Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства…………………………………………………………………………..5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики...7
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………….10
Вывод………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………….54
КТЗ…………………………………………………………………………55
Разбор экономической ситуации……………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, т.к. монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег – увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижение обменного курса рубля – повышение цен.

Становление кредитно-денежной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики.

Развитие единой кредитно-денежной политики создаст  условия для эффективного использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитная политика Центрального банка РФ, направленная на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков.

Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда  не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям.

Таким образом, ставка рефинансирования является лишь формальным индикатором процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются  на этот показатель постольку, поскольку  его задает Центробанк. Реальные операции кредитования коммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Для придания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономического показателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальную доходность в экономике.

Другой инструмент регулирования государством денежно-кредитной  сферы – норма обязательных резервов. Требования к уровню обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банки собирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатно вместо создания условий для их эффективного использования как коммерческими банками, так и государством. В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 2,5 до 4,0%.

В настоящее  время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческих банков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорцию банковских резервов двух видов – обязательные и добровольные (избыточные). Если объемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммы привлекаемых финансовых средств банков и параметров минимальных резервов, устанавливаемых Центральным банком РФ, то добровольные резервы определяются самими банками в зависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований во многом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для Центрального банка РФ существует только один вариант влияния на объемы банковских резервов – с помощью процентной ставки.

Операции на открытом рынке осуществлялись Центральным  банком РФ в основном для финансирования дефицита государственного бюджета, поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность.

Среди нетрадиционных инструментов антикризисной кредитно-денежной политики: размещение средств государственного бюджета, государственного пенсионного фонда и государственных организаций на депозитах в коммерческих банках.

Вместе с  тем в целом сохранялся высокий  уровень ликвидности банковского сектора, что обусловило проведение Банком России в основном операций по абсорбированию свободных денежных средств кредитных организаций.

Проведение  депозитных аукционов с привлечением средств на срок 3 месяца приостановлено Банком России с 1 января 2011 года в связи с переходом на выпуск трехмесячных ОБР.

Дополнительным  инструментом абсорбирования ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за январь-сентябрь 2011 года составил 8,0 млрд. рублей.

Анализ  денежно-кредитной политики России в 2009 году

Условия развития российской экономики в 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений  в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского  экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых  в экономике и ростом числа  безработных. На конец сентября численность  безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению  с 6,2% годом ранее.

Реальные располагаемые денежные доходы населения 2009 года по сравнению с 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9%. Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса.

Проводимая  государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию  внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе - сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и  возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие  на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

 

 

 

 

 

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой  инфляции (с начала года нарастающим  итогом, %)

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфля

ция

Январь

0,8

2,4

0,6

1,7

1,1

2,3

1,3

2,4

Февраль

2

4,1

1,1

2,8

2,1

3,5

2,9

4,1

Март

2,8

5

1,7

3,4

3,2

4,8

4,3

5,4

Апрель

3,2

5,4

2,2

4

4,5

6,3

5,2

6,2

Май

3,6

5,9

2,5

4,7

5,7

7,7

5,7

6,8

Июнь

3,9

6,2

3

5,7

6,7

8,7

6

7,4

Июль

4,5

6,9

3,9

6,6

7,6

9,3

6,3

8,1

Август

5,1

7,1

5

6,7

8,6

9,7

6,8

8,1

Сентябрь

5,9

7,2

6,7

7,5

10,1

10,6

7,3

8,1

Октябрь

6,5

7,5

8,9

9,3

11,5

11,6

7,6

8,1

Ноябрь

7,1

8,2

10,1

10,6

12,7

12,5

8,1

9,4

Декабрь

7,8

9

11

11,9

13,6

13,3

9,2

10,6


 

В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к  декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного  пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта - до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года - на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).

Несмотря на то, что в январе - октябре 2009 года в целом рост потребительских  цен замедлился, их динамика по отдельным  группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы  прироста цен на продовольственные товары - до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь - октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта - до 9,0%.

Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2009 года формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения условий внешней торговли, что явилось причиной заметного  изменения пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в январе - сентябре 2009 года сложился отрицательным.

Положительное сальдо торгового баланса в январе - сентябре 2009 года по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года уменьшилось до 74,8 млрд. долларов США вследствие опережающего по отношению  к импорту падения стоимости  экспорта товаров (в январе - сентябре 2008 года сальдо торгового баланса составило 155,0 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций сократился в 2,9 раза - до 32,1 млрд. долларов США.

Стоимость экспортированных товаров составила 206,3 млрд. долларов США, что в 1,8 раза меньше, чем в январе - сентябре 2008 года (373,6 млрд. долларов США). Сокращение экспорта было обусловлено падением физических объемов вывоза на 3,2% и средних контрактных цен на 43,0%. Ухудшение ценовой конъюнктуры сказалось на сокращении примерно в два раза поступлений от вывоза топливно-энергетических товаров: экспорт нефти снизился до 69,4 млрд. долларов США, нефтепродуктов - до 32,3 млрд. долларов США, природного газа - до 27,8 млрд. долларов США. Схожая динамика экспорта наблюдалась и по другим основным товарным группам. Вследствие сокращения внутреннего спроса импорт товаров заметно уменьшился: с 218,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года до 131,5 млрд. долларов США в аналогичный период 2009 года. Снижение ввоза объясняется падением его физических объемов. Наиболее заметно уменьшились поставки машин, оборудования и транспортных средств.

Рис. 2.1 - Соотношение  основных компонентов счета текущих  операций платежного баланса Российской Федерации в I кварталах 2005-2009 годов (млрд. долларов США)

Дефицит баланса  услуг уменьшился до 14,2 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года - 19,5 млрд. долларов США). Экспорт услуг сократился на 19,5%, снижение импорта составило 22,2%. В результате стоимость услуг, предоставленных нерезидентам, оценивается на уровне 31,0 млрд. долларов США, а услуг, потребленных экономикой, - 45,1 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда, составившее 6,2 млрд. долларов США, сократилось относительно января - сентября 2008 года в 1,8 раза как  вследствие обесценения в долларовом эквиваленте выплаченной нерезидентам заработной платы, так и из-за уменьшения численности привлеченной иностранной рабочей силы.

Дефицит баланса  инвестиционных доходов сократился с 28,5 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года до 20,5 млрд. долларов США в аналогичный период 2009 года. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 23,2 млрд. долларов США, к выплате - в 43,7 млрд. долларов США. Положительное сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составило 5,2 млрд. долларов США. Его снижение (с 14,2 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года) стало следствием уменьшения как резервных активов, так и доходности от их размещения. Падение прибыли российских компаний в 2008 году и в течение первых девяти месяцев 2009 года обусловило сокращение сумм дивидендных выплат и реинвестированных доходов нерезидентов, что способствовало уменьшению дефицита баланса инвестиционных доходов частного сектора в 1,7 раза - до 25,7 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года он составлял 42,7 млрд. долларов США).

Внешние обязательства  экономики в январе - сентябре 2009 года выросли на 14,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года они увеличились  на 135,8 млрд. долларов США). Задолженность  органов государственного управления перед нерезидентами в результате продолжившегося планового погашения государственного внешнего долга и операций на вторичном рынке сократилась на 0,2 млрд. долларов США, пассивы банков уменьшились на 33,3 млрд. долларов США. Прочие секторы увеличили свои обязательства на 34,7 млрд. долларов США.

На фоне резкого  сокращения объема привлеченных из-за рубежа ресурсов замедлился прирост  внешних активов резидентов (без  учета резервов). По итогам января - сентября 2009 года он оценивается в 60,9 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше, чем прирост показателя в соответствующий период 2008 года (136,2 млрд. долларов США). Требования к нерезидентам со стороны банковского сектора выросли на 7,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года их прирост составил 38,2 млрд. долларов США). Внешние активы прочих секторов экономики увеличились на 50,6 млрд. долларов США, что почти вдвое меньше прироста в январе - сентябре 2008 года (96,3 млрд. долларов США).

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства