Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:03, курс лекций

Описание работы

Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей. Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.
Производство можно считать ведущей сферой, поскольку оно формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции по экономической теории.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим причины такого расхождения. Во-первых, экономика как объект анализа с течением времени существенно  меняется, на смену одной стадии производства приходит другая. Эти  различные стадии существуют одновременно в разных странах. Другая причина связана с присущим ученым разнообразием методов, определяемым мировоззрением, методом абстрагирования, пониманием объекта исследования, признанием естественных законов в экономике.

Проблема предмета отличается от определения объекта исследования. При определении предмета ставят целью показать отличие предмета науки от предметов других наук. Для объекта исследования это не обязательно. Объект может быть общим для нескольких наук. Кроме того, существуют науки, не имеющие объекта исследования, например, математика или философия.

Можно выделить заметно отличающиеся подходы к формулированию предмета экономической теории. Существовало представление, что она изучает создание и использование материальных благ. Такое понимание присуще основоположнику экономической науки Адаму Смиту и отражено в высказывании Альфреда Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

В наше время получил распространение  подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на ограниченности ресурсов. Согласно этому подходу, главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу.

Наиболее полным выглядит определение  предмета экономической науки, как  науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Многогранность, многоаспектность экономической  науки побуждает ученых к перечислительным определениям ее предмета. Американский ученый Пол Самуэльсон привёл следующие возможные определения предмета экономической теории: 1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. Наука об использовании людьми редких и ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления; 3. Наука о повседневной деловой деятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств; 4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; 5. Наука о богатстве.

Соединяя эти определения, Самуэльсон приходит к следующему определению предмета: «Экономическая теория – это наука о том, как люди, общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Таким образом, предмет науки является продуктом её развития, и тесно связан с пониманием метода. А метод обусловлен мировоззрением ученого, складом его ума, его научностью. Поэтому целесообразно рассматривать предмет науки как результат метода, отражающего мировоззрение ученого. Личность ученого в любом случае играет определяющую роль. Многое зависит от того, как он понимает экономику и причины ее развития, что является источником развития экономики и должен ли предмет науки включать в себя этот источник. 
Раздел II Основополагающие предпосылки формирования и развития рыночных отношений

Тема 3. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

Для объяснения развития экономики  важно выделить источник, причину  ее развития. То есть найти активное, непрерывно действующее начало, с  которого всегда все начинается снова.

Таким началом является процесс труда и материальное производство. Именно материальное производство соединяет человека и общество с природой, которая всегда остается, по словам Карла Маркса, «неорганическим телом человека».

В живом объекте, каким, по всей видимости, является экономика, существует зависимость между изменениями на уровне клетки, в генетическом коде, и функционированием и формой всего организма. Таким образом, микроуровень и макроуровень взаимосвязаны, изменения в геноме вызывают макроизменения. Нечто похожее происходит и в экономике. Изменения на уровне процесса труда, изменения его целесообразности порождают общественные экономические процессы, восстанавливающие целесообразность труда. Таким образом, труд является не только источником материальных благ, изменения в характере труда порождают изменения общественного устройства.

1. Кооперация и разделение труда.

Мы рассмотрели процесс труда, его моменты, воздействие целесообразного  труда на человека. Вместе с тем, человек – существо общественное, и процесс производства всегда предполагает совместный труд многих людей, или кооперацию труда.

Кооперация труда – форма  организации производства, при которой  много людей совместно участвует  в одном и том же процессе труда  или в разных, но связанных между  собой процессах.

Кооперация имеет преимущества по сравнению с трудом отдельного работника:

Прежде всего, совместный труд повышает эффективность (результативность) производства.

При анализе эффективности большое  значение имеет производительность труда, которая обычно показывает количество продукции, произведенное в единицу времени. Однако действительно важно не затраченное время, а затраты рабочей силы W, израсходованные во всей экономике на производство продукции. Тогда затраты рабочей силы в экономике на каждую из N единиц продукции будут равны:

w = W(N)/N = ITR/PT

Здесь P – производительность труда; I – интенсивность труда рабочего, равная затратам рабочей силы в единицу времени; Т – рабочее время; R – количество рабочих в кооперации.

Производительность и интенсивность труда различно воздействуют на эффективность производства, на соотношение результатов и затрат, представляемое величиной обратной w. Если производительность труда растет при неизменных затратах рабочей силы, то эффективность также увеличивается. С ростом же интенсивности превышающим рост производительности, эффективность производства будет уменьшаться.

Преимущество кооперации заключается  также в том, что она порождает  мощную производительную силу коллективного  труда, которая способна быстро выполнить  работу, в принципе непосильную для одного человека.

Кроме того, при совместной деятельности уменьшаются затраты на средства производства при производстве каждой единицы продукции, поскольку экономичнее используются помещения, техника, сырье.

Важное преимущество кооперации состоит в экономии рабочего времени благодаря согласованному выполнению процессов и соблюдению работниками трудовой дисциплины.

Различают несколько видов кооперации труда. При простой кооперации работники заняты одинаковым трудом. Такая кооперация существует в бригадах землекопов или грузчиков. Другим видом является сложная кооперация, когда совместно трудятся люди разных профессий и специальностей. В этом случае экономический эффект возникает и от кооперации и от разделения труда.

Термин «разделение труда» ввел Адам Смит. Он анализировал труд десяти рабочих в булавочной мануфактуре. Процесс производства булавки, выполнявшийся ранее каждым работником, был разделен в мануфактуре на 10 операций. Специализация труда явилась важнейшим средством повышения его производительности. Разделение труда в мануфактуре привело к появлению совокупного рабочего, волю и сознание которого выражал капиталист. Возникла капиталистическая кооперация. В развивающемся таким образом способе производства частичный работник был подчинен совокупному работнику и капиталисту.

Разделение труда привело к  разрушению его целесообразности для  частичного работника, к разделению физического и умственного труда. Возникает отчуждение труда от человека. Труд из главной жизненной потребности человека превращается в капиталистической кооперации в средство, в работу.

2. Естественная кооперация видов труда и техническое разделение труда.

В натуральном хозяйстве, где производимая продукция распределялась и потреблялась, например в  крестьянском хозяйстве, существовало распределение видов труда между членами семьи. При этом целесообразность каждого вида труда сохранялась, не было разделения физического и умственного труда. В обществе, основанном на натуральном хозяйстве, существовало общественное распределение видов труда. Народ естественным образом создавал таланты в разных видах деятельности – поэтов, художников, врачей, ученых, учителей. Отчуждения труда не происходило. При анализе натурального хозяйства следует говорить о сложной кооперации, основанной на естественном распределении видов труда, а не о разделении труда, которое в принципе не является естественным, соответствующим природе человека.

Прогресс техники объективно обусловил  непрерывное развитие разделения труда, возникновение отраслей и обособление различных процессов производства.

Переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству многократно повысил производительность труда и эффективность разделения труда.

Работник является тем более  квалифицированным и авторитетным, чем более узким является поле его деятельности. Однако узкая специализация ведет к одностороннему развитию. Утрачивается гармоничность, всесторонность человеческой жизнедеятельности.

 

 

Разделение труда вызывает прогресс обособления различных видов труда в относительно самостоятельные производства, что вызывает необходимость обмена.

Продукт труда превращается в товар, предназначенный не для собственного потребления, а для продажи. В основе такого товарного производства лежит разделение труда в обществе, общественное разделение труда.

Товарное производство – это  такая система хозяйства, при  которой экономические связи  между хозяйствующими субъектами и  удовлетворение потребностей осуществляется посредством обмена.

В натуральном хозяйстве обмена нет, но есть распределение продуктов, которые не являются товарами.

Разделение труда позволяет  достигать лучших результатов благодаря  более рациональному и эффективному использованию ресурсов.

3. Общественное разделение труда

Индустриализация – общественное разделение труда, при котором средства труда создаются в обособленном подразделении общественного хозяйства.

Индустриализация увеличивала  производительность труда и развивала  отчуждение труда.

Индустриальный труд – всеобщий.

2/3 затрат на производство каждого товара осуществляется в базовых отраслях

w = IRT/PT

Общее, частное и единичное разделение труда.

Деление общественного производства на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления – общее  разделение труда в индустриальной экономике.

Частное – обособление отдельных  отраслей в рамках подразделений.

Единичное разделение труда – обособление  производства отдельных составляющих элементов готовых продуктов, или  выделение отдельных технических  операций.

 

 

Тема 4. Собственность и рыночная экономика.

Разделение труда резко увеличило  производительность труда, но разрушило  его целесообразность для работника, что породило отчуждение труда, превращение  его в работу, средство жизни.

Процесс индустриализации значительно  ускорил отчуждение труда, разрушение традиционного жизненного уклада человека. Процесс отчуждения развивался одновременно в нескольких направлениях.

Продукт труда отчуждается от работника  и превращается в товар, предназначенный для продажи. Натуральное производство превращается в товарное.

Природа, как естественная среда, в  которой человек трудился и жил, отчуждается от него. Своим отчужденным  трудом человек разрушает окружающую его природу, разрушает свое неорганическое тело. Разрушение единства с природой проявляется в урбанизации, изменении жизненной среды, нарастании экологических противоречий и угрозе экологических катастроф.

Отчуждение труда породило и  отчуждение самого человека. Разрушались  родовые связи и патриархальная семья, в которой происходило  воспроизводство рабочей силы. Разрушение родовых связей выразилось в освобождении человека от личностной зависимости, характерной для патриархальной семьи и традиционного общества. Это привело к изменению характера государства, обретению человеком демократических прав и свобод.

В экономической теории отчуждение человека от труда, природы и рода нашло выражение в появлении  модели «экономического человека». Некоего абстрактного Робинзона Крузо, являющегося изолированным центром принятия рациональных решений в экономике.

Именно отчуждение человека при  развитии товарного производства играет решающую роль в формировании процесса присвоения экономическим человеком имущества и возникновения собственности. В условиях развития отчуждения экономический человек, присваивая товары, частично преодолевает отчуждение и возникает феномен собственности.

  1. Юридическая и экономическая трактовка собственности 

Собственность – сложное явление, которое с разных сторон изучается  несколькими общественными науками, прежде всего, юридической и экономической.

В обыденном сознании под собственностью понимают имущество, принадлежащее  какому-либо лицу, собственнику. Однако, очевидно, что собственность не является атрибутом этих вещей и не существует вне отношений между человеком и вещами. Таким образом, правильнее говорить о собственности как отношении между субъектом собственности и объектом собственности, вещью. Данные отношения традиционно представляли интерес юридической науки.

Отношения между человеком, по сути «экономическим человеком», и вещами описываются отношениями пользования, владения, распоряжения и присвоения.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"