Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства…………………………………………………………………………..5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики...7
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………….10
Вывод………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………….54
КТЗ…………………………………………………………………………55
Разбор экономической ситуации……………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Принимая во внимание сложившийся к началу текущего года высокий уровень инфляции, а  также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для  противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе - мае текущего года осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям, а также увеличивал нормативы обязательных резервов.

Во II квартале текущего года начали формироваться тенденции к замедлению темпов роста цен на отдельные виды потребительских товаров и приостановлению повышательного тренда инфляции. Кроме того, появились предпосылки к постепенному ослаблению инфляционного давления со стороны денежного предложения. Анализ кратко- и среднесрочных рисков инфляции дал основания Банку России ожидать замедления роста цен во втором полугодии 2011 года. В связи с этим достигнутый к середине текущего года уровень рыночных процентных ставок рассматривался Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшие месяцы баланса между ограничением инфляционного давления и возможностью замедления экономического роста. Поэтому Банк России в июне - августе оставил без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских  кредитов (МБК).

Если в первые месяцы года в условиях сохранения значительного профицита ликвидности процентные ставки денежного рынка находились вблизи нижней границы процентного коридора по операциям Банка России, то по мере уменьшения объема ликвидных средств и активизации спроса кредитных организаций на рефинансирование произошел сдвиг рыночных процентных ставок к середине этого коридора. Повышение ставок сопровождалось ростом активности участников рынка.

Постепенное улучшение  ситуации в реальном секторе экономики  в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых. Это минимальное значение указанной ставки за всю историю наблюдений. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок свыше 1 года снизилась с 11,9% годовых в августе 2010 года до 10,3% годовых в августе 2011 года. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года за аналогичный период уменьшилась с 27,1 до 22,9% годовых, на срок свыше 1 года - с 17,9 до 17,1% годовых соответственно.

Анализ динамики денежных агрегатов позволяет выявлять инфляционные риски в средне- и  долгосрочный период. Увеличение совокупного  денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов.

В январе - августе 2011 года происходило снижение годовых темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был существенно выше аналогичного показателя у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста депозитов населения в национальной валюте в среднем за январь - август был равен 33 - 34% (за январь - август 2010 года - 43 - 44%), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18% (за январь - август 2010 года - около 34%). По состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8%, а депозитов нефинансовых организаций - 15,1%.

Определенный  вклад в рост денежной массы внесло увеличение чистых иностранных активов банковской системы. Их прирост за январь - август 2011 года составил 1509,9 млрд. рублей против 1019,5 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года. При этом чистые иностранные активы Банка России увеличились за январь - август 2011 года на 1119,5 млрд. рублей (на 1325,4 млрд. рублей за январь - август предыдущего года). Бюджетный канал в истекший период года перестал быть источником роста денежного предложения. Чистые требования к органам государственного управления со стороны банковской системы сократились за январь - август 2011 года на 2821,3 млрд. рублей, в то время как за соответствующий период 2010 года они возросли на 131,3 млрд. рублей.

В январе - августе 2011 года существенно возрос вклад  банковского кредитования экономики в увеличение широкой денежной массы. Прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны банковской системы составил 2805,6 млрд. рублей, то есть более чем в два раза превысил аналогичный показатель за предыдущий год (1148,5 млрд. рублей).

Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь - август 2011 года увеличилась  на 19,6% (за январь - август 2010 года - на 6,5%). В годовом выражении эта задолженность  на 1.09.2011 возросла на 28,5% (на соответствующую дату 2010 года - на 4,0%). Ускорению роста кредитов физическим лицам способствовали повышение потребительской активности населения и смягчение условий кредитования. Развитие долгосрочного кредитования населения в 2011 году дополнительно поддерживалось за счет государственных мер в сфере ипотечного и автокредитования.

В 2011 году кредитные  риски останутся достаточно высокими, но уже не будут представлять такой  серьезной проблемы для банковского  сектора, как в период кризиса. Дальнейшему снижению остроты проблемы кредитных рисков послужит, в частности, совершенствование порядка оценки уровня рисков, принятых банками на реальных собственников и аффилированных с ними лиц.

В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 4,0%. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 10 сентября по 10 октября 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей.

В результате постепенного изъятия ликвидности через бюджетный  канал объем денежных средств  кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, а также в облигациях Банка России (ОБР) на 1.10.2011 сократился более чем на 1,2 трлн. рублей по сравнению с началом года.

Вместе с  тем в первой половине года в целом  сохранялся высокий уровень ликвидности банковского сектора, что обусловило проведение Банком России в основном операций по абсорбированию свободных денежных средств кредитных организаций.

Дополнительным  инструментом абсорбирования ликвидности  были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.

В январе - июле 2011 года в условиях высокого уровня ликвидности в банковском секторе  спрос кредитных организаций  на большинство инструментов рефинансирования был незначительным - кредитные организации обращались к ним в отдельные периоды, что преимущественно было обусловлено необходимостью осуществления налоговых платежей. Однако начиная с августа на фоне возобновления оттока капитала, связанного с развитием долгового кризиса в еврозоне, объемы рефинансирования кредитных организаций существенно возросли. Валовой кредит Банка России кредитным организациям в целом за январь - сентябрь 2011 года увеличился на 188,6 млрд. рублей. При этом задолженность кредитных организаций по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России и нерыночными активами, уменьшилась на 9,6 млрд. рублей, по операциям прямого РЕПО - увеличилась на 199,0 млрд. рублей.

В целях обеспечения  бесперебойного функционирования платежной  системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты. За январь - сентябрь 2011 года их объем увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 25,5% и на 1.10.2011 составил 25,1 трлн. рублей.

Существенно сократился по сравнению с предыдущим годом спрос кредитных организаций на кредиты под залог нерыночных активов. В январе - сентябре 2011 года их объем составил 6,7 млрд. рублей (320,9 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года).

В 2011 году Банк России завершил работу по созданию нового инструмента рефинансирования кредитных организаций - кредитов, обеспеченных золотом. По состоянию на 1 октября 2011 года возможность проведения операций в соответствии с указанным механизмом имеют кредитные организации шести регионов России (Московского региона, Самарской и Челябинской областей, республик Бурятия и Саха (Якутия), а также Краснодарского края). В октябре Банк России принял решение об увеличении до 180 дней срока предоставления кредитов, обеспеченных золотом, и установлении с 1 ноября 2011 года процентной ставки по указанным кредитам на срок от 91 до 180 дней в размере 7,25% годовых.

Валовой кредит Банка России кредитным организациям

и задолженность  Банка России по операциям абсорбирования

(млрд. рублей)

В рамках работы по свертыванию антикризисных мер Банк России с 3 мая 2011 года приостановил заключение с российскими кредитными организациями генеральных соглашений о предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения. Советом директоров Банка России также были приняты решения о приостановлении проведения других операций, о возврате к докризисным подходам к формированию Ломбардного списка Банка России. Вместе с тем, учитывая возросшие потребности кредитных организаций в рефинансировании, Банк России в IV квартале 2011 года возобновил применение ряда мер, направленных на поддержание уровня ликвидности банковского сектора:

- возобновил  предоставление кредитов, обеспеченных  поручительствами кредитных организаций;

- повысил поправочные  коэффициенты, применяемые для расчета стоимости "нерыночных" активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, с 0,2 - 0,5 до 0,5 - 0,8;

- возобновляет  с 1.11.2011 предоставление кредитов  Банка России, обеспеченных активами  или поручительствами, на срок от 90 до 180 календарных дней.

ВЫВОД

Основным исполнителем кредитно-денежной политики государства  является Центральный Банк России.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России использует не только все имеющиеся  в настоящее время в его  распоряжении инструменты: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке, но и собирается расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

Проводимая  в настоящее время государственная  политика России имеет некоторые  недостатки, которые неблагоприятно сказываются на состоянии экономики  страны.

 

 

Список литературы

  1. Экономическая теория: учебник/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2011. – 608 с. : ил. – (Классический университетский учебник).
  2. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  3. www.cbr.ru
  4. http://otherreferats.allbest.ru/finance/00078099_0.html
  5. http://www.protown.ru/information/hide/8046.html
  6. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/490878/
  7. http://www.outdoor-komitet.ru/index.php?ds=93098

 

КТЗ

В том случае, если центральный банк продает на открытом рынке большое количество государственных ценных бумаг, он добивается:

а) более доступного (дешевого) кредита;

б) сокращения покупки  населением государственных облигаций;

в) роста объема инвестиций;

г) сокращения денежной массы.

Ответ – сокращение денежной массы.

Разбор  экономической ситуации

Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на 10 млн ден. ед. у коммерческих банков. Как это повлияет на предложение денег в экономике, если установлена 10%-ная норма обязательных банковских резервов и возможности банковской системы по созданию денег используются полностью? Какую денежную политику проводит Центральный банк?

Решение:

От продажи  ценных бумаг коммерческие банки получили на свои счета 10 млн. ден. ед. В связи с тем, что эти средства являются собственностью коммерческих банков, последние из этой суммы не осуществляют отчисления в Центробанк в качестве обязательных банковских резервов. Коммерческие банки пускают эти 10 млн. ден. ед. в оборот (Д), в результате чего происходит увеличение предложения банковских денег на величину денежного мультипликатора (m), который, как известно, является обратной величиной от нормы обязательных банковских резервов (БР). В нашей задаче:

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства