Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства…………………………………………………………………………..5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики...7
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………….10
Вывод………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………….54
КТЗ…………………………………………………………………………55
Разбор экономической ситуации……………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

За девять месяцев 2010 года общий объем предоставленных  кредитным организациям ломбардных кредитов уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 194,1 млрд. рублей, или в 4,4 раза, и составил 57,4 млрд. рублей. В целях унификации сроков предоставления денежных средств с помощью различных инструментов рефинансирования 29.04.2010 было принято решение о замене операций по предоставлению ломбардных кредитов Банка России на аукционной основе на срок 14 календарных дней аналогичными операциями на срок 7 календарных дней, что соответствует условиям проведения операций прямого РЕПО на тот же срок.

Объем кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по фиксированной  процентной ставке за девять месяцев 2010 года составил 320,9 млрд. рублей, что  в 5,8 раза (или на 1525,8 млрд. рублей) меньше, чем за соответствующий период 2009 года.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения операционного дня. Объем таких  кредитов за девять месяцев 2010 года уменьшился по сравнению с соответствующим  периодом 2009 года на 66,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза, и составил 174,6 млрд. рублей.

В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого  регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные  требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.

По состоянию  на 1 октября 2010 года обязательные резервы  кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.

Кредитные организации в январе-октябре 2010 года активно использовали усреднение обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов, установленный Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.

Анализ  денежно-кредитной политики России в 2011 году

В январе - сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе - июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше.

В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Общая численность безработных на конец сентября 2011 года составила 6,0% численности экономически активного населения (6,6% годом ранее).

Расходы населения  на покупку товаров и оплату услуг  в январе - сентябре 2011 года выросли, по оценке, на 6,9%. Инвестиции в основной капитал во II квартале начали увеличиваться, и по итогам девяти месяцев их прирост  составил 4,8% (в аналогичный период 2010 года - 2,9%).

На фоне более  высоких, чем в 2010 году, мировых цен  на энергоносители повышались доходы бюджета. Проведение жесткой бюджетной  политики способствовало формированию профицита федерального бюджета  в январе - сентябре 2011 года, оцениваемого в 2,9% ВВП (в январе - сентябре 2010 года отмечался дефицит 2,2% ВВП).

В течение первого  полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4 - 9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках. Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.

С февраля 2011 года наблюдалось замедление роста цен  на продовольствие, которое в июне сменилось удешевлением этой группы товаров. Данная динамика в значительной мере обусловлена снижением цен  на плодоовощную продукцию, наблюдавшимся в апреле - сентябре 2011 года. Это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства в 2010 году на цены уменьшается. Его некоторое обесценение в августе - сентябре не оказало значимого негативного влияния на ценовую динамику. Фактический выпуск товаров и услуг продолжал расти, оставаясь вблизи своего потенциального (естественного) уровня, что не препятствовало замедлению роста цен.

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой

инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

2008 год    

2009 год    

2010 год    

2011 год    

базовая  
инфляция

инфляция

базовая  
инфляция

инфляция

базовая  
инфляция

инфляция

базовая  
инфляция

инфляция

Январь 

11,5 

12,6 

13,8 

13,4 

7,6  

8,0  

7,2  

9,6  

Февраль

12,1 

12,7 

14,6 

13,9 

6,3  

7,2  

7,4  

9,5  

Март   

12,7 

13,3 

14,8 

14,0 

5,4  

6,5  

7,7  

9,5  

Апрель 

13,5 

14,3 

14,4 

13,2 

4,8  

6,0  

8,0  

9,6  

Май    

14,5 

15,1 

13,6

12,3 

4,4  

6,0  

8,3  

9,6  

Июнь   

15,0 

15,1 

12,9 

11,9 

4,3  

5,8  

8,4  

9,4  

Июль   

15,0 

14,7 

12,3 

12,0 

4,3  

5,5  

8,4  

9,0  

Август 

14,9 

15,0 

11,7 

11,6 

4,6  

6,1  

8,1  

8,2  

Сентябрь

14,6 

15,0 

10,8 

10,7 

5,3  

7,0  

7,4  

7,2  

Октябрь

13,7 

14,2 

9,6  

9,7  

5,8  

7,5  

   

Ноябрь 

13,7 

13,8 

8,8  

9,1  

6,2  

8,1  

   

Декабрь

13,6 

13,3 

8,3  

8,8  

6,6  

8,8  

   

 

В сентябре в  годовом выражении инфляция значительно снизилась и составила 7,2%, базовая инфляция - 7,4%. По итогам 2011 года прирост потребительских цен может составить менее 7% (за 2010 год - 8,8%).

Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2011 года испытывал влияние  усилившейся нестабильности международных рынков и формировался под воздействием разнонаправленных факторов. В январе - августе 2011 года профицит счета текущих операций покрывал отток частного капитала и оставался достаточным для продолжения накопления международных резервов. В сентябре 2011 года возросший чистый отток капитала обусловил сокращение объема резервных активов.

Профицит счета  текущих операций по сравнению с  январем - сентябрем 2010 года увеличился на 28%, до 73,6 млрд. долларов США. Положительное  сальдо торгового баланса возросло до 147,7 млрд. долларов США.

Экспорт товаров  вырос на 32% и достиг 380,1 млрд. долларов США. Прирост был обеспечен улучшением ценовой конъюнктуры при незначительном росте физического объема поставок (на 1%). Экспорт сырой нефти в  натуральном выражении сократился на 3%, экспорт нефтепродуктов оставался близким к значению аналогичного периода 2010 года, и только физический объем вывоза природного газа превысил уровень января - сентября 2010 года (на 14%). Контрактные цены на сырую нефть выросли на 40%, на нефтепродукты - на 37%, на природный газ - на 20%. Совокупная стоимость экспорта этих товаров увеличилась на 36%, а удельный вес в общем вывозе составил 66%. Экспорт прочих товаров вырос на 25%, в том числе черных и цветных металлов - на 14%.

Соотношение базовых  параметров счета текущих

операций в  платежном балансе Российской Федерации

(млрд. долларов  США)

Импорт товаров  составил 232,3 млрд. долларов США, что  на 35% больше, чем в январе - сентябре 2010 года, и на 6% выше, чем в январе - сентябре 2008 года. Замедление темпов роста поставок из-за рубежа в III квартале отчасти стало результатом снижения курса рубля к корзине валют основных торговых партнеров. Динамика импорта, в отличие от экспорта, определялась в большей степени ростом физического объема ввоза. Контрактные цены повысились на 12%. В структуре импорта при некотором снижении удельного веса продовольствия и сырья для его производства, а также товаров химической промышленности продолжала увеличиваться доля продукции машиностроения.

Дефицит баланса  услуг сложился в размере 27,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2010 года - 20,9 млрд. долларов США). Объем  предоставленных нерезидентам услуг  возрос с 32,7 до 39,5 млрд. долларов США. Однако его рост не компенсировал масштабного  увеличения импорта услуг до рекордного уровня в сопоставимые периоды - 66,8 млрд. долларов США. В составе импорта преобладали услуги, полученные российскими гражданами во время их пребывания за границей (37% импорта), а также услуги транспортных компаний - нерезидентов (17%).

Баланс инвестиционных доходов сложился отрицательным  в размере 37,3 млрд. долларов США. Доходы, начисленные к выплате, составили 67,0 млрд. долларов США, к получению - 29,7 млрд. долларов США.

Прирост иностранных  активов по итогам трех кварталов 2011 года более чем в 2 раза превысил показатель января - сентября 2010 года: инвестиции резидентов за рубеж (без учета резервных активов) составили 88,3 млрд. долларов США. Основную роль играли прочие секторы, внешние требования которых выросли на 64,1 млрд. долларов США (на 42,9 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года). Традиционно преобладал вывоз капитала в форме прямых инвестиций - 43,6 млрд. долларов США, тогда как объемы наличной иностранной валюты в распоряжении резидентов (кроме банков) в январе - сентябре 2011 года продолжали сокращаться (на 5,4 млрд. долларов США), хотя и не так интенсивно, как в сопоставимый период 2010 года (на 13,6 млрд. долларов США). Внешние активы банков возросли на 23,0 млрд. долларов США, отчасти отражая изменение предпочтений в отношении иностранных вложений в условиях обесценения рубля, произошедшего к концу периода. Взносы Российской Федерации в резервный фонд ЕврАзЭС, а также увеличение просроченной задолженности по начисленным, но не полученным процентам обусловили прирост иностранных активов органов государственного управления на 1,3 млрд. долларов США.

Прирост валютных резервов, учитываемый в платежном  балансе, в январе - сентябре 2011 года составил 21,2 млрд. долларов США. В сентябре 2011 года в условиях возросшего спроса на иностранную валюту Банк России активизировал операции на внутреннем рынке, что привело к сокращению резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. На 1 октября 2011 года с учетом курсовой и стоимостной переоценок, а также прочих изменений международные резервы Российской Федерации составили 516,8 млрд. долларов США. Их объем был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 16 месяцев (на 1 октября 2010 года - в течение 19 месяцев).

По итогам 2011 года среднегодовая цена на российскую нефть на мировом рынке ожидается на уровне 108 долларов США за баррель. Это обусловит увеличение положительного сальдо счета текущих операций до 96,3 млрд. долларов США. При экспорте товаров на сумму 521,9 млрд. долларов США и импорте в размере 329,3 млрд. долларов США профицит торгового баланса достигнет 192,6 млрд. долларов США. Опережающий рост импорта услуг по сравнению с их экспортом отразится в увеличении дефицита баланса услуг до 37,1 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо финансового счета (кроме резервных активов) оценено в 73,6 млрд. долларов США.

В 2011 году курсовая политика была направлена на сглаживание  колебаний курса рубля. Механизм курсовой политики предполагал возможность  осуществления покупок или продаж иностранной валюты не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах операционного интервала, но и внутри него.

В январе - июле 2011 года благоприятная конъюнктура  мировых рынков сырьевых товаров  способствовала сохранению существенного  притока иностранной валюты в страну, несмотря на ускорение роста импорта и чистый отток капитала частного сектора. В результате на внутреннем валютном рынке в указанный период наблюдалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, что создавало условия для укрепления рубля.

В августе - сентябре 2011 года нарастание опасений по поводу долговых проблем в Европе и США  и общей неопределенности перспектив роста мировой экономики обусловило значительное усиление неприятия риска  инвесторами. На этом фоне наблюдались отток капитала из стран с развивающимися финансовыми рынками и, соответственно, ослабление валют данных стран.

 

Интервенции Банка  России на внутреннем валютном рынке

и динамика рублевой стоимости бивалютной корзины

 

 

 

Динамика реального курса рубля (прирост в % к декабрю

предыдущего года) 

Усиление оттока частного капитала из России в августе - сентябре обусловило превышение спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке над ее предложением, несмотря на сохраняющийся приток средств от внешнеторговых операций. В этих условиях в рамках действующего механизма курсовой политики Банк России в августе начал проведение операций по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что позволило сгладить темпы ослабления рубля и сохранить стабильную ситуацию на рынке. Совокупный объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России за август - сентябрь составил 7,1 млрд. долларов США.

С учетом изменения  ситуации на внутреннем валютном рынке  в I - III кварталах 2011 года Банк России в рамках действующего механизма курсовой политики осуществлял операции как по покупке (январь - август), так и по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (август - сентябрь). Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке за январь - сентябрь 2011 года составил 21,0 млрд. долларов США.

В целом за январь - сентябрь 2011 года рубль укрепился  к валютам стран - основных торговых партнеров России как в номинальном, так и в реальном выражении. Номинальный  эффективный курс рубля к иностранным валютам в сентябре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года вырос на 2,2%. Прирост индекса реального эффективного курса рубля за тот же период по предварительным данным составил 1,4%.

Реализация  денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009 - 2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики. Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства