Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – Рассмотреть теоретические основы формирования кредитно-денежной политики и обосновать выбор оптимальной кредитно-денежной политики в РФ.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. исследовать цели кредитно-денежной политики;
2. рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики и механизмы денежной трансмиссии;
3. проанализировать особенности осуществления кредитно-денежной политики в РФ;
4. обосновать выбор инструментов кредитно-денежной политики в современной России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитно-денежной политики 5
Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики в России 14
2.1. Особенности кредитно-денежной политики России 14
2.2. Современное состояние кредитно-денежной политики России 16
2.3. Особенности кредитно-денежной политики России в условиях мирового финансового кризиса 21
Глава 3. Предложения по оптимизации кредитно-денежной политики России 28
3.1. Выбор эффективных инструментов кредитно-денежной политики в России 28
3.2. Оптимизация кредитно-денежной политики в России с целью преодоления финансового кризиса 2008 года 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
После рассмотрения современного
состояния денежно-кредитной
Нынешний кризис имеет две особенности, которые отличают его от предыдущих. Во-первых, он развивается очень резко, фактически происходящие события на финансовых рынках ведут к беспрецедентному разрушению стоимости. Фондовые биржи в обычных условиях хорошо предсказывают развитие ситуации в реальной экономике, являясь ее барометром, опережающим отражением; сегодня же происходит столь резкое сжатие финансовых рынков, а вместе с тем и денежного предложения, которое в значительной степени толкает экономику к рецессии. Отказ финансовой системы, выражающийся в кризисе ликвидности и кризисе доверия, уже сказывается на реальной экономике — экономические агенты отказываются от обычной модели поведения по максимизации прибыли, вместо этого концентрируясь на обеспечении выживания бизнеса, повышении уровня ликвидности и уменьшении риска контрагентов [12].
Вторая особенность кризиса состоит в том, что он является глобальным, а это означает, что меры, предпринимаемые отдельными национальными правительствами для поддержания своих экономик, могут оказаться неэффективными. При этом, как показывает опыт последних месяцев, даже координированные действия правительств крупнейших экономик могут не иметь решающего долгосрочного эффекта. Это, конечно, не означает, что нужно совсем отказаться от попыток хоть как-то повлиять на ситуацию: вполне реально обеспечить продолжение функционирования основных экономических систем, дав возможность частной экономике приспособиться к меняющимся условиям ведения бизнеса. В условиях России каналы проникновения кризиса в экономику — это снижение спроса на сырьевые товары (для нефти — снижение цен, для металлов, вероятно, — снижение физических объемов экспорта) и фактическое закрытие рынков капитала.
Национальные правительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке "жизнеобеспечивающих" функций банковской системы (таких, как своевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для достижения этих целей были сделаны значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство и прекращение функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствия для всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуют меры по предоставлению ликвидности в систему, и события последних недель доказывают успешность этих действий. Смена собственников в банках не вызвала резкой паники среди населения, банковская система продолжает выполнять расчетные и платежные функции.
Активные меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, пожалуй, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это решение продемонстрировало готовность властей проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводит консультации с представителями отраслей экономики, определяя риски для их деятельности и планируя возможную господдержку. Сектор пассажирских авиаперевозок на момент написания статьи является единственным (за исключением финансового сектора, где трудно будет избежать резкого замедления кредитования экономики), где финансовый кризис продолжает нарушать нормальное функционирование ряда компаний.
Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим "ручного пожаротушения" будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станет поддержание приемлемых уровней экономического роста и уровня жизни населения. Инструментарий, которым обладает правительство для этого периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности государства, сам государственный аппарат, а также недавно созданные госкорпорации.
В ближайшие годы неизбежны рост общих государственных расходов (главным образом за счет средств госкорпораций и расходования накопленных фондов) и падение бюджетных доходов (в результате падения цен на сырье и замедления экономического роста). В этих условиях очень важны обеспечение предсказуемости и сбалансированности бюджетной системы, а также поддержание постоянных государственных расходов на уровне, позволяющем финансировать их текущими бюджетными доходами. Снижение налоговой нагрузки в таких условиях должно приводить к ускорению экономического роста, созданию рабочих мест и, в конечном итоге, повышению бюджетных доходов. В новых условиях принятие решений, которые приведут к устойчивому падению бюджетных доходов, по мнению экспертов, нежелательно и маловероятно, ведь правительство справедливо считает стабильность бюджета основой макроэкономической стабильности в России. В условиях глобального экономического кризиса снижение общей налоговой нагрузки вряд ли приведет к активизации инвестиционной деятельности. Уже упомянутое снижение ставки экспортной пошлины на нефть с октября текущего года, несомненно, имело большой краткосрочный эффект по поддержанию денежных потоков нефтяных компаний и уровня ликвидности в экономике, но вряд ли оно оправдано в качестве долгосрочной меры — маловероятно, что нефтяные компании используют освободившиеся средства для инвестиций в разведку и добычу. Нельзя исключать, что период низких цен на энергоносители окажется продолжительным, поэтому накопленные резервы должны лишь позволить обеспечить переход к новой, меньшей бюджетной системе, а не поддерживать уровень потребления, существовавший еще до кризиса, до тех пор, пока резервы не иссякнут.
На мой взгляд, российские власти в настоящий момент обладают значительными резервами и инструментариями для перехода к более активной экономической политике, чем это наблюдалось в предыдущие годы; более того, демонстрируется политическая воля к использованию возможностей государства для поддержки экономики. Вместе с тем, государство не сможет полностью восполнить экономические потери от кризиса, поэтому имеющиеся резервы должны расходоваться с большой осторожностью. Опасность нынешней ситуации в значительной степени заключается в том, что власти проявляют готовность помочь большой части бизнеса и поддержать уровень доходов населения; очевидно, что помощь не сможет быть предоставлена всем, кто о ней просит. Тем более настораживают меры, направленные на поддержку фондового рынка: при столь мощном доминировании на рынке продавцов выход на рынок государственных денег оказывается недостаточным для его поддержки, и это при том, что в российских условиях состояние фондового рынка в очень незначительной степени влияет на уровень благосостояния населения, ведь в рынок инвестированы сбережения лишь небольшого процента граждан, и чаще всего это люди с доходами выше среднего.
Еще одной опасностью активного госвмешательства в экономику в сегодняшних условиях может стать предоставление госкомпаниям — конкурентам частного сектора преимущества доступа к редким ресурсам (финансированию и платежеспособному спросу) и долговременный переход в руки государства значительных сегментов экономики.
Для того, чтобы государство было в состоянии эффективно осуществлять денежную политику, оно должно предпринять ряд шагов по усовершенствованию рынка государственных ценных бумаг, что скажется и на всём фондовом рынке, а именно:
- постепенная пролонгация сроков обращения государственных ценных бумаг (путем постепенного удлинения сроков новых выпусков), необходимо довести структуру рынка по срочности до уровня мировых стандартов;
- обеспечение
пропорциональности развития
- обеспечение сочетание инвестиций Банка России в нерыночные облигационные займы для покрытия дефицита бюджета с его финансированием за счет широкого круга инвесторов на основе выпуска рыночных государственных бумаг;
- подготовка и
обеспечение выпуска государств
- развитие системы государственной экспертизы и оценки эффективности инвестиционных проектов;
- сохранение наибольших
налоговых льгот только по
тем государственным ценным
- законодательно
утверждённое ограничение доли
участия нерезидентов на рынке
внутреннего государственного
- сохранение и
развитие инфраструктуры и
Приоритеты российской денежно-кредитной политики и выбор её эффективных инструментов можно проиллюстрировать с помощью анализа денежно-кредитной политики в России за первое полугодие 2008 года.
В первом полугодии 2008 г. наблюдалось существенное замедление темпов большинства денежных агрегатов. Денежная масса М2 увеличилась за январь—июнь 2008 г. на 7,3%, тогда как за аналогичный период 2007 г. — на 20,7%. Темпы прироста М2 в годовом выражении также снизились — с 47,5% на 1.01.2008 до 31,2% на 1.07.2008 (53,1% на 1.07.2007). В первом полугодии 2008 г. соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 1,3% (в первом полугодии 2007 г. она увеличилась на 14,2%) [15].
Рис 2.1. Темпы прироста основных денежных агрегатов 2006-2008 гг.
Рис 2.2. Темпы прироста денежного агрегата М2 2006-2008 гг.
В апреле—июне 2008 г. объем наличных денег возрос на 7,2%, в то время как в I квартале наблюдалось их традиционное сокращение (на 6,1%). В результате денежный агрегат М0 в первом полугодии 2008 г. увеличился на 0,6% (в первом полугодии 2007 г. — на 8,7%), что обусловило дальнейшее сокращение годовых темпов прироста наличных денег (с 35,6% на 1.07.2007 до 23,0% на 1.07.2008). В условиях складывающейся курсовой динамики определенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата М0 в первом полугодии 2008 г. оказало повышение спроса населения на наличную иностранную валюту. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты физическим лицам (в долларовом эквиваленте) составили в январе—июне 2008 г. 11,4 млрд. долл. США, что значительно выше, чем в аналогичный период 2007 года.
Рост безналичной составляющей денежной массы М2, как и в 2007 г., заметно опережал рост наличных денег. Безналичные денежные средства возросли за первое полугодие 2008 г. на 9,9%, что значительно ниже, чем в 2007 г. (26,1%), а годовые темпы их прироста составили 34,4% на 1.07.2008 по сравнению с 61,2% на 1.07.2007.
Средства на счетах
нефинансовых организаций в
Темпы прироста
депозитов физических лиц
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2008 сократилась относительно 1.01.2008 на 1,7 процентного пункта (до 26,2%), удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 1,2 процентного пункта (до 31,0%), а срочных депозитов — вырос на 2,9 процентного пункта (до 42,8%).
Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) за первое полугодие 2008 г. составили 30,8%, что значительно выше, чем за аналогичный период 2007 года.
Прирост широкой денежной массы в январе—июне 2008 г. составил 1289,9 млрд. руб., или 8,8% (в аналогичный период 2007 г. — 1884,0 млрд. руб., или 18,6%). Прирост чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в первом полугодии 2008 г. был несколько меньше, чем в аналогичный период 2007 г. (1359,3 и 1832,6 млрд. рублей соответственно). Внутренние требования возросли на 434,7 млрд. руб. (в первом полугодии 2007 г. — на 531,9 млрд. руб.). При этом требования к нефинансовым организациям и населению за рассматриваемый период увеличились на 2316,6 млрд. руб. (за январь—июнь 2007 г. — на 1944,0 млрд. руб.), а чистые требования к органам государственного управления уменьшились на 2101,0 млрд. руб. (за январь—июнь 2007 г. — на 1411,6 млрд. руб.).
Рис 2.3. Основные источники прироста денежной массы по методологии денежного обзора в 2007-2008 гг.
Скорость обращения
денег, рассчитанная по