Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:03, курс лекций

Описание работы

Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей. Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.
Производство можно считать ведущей сферой, поскольку оно формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции по экономической теории.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

И. В. ПШЕНИЦЫН

ЛЕКЦИИ 
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

МОСКВА

2007г. 
Раздел I Введение в экономическую теорию

Тема 1 Экономическая теория как  наука

  1. Объект исследования экономической теории

Объектом исследования экономической  теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей.

Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.

Производство можно считать  ведущей сферой, поскольку оно  формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.

Структурно сфера производства объединяет два подразделения. В первом подразделении производятся средства, необходимые для самого производства, во втором подразделении производятся предметы потребления. Элементами сферы производства являются предприятия и фирмы, объединенные в отрасли.

Процесс производства товаров и  услуг включает процесс труда, имеющий следующие моменты: предмет труда, средство труда и сам труд как целесообразную деятельность человека.

Предметом труда называют объект на который направлена трудовая деятельность с целью производства из него продукта.

Средства труда бывают активные и пассивные. Активные средства труда  или орудия труда предназначены для непосредственного воздействия на предмет. Пассивные средства труда обеспечивают необходимые условия процесса производства. Земля является всеобщим средством труда (в сельском хозяйстве – активным средством труда, а в промышленности – пассивным, представляющим территорию для предприятий).

Средства труда и предметы труда  объединяют в средства производства, являющиеся вещественными факторами производства.

Главным моментом процесса труда является целесообразная деятельность или человеческий труд. Целесообразность является атрибутом туда. Она означает не только необходимость труда для удовлетворения общественных потребностей, но и содействие труда развитию человека, его рабочей силы – личного фактора процесса труда.

Средства труда и рабочая  сила общества составляют его производительные силы. Главной производительной силой является человек, его потенциальные возможности.

Участие в процессе труда оказывает двойственное воздействие на человека. С одной стороны происходит расходование жизненной энергии человека, поэтому для повторения процесса труда необходимо восстанавливать эту энергию, воспроизводить рабочую силу, способность человека к труду. С другой стороны в процессе труда рабочая сила развивается, повышается ее квалификация. Эта сторона труда не требует восстановления рабочей силы, напротив, квалификация утрачивается, если человек не трудится.

Таким образом, труд развивает рабочую  силу в сфере производства и обусловливает другую сферу, в которой рабочая сила воспроизводится. Воспроизводство рабочей силы происходит в процессе потребления, который протекает в сфере потребления. Потребляя товары и услуги, человек воспроизводит свою рабочую силу.

В современной экономике воспроизводство  рабочей силы имеет общественный характер. Для воспроизводства квалифицированной рабочей силы необходима инфраструктура, включающая сферу услуг, системы образования, здравоохранения, безопасности.

Таким образом, целесообразность труда  связывает производство и потребление. Однако для нормального развития экономики сфера производства должна быть активна, а значит, относительно независима от сферы потребления.

Сфера обращения отделяет производство от потребления. Она включает разнообразные рыночные структуры, где происходит распределение доходов и обращение товаров и услуг.

Важнейшим свойством экономики является отсутствие разделительных границ между сферами, что присуще также живым объектам. Кроме того, развитие экономики происходит в результате создания новых производственных единиц и последующего замещения ими устаревших. Данный процесс обмена отличает живые объекты.

Великий английский экономист  Альфред Маршалл (1842–1924) в конце жизни заметил, что целью экономиста является скорее экономическая биология, чем экономическая динамика. Маршалл выделил методологические принципы, показывающие близость экономики и биологии. Прежде всего, это принцип непрерывности или отсутствия разделительных границ и принцип замещения, которые отличают живой и механический объекты. Поэтому результаты экономических исследований и вырабатываемые на их основе рекомендации имеют относительный характер, присущий наукам о живой природе.

  1. Место и роль экономической теории 
    в системе общественных и экономических наук

Кроме экономической теории изучением  проблем развития экономики, общества и природы человека занимается множество наук общественных и экономических. Однако важность экономической теории общепризнанна. Это единственная общественная наука, по которой присуждается Нобелевская премия.

Функции экономической  теории

1. Главная функция экономической теории – познавательная. Экономическая теория занимается открытием законов развития экономики. Роль любой науки в действительности заключается в объяснении развития объекта науки и в содействии развитию человека и самого ученого. Однако феномен развития трудно определить. Не ясно, что считать действительным развитием? Например, развитие болезни тоже считается развитием. А является ли развитие экономики действительным развитием человека?

Очевидно, что развитие состоит  не только в распространении. Часто  развитие связывают с качественными изменениями, появлением нововведений: созданием новых отраслей, новых потребностей. Однако образование новых форм может оказаться лишь следствием разложения, развития болезни.

Действительным развитием можно  считать развитие самого человека, соответствующее его природе. Развивается ли человек или истощает себя, расходуя свой потенциал, не накапливая его. Последствия такого развития ярко показаны в пророческом фильме Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза».

2. Для прикладных экономических наук особенно важна методологическая функция экономической теории. Экономическая теория разрабатывает фундаментальные положения, категории всей системы экономических наук. Она обобщает достижения конкретных экономических наук.

3. Для политиков важна практическая функция экономической теории, позволяющая вырабатывать рекомендации при формировании социально-экономической политики.

4. Многими учеными особенно ценится прогностическая функция экономической теории, позволяющая осуществлять научное предвидение.

Особенности проблем экономической теории

При рассмотрении проблем даже формально  близких конкретным экономическим  наукам экономическая теория показывает, как эти проблемы касаются всех членов общества, всех социальных групп и классов.

Проблемы экономической теории относятся ко всем видам предпринимательской и трудовой деятельности.

Кроме того, они раскрывают социально-экономическую  природу среды, в которой функционируют  хозяйствующие субъекты.

Проблемы экономической теории тесно связаны с функциями  государства и его социально-экономической политикой.

      1. Структура экономической теории

Экономическая теория имеет две  стороны. Существуют общая экономическая теория и национально-специфическая. Для понимания экономики России это различие очень важно. Вообще современную экономику не надо понимать как народное хозяйство в рамках государственных границ. Экономика сама определяет свои размеры исходя из самодостаточности.

Аспекты экономической  теории.

Позитивный аспект формирует объективные исходные представления об экономической действительности и свободен от субъективных суждений и оценок.

Нормативный аспект связан с субъективными оценками и суждениями о полезности, желательности или нежелательности тех или иных процессов. Речь идет в этом случае об использовании экономических законов в хозяйственной практике.

Соотношение этих аспектов проявляется  в соотношении идеологии и  науки, а также политики и науки. 
Тема 2 Методы экономической науки

Метод в переводе с греческого означает путь к цели. Научный метод позволяет  достигать целей, которые ученые ставят перед собой. В нашем случае целью являются законы развития экономики, экономические законы.

    1. Экономические понятия и законы

Научный метод в экономике позволяет  открывать экономические законы. Для выражения законов пользуются экономическими понятиями или категориями.

Экономическая категория – обобщение, отвлеченное от реальных экономических процессов и явлений, но выражающее их существенные черты и свойства. С помощью экономических категорий ученые познают природу исследуемого объекта, экономики, раскрывают ее сущностные свойства, законы.

Экономические законы – необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи. Они носят объективный характер, поскольку отражают реальные процессы в экономике.

Поскольку объект экономической теории сложный, живой, экономические законы отличаются от механических законов неживой природы и носят характер тенденций. Тенденция не отменяет неотвратимости экономического закона, она касается лишь формы действия закона. Действие закона-тенденции проявляется лишь в конечном счете, через множество отклонений.

В научном сообществе общественные законы часто противопоставляются естественным законам, по аналогии противопоставления общественных и естественных наук. Сторонники такого понимания исходят из того, что естественные законы действуют независимо от воли и сознания людей, тогда как в общественной жизни законы не действуют вне сознания людей, вне сознательно принимаемых ими решений. Однако классики экономической науки стремились открывать именно естественные законы экономики. Такие законы, которые не определяются сознательным выбором людей, а сами определяют этот выбор. Поскольку естественные законы не порождаются человеческим выбором, основоположники экономической наук полагали, часто негласно, что экономические законы, как и естественные законы природы, созданы богом и существуют вечно.

Таким образом, в экономике можно  обнаружить два уровня исследования – поверхностный, внешне видимый, где кажется, что все происходящее определяется человеческим выбором и – внутренний, на уровне естественных законов, скрытый от наружного наблюдения. Изучение внешне видимых экономических отношений доступно каждому человеку. Поэтому у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни.

Классики экономической теории стремилась за внешней видимостью явлений  обнаружить сущность – их внутреннее содержание, естественные экономические законы.

    1. Научные методы

В любой науке используется множество  методов, научных приемов исследования, проникновения в природу явлений. Некоторые из них были описаны ещё древнегреческим ученым Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Например, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение. Анализ предполагает расчленение целого на части и познание частей. Синтез основан на соединении частей, изученных в ходе анализа, в единое целое. Индукция – метод познания от частного к общему. Дедукций означает умозаключение от общего к частному. Аналогия предполагает перенос свойств известного явления или процесса на неизвестное.

Однако знание методов исследования не делает человека мыслителем. Настоящего ученого отличает умение выделить главное  в исследуемом объекте. На языке  науки такой метод называется научной абстракцией. Абстрагирование бывает двух видов. Всем хорошо известно математическое абстрагирование. В конечном счете, оно приводит к абстрагированию от объекта исследования, конструированию абстрактных логических схем, моделей. Однако возможен иной способ абстрагирования – выделение в исследуемом объекте наиболее важного при «прочих равных условиях», т.е. когда остальные характеристики объекта являются нормальными. Такой способ абстрагирования необходим при анализе живого объекта. Изучая в нём любой орган, мы предполагаем, что весь организм нормально функционирует.

В зависимости от того, каким методом абстрагирования пользуется ученый, у него складываются различные представления о предмете экономической науки, который она изучает. В тоже время метод абстрагирования связан с развитием личности ученого, его мировоззрением, наличием у него чисто научного интереса.

    1. Проблема предмета экономической теории

Предметом экономической теории называют то, что она должна изучать. На вопрос о предмете специалисты не дают однозначного ответа. Экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"