Кредитная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение приоритетных направлений развития банковской системы Республики Казахстан на основании анализа становления и развития банковской системы Республики Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты функционирования банковской системы;
2) провести анализ современного состояния банковской системы и осветить основные проблемы её функционирования;
3) выявить тенденции развития банковской системы РК на перспективу.

Содержание работы

Введение 4
1 Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в
стабилизации экономики 6
1.1 Сущность кредитной системы Республики Казахстан 6
1.2 Функции и структура кредитной системы Республики Казахстан 8
1.3 Банковская система, её функции и особенности 13
1.4 Банковская система зарубежных стран 16
2 Анализ современного состояния банковской системы Республики
Казахстан и основные проблемы её функционирования 19
2.1 Национальный Банк Республики Казахстан как основное
звено банковской системы 19
2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих
банков в Республике Казахстан 26
3 Совершенствование кредитной системы Республики Казахстан 35
3.1 Проблемы формирования качественного ссудного портфеля банка
и пути их решения 35
3.2 Эффективность размещения кредитных ресурсов и методы
их совершенствования 40
Заключение 45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ЗЭн-102 (2в) Жаскенов Д. (тема 3.30) (исправл 3).doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Национальный  Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровня определяются банковским и иным законодательством Республики Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом  Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном банке Республики Казахстан» №2155, а также Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность  Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан  по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Казакстан Yлттык Банкiнiн Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.

Национальный  банк Казахстана является юридическим  лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства  и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.

Национальный  Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Организационно  Национальный Банк включает центральный  аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

Национальный  банк Республики Казахстан, как и  центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь  ввиду, что в рыночной экономике  эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:

  • коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;
  • деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Национального  банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Создание общих  законодательных, исполнительных, судебных  условий, позволяющим коммерческим  банкам реализовать свои экономические  интересы.

2. Проведение  мер денежно-кредитного регулирования,  оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

3. Установление  экономических нормативов и надзор  за их соблюдением с целью  обеспечение ликвидности банковских балансов.

Воздействие Национального  банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Национального Банка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, – обеспечивать ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования  на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования  деятельности коммерческих банков, а  основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Национального банка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них:

– учетная (дисконтная) политика;

– операции на открытом рынке;

– изменение норм обязательных резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности Нацбанка.

Регулирующие  мероприятия Национального банка  сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом  воздействия Национального банка  на денежную массу и экономику  в целом.

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.

Пассивные операции:

1. Эмиссия банкнот  – является главным источником  ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и  увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.

2. Прием средств  коммерческих банков.

Коммерческие  банки и казначейства могут помещать часть своих пассивов на счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.

Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции, банковские инвестиции; а также операции с  золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные  операции представлены двумя видами:

а) ссудные операции – к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

б) учетные операции – покупка ЦБ векселей у государства  и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой  центральный банк предоставляет  ссуды коммерческим банкам и переучитывает  их векселя, называется официальной  учетной ставкой, или учетной  ставкой центрального банка.

Банковские  инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ состоят  из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных  обязательств в большинстве промышленно  развитых стран служит главной и  даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент воздействия на массу  денег повышенной эффективности.

Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа национальным банком государственных облигаций, и других ценных бумаг. В развитых странах государственные облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь охотно.

Информация о работе Кредитная система Республики Казахстан