Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ООО «Ажур-Текс».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности швейной отрасли 5
1.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 7
1.3 Состояние развития швейной отрасли по России 14
2. Оценка конкурентоспособности предприятий швейной отрасли Республики Бурятия. 18
2.1 Состояние и развития предприятий легкой промышлености РБ 18
2.2 Анализ конкурентной среды рынка швейных изделий 19
3. Разработка конкурентной стратегии ООО «Ажур-Текс» 21
3.1 Экономическое обоснование разработки конкурентной стратегии предприятия 21
3.2 Основные направления стратегии 26
3.3 Экономическая эффективность внедрения конкурентной стратегии на ООО «Ажур-Текс» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике ажур.docx

— 201.19 Кб (Скачать файл)

Преимущество по показателю конкурентоспособности в размере 30% указывает на конкурентоспособное, но неустойчивое положение предприятия на рынке, в 30-50% - на достаточно устойчивое, преимущество в 50-70% оценивается как успешное.

Метод расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия предполагает группировку критериев конкурентоспособности по отдельным элементам маркетинга (продукт, цена, распределение, продвижение):

  1. По продукту:

Коэффициент рыночной доли (Крд) показывает долю рынка предприятия:

 

(2)

 

где ОП – объем продаж фирмы;

Ер- емкость рынка.

Коэффициент изменения объема продаж (Киоп) показывает изменение конкурентоспособности за счет изменения объема продаж:

 

(3)

 

где ОПкоп; ОПноп – объем продаж на конец и начало отчетного периода.

  1. По цене:

Коэффициент уровня цен (Куц) показывает зависимость уровня конкурентоспособности от изменения цены продукта:

 

(4)

 

где Цmax-максимальная цена товара на рынке;

Цmin-минимальная цена товара на рынке;

Цуп- цена товара, установленная предприятием.

  1. По доведению продукта до потребителей:

Коэффициент доведения продукта до потребителей (Ксб) показывает зависимость уровня конкурентоспособности предприятия от финансирования сбытовой деятельности.

 

(5)

 

где Киоп- коэффициент изменения объема продаж;

  - сумма затрат на сытовую деятельность на конец и начало отчетного периода.

  1. По продвижению продукта:

Коэффициент рекламной деятельности (Крд) характеризует зависимость уровня конкурентоспособности от затрат на рекламу:

 

(6)

 

где Киоп – коэффициент изменения объема продаж;

Зрдкоп; Зрдноп – затраты на рекламную деятельность на конец и начало отчетного периода.

Коэффициент использования персональных продаж (Кипп) указывает на рост конкурентоспособности за счет применения персональных продаж с участием торговых агентов:

 

(7)

 

где Киоп – коэффициент изменения объема продаж;

Зтакоп; Зтаноп – затраты, связанные с персональной продажей торговых агентов на конец и начало отчетного периода.

Далее определяется коэффициент маркетингового тестирования (Кмтк) – итоговый показатель конкурентоспособности для данного продукта:

 

(8)

 

где L – общее число показателей.

Для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия определяется сумма коэффициентов всех продуктов (Кz):

 

(9)

 

где n – количество продуктов предприятия.

Для более полного анализа конкурентоспособности предприятия учитываются финансовые показатели: коэффициент текущей ликвидности (Ктл) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс).

Полная формула конкурентоспособности предприятия выглядит следующим образом:

 

(10)

 

где Ктл – текущая ликвидность предприятия;

Косс – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Конкурентные позиции предприятия зависят также от поддержки, получаемой со стороны государственных органов.

 

1.3 Состояние  развития швейной отрасли по  России

 

Прежде чем говорить о проблемах предприятий легкой промышленности и их возможных решениях, важно рассмотреть ее состояние и динамику развития на макроуровне за последние 20 лет, используя доступные статистические показатели. Данный раздел посвящен общей характеристике ситуации в отрасли на основе анализа ключевых статистических индикаторов. Используя данные Федеральной службы государственной статистики, мы последовательно рассмотрим долю расходов на товары легкой промышленности в структуре расходов населения, динамику производства в отрасли, структуру цен, а в заключение остановимся на вопросах экспорта и импорта. Отдельного внимания заслуживает сравнение основных показателей в динамике с начала 1990-х годов по настоящее время. Легкая промышленность имеет сложную структуру, включая две группы производств: текстильное и швейное производство, на которые приходится около 80% объема выпуска, а также производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, на которые приходятся остальные 20% выпуска. Текстильное и швейное производство включает текстильное производство (47% выпуска), охватывающее изготовление пряжи и ниток, тканей, трикотажных и чулочно-носочных изделий, нетканых материалов, ковров и ковровых изделий, крученых изделий и шпагата, и производство одежды, выделку и крашение меха (30%). Последнее объединяет производство швейных изделий, аксессуаров, одежды, производство одежды и головных изделий из меха, из кожи, одежды для спорта и отдыха и спецодежды. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви охватывают дубление и отделку кожи (8% выпуска), производство товаров и изделий из 14 кожи (1%) и производство обуви (14%) — кожаной, текстильной, резиновой и валяной.

В целом легкая промышленность включает 14 отраслей, в которых работают 29 тыс. предприятий и 49 тыс. индивидуальных предпринимателей. Число занятых в отрасли составляет свыше 360 тыс. чел. При этом в легкой промышленности функционирует достаточно большое количество малых предприятий (на 2011 г. их число составляло 3,4 тыс.), а доля занятых на них достигала до трети работников отрасли.

Доля легкой промышленности в ВВП относительно невелика: в 2011 г., по данным Минэкономразвития России, она составляла

Рис. 1.1. Структура легкой промышленности в России

 

0,2%, а в общем объеме  отгруженных товаров собственного производства промышленной сферы деятельности — 0,7%2. Доля занятых работников составляет чуть более полпроцента.

Доля отрасли в экспорте и импорте сегодня также невелика: доля продукции обувной и текстильной промышленности в российском экспорте не превышает 0,2%. В российском импорте доля текстиля, текстильных изделий и обуви заметно выше — достигает 5,5%.

В начале 1990-х годов в отрасли произошел обвал производства: его объем в стоимостном выражении снизился в 5 раз, в натуральном — в 8 раз. Он был обусловлен разрушением старых вертикально-интегрированных цепей поставок и массовым наплывом дешевого импорта (прежде всего из Китая). Отрасль оказалась на грани исчезновения, но она выжила, и в 2000-е годы начался ее умеренный рост. Хотя и в настоящее время до уровня 1990 г. ей очень далеко. Например, производство тканей составляло в 2011 г. чуть более 40% уровня 1990 г., а производство жестких кожтоваров — лишь 3,4%. Спад производства был характерен (хотя и в разной степени) для всех видов деятельности легкой промышленности.

 

 

2. Оценка конкурентоспособности предприятий  швейной отрасли Республики Бурятия.

2.1 Состояние  и развития предприятий легкой  промышлености РБ

Производственно-промышленный комплекс на протяжении многих десятилетий является ведущей сферой экономики Республики Бурятия.

В настоящее время промышленность обеспечивает порядка 25% валового регионального продукта и поступление более 35% налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в консолидированный бюджет Республики Бурятия порядка 40%. Всего в промышленном производстве региона насчитывается более 1500 предприятий и организаций, обеспечивающих рабочими местами до 25% от суммарной среднесписочной численности работников.

В структуре промышленности республики представлены практически все виды деятельности, в основном преобладают высокотехнологические отрасли, существенна доля производств по глубокой переработке сырьевых ресурсов.

В сферу реализации Государственной программы входят следующие виды экономической деятельности: текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; производство резиновых и пластмассовых изделий; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство машин и оборудования; производство транспортных средств и оборудования.

За прошедшие годы отмечен динамичный рост промышленного производства, в 2011 году Республика Бурятия по индексу промышленного производства вышла на 1 место в Сибирском федеральном округе.

Всего в 2011 году отгружено готовой продукции, выполнено работ и услуг на сумму 82,2 млрд. руб., что составило 128% к уровню предыдущего года, при этом доля обозначенных видов экономической деятельности составила 47,8% в целом по промышленности республики.

Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий и организаций в 2011 году составила более 23,2 тыс. чел.

Производительность труда на одного работника сохраняется на низком уровне, по итогам 2011 года в среднем показатель составил 0,56 млн. руб., высокое значение отмечается лишь в производстве транспортных средств и оборудования.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте в 2011 году составила 9,1%. 

 

2.2 Анализ конкурентной  среды рынка швейных изделий

В настоящее время состоит из двух фабрик: ООО «Ажур-Текс», ООО «Ажур»

ООО «Ажур-Текс» один из лидеров текстильной отрасли Республики Бурятия, производит и реализует оптом и в розницу бельевой и верхний трикотаж женского, мужского, детского и ясельного ассортимента. В производстве используются только натуральные полотна, отечественных и зарубежных производителей.

Благодаря развернутой структуре, трикотажная фабрика «Ажур-Текс» обеспечивает полный производственный цикл работ — от идеи до ее воплощения. Конструкторский отдел обеспечивает постоянное обновление и увеличение модельного ряда изделий.

ООО «Ажур» – современное, динамично развивающееся предприятие, специализирующееся на выпуске чулочно-носочной продукции для широкого круга потребителей. 

Современное оборудование фабрики позволяет выпускать как классические, так и эксклюзивные модели разнообразной цветовой гаммы.

Мы производим полный ассортимент мужских, женских и детских носков. Успешное использование импортного оборудования и применение высококачественных натуральных волокон из хлопка и шерсти от ведущих отечественных и западных производителей позволяет разнообразить и создавать модели любого дизайна: от классики до носков со сложным компьютерным рисунком.

Можно выделить следующих конкурентов: ООО «Эльф», ОАО «Буряттрикотаж», ООО «ПКФ ТД Прима-Текс», ООО "Модистка".

 

 

3. Разработка  конкурентной стратегии ООО «Ажур-Текс»

3.1 Экономическое обоснование разработки конкурентной стратегии предприятия

Основой современного механизма повышения конкурентоспособности предприятий и товаров является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде и повышением эффективности использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности предприятий и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности

Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо– и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах.

Первый компонент механизма – инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия и товаров на микроуровне. Научно-обоснованное управление конкурентоспособностью предприятия и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:

– учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения, конкуренции и др.);

– учет механизмов действия законов функционирования предприятия и производственных процессов (законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);

– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);

– ориентация на конкретные рынки и потребности;

– применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;

– применение инновационных методов анализа, прогнозирования и оптимизации (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и др.);

– ориентация на современные количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;

– применение в системе инновационного управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь потребителей и внешней среды с производителями товаров;

– преимущественное использование при многофакторной оценке конкурентоспособности предприятия или товаров удельных и относительных показателей, которые в свою очередь должны быть проранжированы по коэффициентам весомости.

Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:

– повышение качества продукции и уровня послепродажного обслуживания; снижение эксплуатационных затрат у потребителя;

– снижение себестоимости и, соответственно, цены продажи товара;

– проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при сбыте продукции с учетом ее сервисного обслуживания.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия швейной промышленности и способы ее повышения