Кредитно-денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – Рассмотреть теоретические основы формирования кредитно-денежной политики и обосновать выбор оптимальной кредитно-денежной политики в РФ.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. исследовать цели кредитно-денежной политики;
2. рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики и механизмы денежной трансмиссии;
3. проанализировать особенности осуществления кредитно-денежной политики в РФ;
4. обосновать выбор инструментов кредитно-денежной политики в современной России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитно-денежной политики 5
Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики в России 14
2.1. Особенности кредитно-денежной политики России 14
2.2. Современное состояние кредитно-денежной политики России 16
2.3. Особенности кредитно-денежной политики России в условиях мирового финансового кризиса 21
Глава 3. Предложения по оптимизации кредитно-денежной политики России 28
3.1. Выбор эффективных инструментов кредитно-денежной политики в России 28
3.2. Оптимизация кредитно-денежной политики в России с целью преодоления финансового кризиса 2008 года 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Д 65 Эк теория.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки, которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной политики России  соответствующей ситуации.

На мой взгляд, в  существующей денежно-кредитной политике можно выделить следующие недостатки и несоответствия:

Во-первых, при расчете плана денежной эмиссии власти опираются на статистически неустойчивые формальные корреляционные зависимости между темпом инфляции и приростом денежной массы при заданном прогнозе изменения ВВП. Однако известно, что при такой технологии планирования денежного предложения прогноз снижения ВВП приобретает самоусиливающийся характер, что влечет за собой углубление депрессивных тенденций.

Во-вторых, при рассмотрении регулирования денежного предложения  не следует сбрасывать со счетов возможности  централизованной организации денежных потоков по линии трансформации сбережений в инвестиции. Значение централизованного регулирования денежных потоков особенно велико в странах с несбалансированной и неравновесной экономикой, к числу которых относится и Россия.

В-третьих, необходимо решить проблемы валютного ограничения  и контроля в целях ограничения вывоза капитала. В условиях нынешнего мирового финансового кризиса имеет место отток капитала из России, что приводит к девальвации национальной валюты. В 1990-е годы быстрая либерализация валютного регулирования привела к колоссальному вывозу капитала из России, а затем и к краху финансовой системы страны вследствие саморазрушения финансовых "пирамид", построенных на основе привлечения спекулятивных иностранных инвестиций. Общая величина допустимого прироста денежного предложения определяется масштабами оттока капитала через приобретение наличной валюты и другие формы его вывоза, что оказывает понижательное давление на обменный курс рубля и способствует росту инфляции.  Если не поставить под контроль вывоз капитала, то в сложившихся условиях придется существенно ограничить объем допустимой денежной эмиссии и существенно осложнить решение современных проблем российского финансового сектора и экономики в целом.

Исследование показало, сегодня основным приоритетом денежно-кредитной политики должна быть борьба с инфляцией, а основным инструментом – регулирование процентных ставок в экономике путём установления ставки рефинансирования. Хотя, естественно, сдерживание инфляции методами денежно-кредитной политики приводит к замедлению темпов экономического роста, и эта дилемма выбора приоритетов денежно-кредитной политики постоянно стоит перед российским государством все последние годы. Но особенно остро эта проблема встала сейчас, когда бушует мировой финансовый кризис, резко снизились цены на энергоносители, а значит и доходы бюджета, обесценивается национальная валюта, растут темпы инфляции, а реальный сектор испытывает серьёзные проблемы в связи с недоступностью банковского кредита. И в этих условиях государство вынуждено отклониться от чисто рыночных методов кредитно-денежной политики. 

2.2. Современное состояние кредитно-денежной политики России

 

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового  регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в  обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей – 18,5%, 50 рублей – 4,5%, 5 и 10 рублей – 1% [15].

ЦБ РФ проинформировал  об увеличении на 9,3% денежной массы  в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.). На мой взгляд, это свидетельствует о тенденции к снижению темпов инфляции, что и подтверждается данными Центрального Банка РФ.

Инфляция в России по итогам 2009 года составит менее 10% против 11,9% в 2007 году, заявил 8 апреля первый зампред Центрального банка РФ Алексей Улюкаев.

Выступая на конференции  по рынкам капитала на ММВБ, Улюкаев  сказал, что за I квартал 2009 года рост цен превысил 13% в годовом исчислении, однако в мае-июне 2009 года Россия выйдет на понижательный тренд инфляции.

"Инфляция серьезно  воздействует на поведение домохозяйств, тем не менее, мы ожидаем  существенное снижение инфляции  на несколько процентных пунктов  по сравнению с прошлым годом... до уровня меньше 10%", - добавил он. По словам Улюкаева, этому будет способствовать позитивная динамика денежного предложения - денежной массы и денежной базы. ЦБ ожидает, что рост денежной массы М2 в 2008 году составит 30-35% по сравнению с 47% в 2007 году и 42% на сегодняшний день.

Центробанк России преследует в своих целях сдерживание  инфляции и снижение динамики денежной массы. Для рассмотрения динамики денежной массы используется денежный агрегат М2. Он представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2009 года темпы прироста денежной массы к 1 января 2008 года составили 47.5%.

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начале  XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

Тенденция повышения привлекательности  национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых  денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота [1, c.78].

В условиях увеличения денежного  предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет  более точно оценивать спрос  на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного  курса стали базовыми условиями  повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует  четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения  к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности  регулирования денежного оборота  приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора  в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций  роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Долларизация России исторически  сложилась потому, что именно в  долларах деноминировано до 2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляются контракты на экспорт сырья.

Такая долларизация с  самого начала противоречила не только национальным интересам, но и характеру внешнеэкономических связей страны; сейчас она приходит в столкновение и с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры. В мире идет постепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой валютной системе оборачивается нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании 43% мирового хозяйственного оборота никак не соответствует реальной доли США в 20% ВВП и 15% оборота мировой торговли. Поэтому она постепенно и объективно снижается; доля США во внешней торговле самой России составляет не более 5 %, то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным к наиболее экономически удаленной от него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства России существует минимум взаимоотношений [2]. Это противоречит хозяйственным критериям добровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает для России долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданным феноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базу не реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Как следствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже не в кризисное время, что вело к утере части национального богатства России при товарообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемых иностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и при приватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российских Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чем казначейские обязательства других государств [10].

Характерно, что в этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрировать отказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности России, деноминированная в европейских валютах, возросла, по оценкам экспертов ЕС, с 1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.

В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной привязки рубля исключительно к доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее "зоны" и их упорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизации) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих "зоной евро", что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США.

Таким образом, среди  недостатков денежно-кредитной политики России можно отметить:

  • накопленные резервы не используются для развития страны, при этом кредитуются зарубежные страны. На сегодняшний день ресурсы, которые накоплены в Стабилизационном фонде, в накопительной части пенсионной системы, а также ресурсы золотовалютных резервов не работают на нашу экономику. Сегодня Россия – одна из ведущих стран в мире, которая кредитует иностранную экономику. В развитых государствах резервы используются, прежде всего, в интересах развития собственной страны. Сравнение международных валютных резервных активов России, США, Гонконга (особого экономического района Китайской Народной Республики), Японии и Норвегии показывает, что Россия кредитует весь мир наличной валютой и депозитами, при том, что крупные экономики мира этого практически не делают. По данным Международного валютного фонда (МВФ) Банк России положил на счета в зарубежных банках за пределами России средств на сумму 98 млрд долларов, или 38% от всего объема международных резервных активов РФ, которые составляют 259 млрд долларов. При этом США не отдали зарубежным банкам ни цента, Гонконг и Япония большей частью разместили свои средства в филиалах зарубежных банков, находящихся в самих этих странах. Так что из Гонконга ушло только 0,4% суммы резерва, а из Японии 0,0004%;
  • пассивный характер денежно-кредитной политики. Деньги имитируются как средство платежа, а они должны работать в полной мере, создавать дополнительный продукт. Необходим баланс между подавлением инфляции и необходимостью экономического роста – с применением инструментов денежно-кредитной политики;
  • «долларизация» экономики страны;
  • низкий уровень капитализации банковской системы страны

Информация о работе Кредитно-денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность