроме того, возможна конкуренция с крупными фирмами, использующими эффект масштаба производства. Выделяют два направления фокусирования: в пределах выбранного сегмента рынка фирма старается достичь преимущества в издержках, либо усиливает дифференциацию продукции, либо осуществляет то и другое.

Используя стратегию фокусирования для нашего предприятия выделяя узкий спектр потребителей (клиентов) с низким доходом и с учетом отдаленности должен принести положительный результат.

Данная стратеги для швейного производства будет направлена на достижение высокого качества и уникальных характеристик изделий, путем увеличения производительности, и минимизацию затрат, удовлетворение потребностей заказчиков.

Стратегия фокусирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном, часто единственном сегменте рынка. При этом основу стратегии составляет особая направленность деятельности предприятия и уровень квалификации его персонала, позволяющие успешно обслуживать рыночную нишу. В сущности, стратегия фокусирования предполагает совмещение назревших, осознанных потребностей общества в чем-либо и не вполне осознанных, не традиционных форм, методов и способов их удовлетворения. В этой стратегии также велика роль маркетинга, которая сводится к определению назревших проблем и возможных способов их решения. Считается, что в экономике любой страны существует множество рыночных ниш, в том числе и на традиционных, давно поделенных рынках. Основная опасность для предприятия с данной стратегией может происходить от других ниш отрасли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведенному в курсовой работе исследованию, мы можем констатировать:

Конкурентоспособность товара – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.

Обобщая результаты проведенного во второй главе курсовой работы исследования, можно сделать следующие важнейшие выводы:

ООО «Ажур-Текс» практически половину своей продукции реализовывает в республике, однако продажи с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2007г. до 47,5% в 2008г. и до 44,3% в 2009г.). Около 30% продукции ООО «Ажур-Текс» реализуется на рынке г. Улан-Удэ, причем большая часть через фирменную торговлю (чуть более 20% от общего объема продаж).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения