Кредитно-денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – Рассмотреть теоретические основы формирования кредитно-денежной политики и обосновать выбор оптимальной кредитно-денежной политики в РФ.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. исследовать цели кредитно-денежной политики;
2. рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики и механизмы денежной трансмиссии;
3. проанализировать особенности осуществления кредитно-денежной политики в РФ;
4. обосновать выбор инструментов кредитно-денежной политики в современной России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитно-денежной политики 5
Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики в России 14
2.1. Особенности кредитно-денежной политики России 14
2.2. Современное состояние кредитно-денежной политики России 16
2.3. Особенности кредитно-денежной политики России в условиях мирового финансового кризиса 21
Глава 3. Предложения по оптимизации кредитно-денежной политики России 28
3.1. Выбор эффективных инструментов кредитно-денежной политики в России 28
3.2. Оптимизация кредитно-денежной политики в России с целью преодоления финансового кризиса 2008 года 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Д 65 Эк теория.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит, например, повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в  лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к  тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются  активы банков, и они вынуждены  увеличивать проценты, под которые  они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка) [15].

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление  эмиссии наличных денег. В настоящее  время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Как выявлено в работе, Центральный банк способен эффективно использовать вышеописанные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег (бюджетный дефицит, возникший по "объективным" причинам). Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться  как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить неинфляционную денежную стратегию.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, центральный банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью кредитно-денежного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Во-первых, центральный  банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно установить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков.

Рис 1.1. Кредитно-денежное регулирование экономических кризисов государством

Так как избыточные резервы  являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

По мнению ведущих  экономистов, в ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо:

1. понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

3. Третья мера заключается в повышении учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Приведенную выше систему  мер специалисты называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Стоит отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.

Во-первых, быстрота и  гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный также некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых  деньгах скорость обращения денег  снижается, при обратном ходе событий  политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Делая вывод, можно отметить, что главная задача монетарной политики – создать такие условия для деятельности экономических субъектов, чтобы при свободе выбора они производили действия, совпадающие с целями экономической политики. Это можно осуществить посредством регулирования процентной ставки, минимальных резервов, осуществления операций на открытом рынке. Я считаю, что такой вид регулирования особенно важен для экономической политики государства, т. к.  позволяет  регулировать деловую активность в экономике.

Денежная политика государства  традиционно рассматривается как  важнейшее средство государственного регулирования экономики.

Важнейшие цели кредитно-денежной политики – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и роста реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данных, глобальных.

         Непосредственными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, учетная политика и резервные требования. Проблема выбора инструмента возникает, поскольку у центрального банка при осуществлении операций на открытом рынке возможен выбор между «ценой» и «количеством»: он может либо контролировать процентную ставку, по которой покупает или продает облигации, либо осуществлять покупку или продажу ценных бумаг на определенную сумму [6, c.110]. Другими словами, денежные власти выбирают между контролем процентной ставки или контролем денежного предложения.

При этом выбор инструмента денежно-кредитной политики и эффективность выбранного принципа реализации денежно-кредитной политики непосредственно связаны с преобладающим механизмом денежной трансмиссии в экономике, т.е. каким образом денежно-кредитная политика оказывает воздействие на экономику в целом.

Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики в России

2.1. Особенности кредитно-денежной политики России

 

В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России совместно с Правительством Российской Федерации.

В основе формирования кредитно-денежной политики России лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:

  • финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
  • снижение темпов инфляции;
  • создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
  • достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста.

Денежную политику в  России, как и в других странах  мира, осуществляется посредством Центрального Банка. Центральный банк РФ представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае  - годовой отчет.

Министры финансов и  экономики (или их заместители) участвуют  в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной политики. По закону, Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке России хранятся средства государственного бюджетных и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.

В соответствии с федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» одной из задач Банка России является обеспечение стабильного функционирования российской банковской системы; Банк России в рамках макроэкономического регулирования деятельностью  кредитных организаций использует административные (лицензирование банковской деятельности, порядок отзыва лицензии) и у экономические (определение обязательных нормативов деятельности кредитных организаций) меры по повышению надежности, ликвидности российских банков. Банк России принимает соответствующие меры по надзору за достоверностью учета и отчетности кредитных организаций, доступностью информации об их деятельности, продолжает развитие оперативного надзора за крупными структурообразующими банками, составляющими основу российской банковской системы; выявление проблемных кредитных организаций, определение последствий банкротства того или иного банка для денежно-кредитной системы в целом.

Информация о работе Кредитно-денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность