Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – Рассмотреть теоретические основы формирования кредитно-денежной политики и обосновать выбор оптимальной кредитно-денежной политики в РФ.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. исследовать цели кредитно-денежной политики;
2. рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики и механизмы денежной трансмиссии;
3. проанализировать особенности осуществления кредитно-денежной политики в РФ;
4. обосновать выбор инструментов кредитно-денежной политики в современной России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитно-денежной политики 5
Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики в России 14
2.1. Особенности кредитно-денежной политики России 14
2.2. Современное состояние кредитно-денежной политики России 16
2.3. Особенности кредитно-денежной политики России в условиях мирового финансового кризиса 21
Глава 3. Предложения по оптимизации кредитно-денежной политики России 28
3.1. Выбор эффективных инструментов кредитно-денежной политики в России 28
3.2. Оптимизация кредитно-денежной политики в России с целью преодоления финансового кризиса 2008 года 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
За первое полугодие 2008 г. денежная база в широком определении сократилась на 1,6% (за первое полугодие 2007 г. она возросла на 24,7%), что было связано с увеличением депозитов органов государственного управления в Банке России на 1,8 трлн. руб. (в первом полугодии 2007 г. — на 1,4 трлн. руб.), а также с приростом чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на 1,6 трлн. руб. (за аналогичный период 2007 г. — 2,5 трлн. рублей).
Структура денежной базы в широком определении в первом полугодии 2008 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег возросла с 74,7% на 1.01.2008 до 75,2% на 1.07.2008. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 14,6 до 10,9%. Доля средств на счетах обязательных резервов возросла с 4,0 до 6,7%, а депозитов кредитных организаций в Банке России — с 4,9 до 6,8%. Вместе с тем удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций сократился с 1,8 до 0,4%.
В целях сдерживания инфляции и замедления динамики денежного предложения Совет директоров Банка России во II квартале 2008 г. дважды принимал решение о повышении на 0,25 процентного пункта ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям.
В результате по состоянию на 1.07.2008 ставка рефинансирования составляла 10,75% годовых. Ставки по операциям Банка России были повышены:
Сегодня ставка рефинансирования Банка России составляет уже 12%. Процентные ставки повышаются с целью сдерживания инфляции. Таким образом, сегодня со всей очевидностью можно утверждать, что Банк России избрал таргетирование инфляции в качестве основного режима кредитно-денежной политики. А основным инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования.
Анализ широких взаимосвязей между деньгами и выпуском с учетом различных механизмов трансмиссии денег в экономике России показал, что наиболее вероятными каналами денежной трансмиссии являются те, которые не связаны напрямую с денежно-кредитной политикой, и являются, скорее, следствием изменения фундаментальных основ функционирования экономики России после кризиса 1998 года (канал непредвиденного изменения в уровне цен и канал денежных потоков) [1]. Первый канал связан с ускорением процессов структурных сдвигов в относительных ценах, а второй – с увеличением объема ликвидных средств в экономики вследствие роста прибыльности экспортного сектора. В то же время, до кризиса 1998 года не отрицается гипотеза о существовании в экономике процентного канала, и поддержание высокой доходности на рынке государственных ценных бумаг имело отрицательное влияние на реальный сектор. Такой результат свидетельствует в пользу политики поддержания, по крайне мере в краткосрочной перспективе, низкого реального курса рубля, а также координации торговой политики со странами-членами ОПЕК.
В целом, развитие финансовых рынков является необходимым не только с точки зрения выполнения ими роли посредника для трансформации сбережений в инвестиции и перераспределения капитала в экономике, но и как фактор достижения стабильности всей денежно-финансовой системы. Наличие хорошо развитых финансовых рынков позволяет снизить скорость обращения денег, обеспечить повышение монетизации экономики и способствует снижению темпов роста цен. Так, в частности, с развитием финансового рынка в России и повышением монетизации экономики связано удлинение временного интервала между моментами расширения (сжатия) денежного предложения и ускорения (замедления) темпов роста цен.
Федеральные органы
Рынок государственных и субфедеральных ценных бумаг – необходимая часть финансовой политики государства и регулирования бюджетных процессов. Он выполняет серьезную макроэкономическую функцию, являясь надежным источником покрытия бюджетного дефицита, а также, отчасти – среднесрочных инвестиций. До дефолта августа 1998 года рынок государственных ценных бумаг играл роль одного из важнейших регуляторов бюджетного процесса, основанных на действии рыночных механизмов.
Для восстановления макроэкономического значения рынка государственного долга в России необходимо:
• развивать рынок государственных ценных бумаг как ориентир для формирования государственной денежной политики;
• обеспечить обоснованность
объемов государственных
• обеспечить пропорциональность
временной структуры рынка
В данном параграфе рассматривались
эффективные инструменты
Описание предлагаемой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление финансового кризиса 2008 года.
Цель ДКП - снижение инфляции, обеспечение развития реального сектора экономики.
Средства и аргументы ДКП:
Последовательность действий ДКП:
- постепенная пролонгация сроков обращения государственных ценных бумаг;
- обеспечение
пропорциональности развития
- обеспечение сочетаний инвестиций Банка России в нерыночные облигационные займы для покрытия дефицита бюджета с его финансированием за счет широкого круга инвесторов на основе выпуска рыночных государственных бумаг;
- подготовка и
обеспечение выпуска
- развитие системы государственной экспертизы и оценки эффективности инвестиционных проектов;
- сохранение наибольших
налоговых льгот только по
тем государственным ценным
Далее рассмотрим предложенный вариант более подробно.
Общими целями денежно-кредитной политики России в настоящий момент являются:
Перед государством в
области денежно-кредитной
Главнейшая задача политики государства состоит в том, чтобы ограничить общее негативное воздействие кризиса на состояние реального сектора экономики, сохранив при этом контроль над государственными финансами и инфляцией.
Вторая задача заключается в усилении мер по диверсификации экономики и укреплению институтов и финансового сектора для достижения устойчивого долгосрочного роста. Экспорт нефти и газа по-прежнему обеспечивает более 2/3 российских доходов от экспорта и составляет свыше 15% ВВП. Однако кризис показывает, насколько зависима российская экономика от цен на нефть и насколько ей необходимо диверсифицировать экономику и укрепить финансовый сектор для устойчивого и долгосрочного экономического роста. Несмотря на хорошие макроэкономические показатели, структурные изъяны банковского сектора и недостаточно широкая экономическая база делают Россию чувствительной к многочисленным внешним шокам, связанным с падением цен на нефть, резкой переменой направления потока капитала, а также изменениями настроений инвесторов и падением фондового рынка. Дальнейший экономический рост в России в значительной степени будет зависеть от ее способности вернуть доверие отечественного потребителя, внутренних и внешних инвесторов. Кризис может стать катализатором структурных реформ, нацеленных на повышение производительности и улучшение делового климата, а также налоговых реформ, направленных на укрепление не-нефтяной налоговой базы экономики. Дальнейшего продвижения вперед можно достичь за счет обеспечения большей открытости экономики, повышения макроэкономической стабильности, расширении использования новейших технологий и последних достижений научно-технического прогресса, увеличении прямых иностранных инвестиций, а также построении более здоровой и сильной банковской системы.
Третья задача состоит в продолжении интеграции в мировую экономику, в том числе в ускорении процесса вступления в ВТО. Расширение интеграции России в мировые рынки оказало весьма благоприятное влияние. Действительно, благодаря интеграционным процессам в сфере внешней торговли, капитала и финансов Россия за последнее десятилетие стремительного экономического роста смогла получить существенный положительный экономический эффект. Одним из основных источников инвестиций и экономического роста в последние годы были долгосрочные иностранные инвестиции в акционерный капитал и долговые инструменты. Вступление в ВТО может быть использовано как инструмент стимулирования внутренних реформ, что обеспечит преимущества России от торгового режима, основанного на четких правилах, а также укрепления будущей интеграции страны в мировую экономику за счет усовершенствования политики и институционального потенциала. Участие России в создании новой мировой финансовой системы будет способствовать укреплению ее роли на глобальных финансовых рынках.
Исследование показало, в текущих условиях крайне важно стимулировать проведение расчётов и формирование цен в нескольких валютах, эмитенты которых отвечают установленным на международном уровне требованиям. Эти требования должны применяться к уровню развития экономики и финансовой системы, бюджетной и денежно-кредитной политике, регулированию инвестиций и финансовых операций. Также считают и ведущие экономисты страны. В подтверждение приведу слова премьер-министра России Путина В.В. «Мы призываем к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления её стабильности и урегулирования (снижения подверженности к образованию) глобальных дисбалансов в мировой экономике. Для этого мы предлагаем поручить МВФ подготовить исследования следующих сценариев:
– Расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров.
– Создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом «суперрезервной» валютой.
Стоит также предусмотреть обязательность диверсификации валютной структуры резервов и операций национальных банков и международных финансовых организаций». [14]
Четвертой задачей является сокращение влияния кризиса на региональном уровне и бдительность в отношении возникновения проблемы неплатежей. Во-первых, дефицит кредитных ресурсов, по всей вероятности, окажет негативное воздействие на регионы, опиравшиеся на долговое финансирование и имеющие узкую налоговую базу.