Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства…………………………………………………………………………..5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики...7
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………….10
Вывод………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………….54
КТЗ…………………………………………………………………………55
Разбор экономической ситуации……………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

Кировский филиал

Кафедра


«Теории и истории  экономики»

 

Курсовая работа

по макроэкономике на тему №14:

Кредитно-денежная политика национального государства

 

 

 

Студентка

Андреева Зинаида Андреевна

Специальность

Бакалавр экономики

Образование

№ личного дела

Первое высшее

11флб00607

   

Преподаватель

Куклин Андрей Владимирович

   

 

 
   

 

Киров 2012г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Необходимость  и цели кредитно-денежных мероприятий государства…………………………………………………………………………..5

2. Основные инструменты  реализации кредитно-денежной политики...7

3. Особенности  кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………….10

Вывод………………………………………………………………………53

Список литературы……………………………………………………….54

КТЗ…………………………………………………………………………55

Разбор экономической  ситуации………………………………………...55

 

ВВЕДЕНИЕ

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых  условий эффективного развития экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная  политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

 

 

 

  1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства.

Инструментом  косвенного воздействия государства  на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция – создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.

В деятельности кредитно-денежная политика государства  имеет и сильные, и слабые стороны.

Преимущества  кредитно-денежной политики – гибкость и оперативность принятия решений  в соответствии с экономической  конъюнктурой, свобода от политического  давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

В настоящее  время арсенал средств, применяемый  центральными банками для проведения национальной кредитно-денежной политики, представляет собой хорошо регламентированный набор инструментов, который остается достаточно стабильным на протяжении почти всего последнего периода, включая в себя: регулирование ставки рефинансирования, операции на открытом рынке, политика обязательных резервов и количественные кредитные ограничения. Использование этих инструментов зависит от степени развития банковской системы фондового рынка той или иной страны.

Кредитно-денежные и бюджетные методы регулирования  широко используются государством в  проведении антиинфляционной политики.

Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом, т.к. для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.

В государственной  антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев  носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение.

Долгосрочная  антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, т.к. только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.

Важнейшим элементом  долгосрочной антиинфляционной программы  является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть – введение жестких  лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Другим элементом  долгосрочного антиинфляционного  регулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путем сокращения расходов государства.

Результаты  долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует  лишь по истечении продолжительного времени.

Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства.

2. Основные  инструменты реализации кредитно-денежной  политики.

Основными направлениями  государственной кредитно-денежной политики являются изменение учетной  ставки центрального банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Изменение учетной  ставки центрального банка.

Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных  банков и центрального банка. Ее смысл  в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банка тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, т.к. если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих банков. Государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста в целях ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие кредита») называется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).

Изменение нормы  обязательных резервов.

Частные банки  держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размеров их вкладов. Нормы резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

Макроэкономический  смысл регулирования норм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов.

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов и объемов кредитов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, т.к. без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

Кроме того государство  использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них  – установление предельной маржи  и ограничение потребительского кредита.

Предельная  маржа означает, что центральный банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Например, центральный банк установил маржу в 50%. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получают государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.

В условиях углубления кризиса и расширения его масштабов  центральные банки вынуждены  прибегать к нетрадиционным мерам (инструментам).

Расширение  ликвидности – поддержание ЦБ ликвидности платежеспособных банков, что позволило стимулировать  межбанковское кредитование.

Кредитное расширение – это выдача ЦБ займов или покупка  ЦБ активов на различных сегментах долгового рынка, которые считаются приоритетными для функционирования финансовой системы. Участие центрального банка на этих рынках позволяет улучшить ликвидность и снизить премии за риск, что ведет к понижению процентных ставок.

Количественное  расширение представляет собой покупки финансовых активов, которые могут сопровождаться созданием новых банковских резервов увеличением баланса центрального банка. Смысл этой меры состоит в том, чтобы снизить процентные ставки по приобретаемым финансовым активам, среди которых могут быть государственные ценные бумаги. Вместе с тем с дополнительной ликвидностью это должно стимулировать кредитование в экономике.

3. Особенности  кредитно-денежных мероприятий в  российской экономике последних  трех лет.

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства