Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:07, курс лекций
Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории.
Экономическая теория – совокупность знаний об экономических явлениях и процессах, выраженных в системе категорий, законов, моделей и закономерностей их развития.
Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
Модель «издержки +»
Цена определяется по принципу средней издержки (ATC+ планируемая прибыль)
Планируемая прибыль – прибыль, которая может быть получена фирмой, при загрузке производственных мощностей в 70-80% -прибыль, которая была получена в прошлом.
Модель ломаной кривой (Поль Свизи, 1939).
Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.
Предприятие-монополист получает
возможность самостоятельно регулировать
цены, качество продукции, объем сбыта
и другие параметры своей деятельности.
Негативные последствия монопольного
положения на рынке проявляются
в том, что у предприятия-монополиста
отсутствуют необходимые
Последствия монополии:
+ эффект масштаба
+монополия имеет возможность финансировать научно-технические разработки и повышать качество продукции
- монополия может диктовать цену, путем ее повышения
- монополия приводит к дифференциации доходов
- монополия может провести и монополии в политике
- Х-неэффективность-
Антимонополистическое законодательство- законодательсво, направленное против накопления фирмами опасной для общества монополньй власти
Закон Шермана (1890)
Закон Кейтана (1914)
Антимонопольное регулирование - одна из основных сфер применения антимонопольного законодательства.
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары. Условия ценовой дискриминации заключаются в возможности продавца реализовать свой товар конкретным покупателем по завышенным ценам.
Различие цен на рынке может быть установлено не только по желанию продавца, но и по следующим условиям:
Виды ценовой дискриминации.
Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:
в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом.
Макроэкономика — раздел экономической теории, изучающий закономерности функционирования экономической системы, как единого целого. Она призвана выяснить, как работает экономика в целом, проанализировать условия, факторы и результаты развития народного хозяйства отдельно взятого государства.
В центре внимания макроэкономики находятся следующие основные проблемы:
Основные показатели макроэкономики:
Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.
Конечные товары и услуги-это блага,потребляемые в рамках домашних хозяйств или фирм и неучаствующие в дальнейшем производстве,в отличие от промежуточных товаров.
Показателей национального объема производства довольно много, но комплексным является валовой национальный продукт (ВНП).
Валовый национальный продукт (ВНП) - это основной показатель экономического состояния общества. Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Показатель ВНП является денежным.
Основные характеристики ВНП:
Валовый внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления.
ВВП может быть рассчитан тремя методами:
Добавочная стоимость - рыночная цена продукции фирмыза вычетом стоимости сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) - это разность между валовым внутренним продуктом и потреблением основного капитала.
ЧВП=ВВП - амортизация
Национальный доход - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.
Располагаемый доход — это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.
РД=ЛД-ИПЦ
Личный доход
ЛД=НД-взносы на страхование-налоги на прибыль компании-перераспределенная прибыль компании-трансфертные платежи
Чистое экономическое благосостояние
ЧЭБ=ВВП-денежная оценка отрицательных факторов, денежная оценка нерыночной деятельности-денежная оценка свободного времени