Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:07, курс лекций

Описание работы

Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории.
Экономическая теория – совокупность знаний об экономических явлениях и процессах, выраженных в системе категорий, законов, моделей и закономерностей их развития.
Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Файлы: 30 файлов

23-33.docx

— 395.64 Кб (Скачать файл)

Модель «издержки +»

Цена определяется по принципу средней издержки (ATC+ планируемая прибыль)

Планируемая прибыль –  прибыль, которая может быть получена фирмой, при загрузке производственных мощностей в 70-80%  -прибыль, которая была получена в прошлом.

Модель ломаной кривой (Поль Свизи, 1939).

  1. Экономические последствия господства монополии. Антимонопольное регулирование.

Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.

Предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта  и другие параметры своей деятельности. Негативные последствия монопольного положения на рынке проявляются  в том, что у предприятия-монополиста  отсутствуют необходимые внешние  стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его  совершенствовать технологические  процессы, обновлять производство, улучшать качество продукции.

Последствия монополии:

+ эффект масштаба

+монополия имеет возможность финансировать научно-технические разработки и повышать качество продукции

- монополия может диктовать  цену, путем ее повышения

- монополия приводит к  дифференциации  доходов

- монополия может провести  и монополии в политике

- Х-неэффективность- бесхозяйственное  ведение дела, ведущее и увеличение  издержек выше обусловленного уровня

Антимонополистическое законодательство- законодательсво, направленное против накопления фирмами опасной для общества монополньй власти

Закон Шермана (1890)

Закон Кейтана (1914)

Антимонопольное регулирование - одна из основных сфер применения антимонопольного законодательства.

  • Прямое (установление верхнего предела цен на товары монополистов)
  • Косвенное (установление доп. налогов).

 

  1. Ценовая дискриминация в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары. Условия ценовой дискриминации заключаются в возможности продавца реализовать свой товар конкретным покупателем по завышенным ценам.

Различие цен на рынке может быть установлено не только по желанию продавца, но и по следующим условиям:

  • Различные условия доставки товара на рыночный сегмент;
  • Предоставление страховой и гарантий;
  • Наличие комплектации, отличной от прочих;
  • Тип упаковки товара;
  • Приобретение товара на кредитных условиях;
  • Качество товара, гарантируемое заводом изготовителем.

Виды ценовой дискриминации.

  1. Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.
  2. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).
  3. Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой  дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

в основе ценовой дискриминации  третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом.

  1. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.

Макроэкономика — раздел экономической теории, изучающий закономерности функционирования экономической системы, как единого целого. Она призвана выяснить, как работает экономика в целом, проанализировать условия, факторы и результаты развития народного хозяйства отдельно взятого государства.

В центре внимания макроэкономики находятся  следующие основные проблемы:

  • обеспечение экономического роста;
  • общее экономическое равновесие и условия его достижения;
  • макроэкономическая нестабильность, измерение и способы регулирования;
  • определение результатов экономической деятельности;
  • состояние государственного бюджета и платежного баланса страны;
  • цикличность экономического развития;
  • оптимизация внешнеэкономических связей;
  • социальная защита населения и другие.

Основные показатели макроэкономики:

  • Валовый внутренний продукт - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления.

Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Конечные  товары и услуги-это блага,потребляемые в рамках домашних хозяйств или фирм и неучаствующие в дальнейшем производстве,в отличие от промежуточных товаров.

  • ВВП на душу населения
  • Чистый внутренний продукт (ЧВП=ВВП - амортизация)
  • Национальный доход (НД=ЧВП-косвенные налоги)
  • Личный доход (ЛД=НД-взносы на страхование-налоги на прибыль компании-перераспределенная прибыль компании-трансфертные платежи)
  • Располагаемый доход (РД=ЛД-ИПЦ)
  • Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ=ВВП-денежная оценка отрицательных факторов, денежная оценка нерыночной деятельности-денежная оценка свободного времени)
  • Индекс человеческого развития (ИЧР=свобода+состояние окр.среды+продолжительность жизни+уровень благосостояния+уровень здравоохранения)
  • Индекс благополучия/счастья (ИБ=душевное состояние+взаимная вежливость+отдых на природе+движение транспорта+окр.среда+время в семье+переработка вторичного сырья).

 

  1. Измерение объема национального производства. ВВП и способы его измерения.

Показателей национального  объема производства довольно много, но комплексным является валовой национальный продукт (ВНП).

Валовый национальный продукт (ВНП) - это основной показатель экономического состояния общества. Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Показатель ВНП является денежным.

Основные характеристики ВНП:

  • это денежный показатель, отражает рыночную стоимость произведенных товаров и услуг;
  • отражает текущее производство, т.е. учитываются лишь произведенные в данный период времени товары и услуги;
  • исключает двойной счет, ибо учитывает только конечную продукцию и не включает промежуточные продукты;
  • не включает непроизводительные сделки (государственные и частные трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами)

Валовый внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления.

ВВП может быть рассчитан  тремя методами:

  • Производственный - денежная оценка всех произведенных товаров и услуг в экономике за год. Используется метод добавочных стоимостей.

Добавочная  стоимость - рыночная цена продукции  фирмыза вычетом стоимости сырья и материалов, купленных у поставщиков.

  • По расходам=C(объем потребления)+I(валовые частные инвестиции)+g(гос.расходы)+Nх(чистый экспорт)
  • По доходам=w(з.п)+r(процент)+R(рента)+Pr(прибыль)+d(амортизация)+T(косв.налоги).
  1. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый  личный доход. Чистое 
    экономическое благосостояние.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) - это разность между валовым внутренним продуктом и потреблением основного капитала.

ЧВП=ВВП - амортизация

Национальный доход - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

  • Национальный доход = Валовый внутренний продукт — потребление основного капитала
  • Национальный доход = Чистый национальный продукт — косвенные налоги

Располагаемый доход — это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.

РД=ЛД-ИПЦ

Личный доход

ЛД=НД-взносы на страхование-налоги на прибыль компании-перераспределенная прибыль компании-трансфертные платежи

Чистое экономическое благосостояние

ЧЭБ=ВВП-денежная оценка отрицательных факторов, денежная оценка нерыночной деятельности-денежная оценка свободного времени

 


34_Potreblenie_i_sberezhenia_Sklonnost_k_potre.docx

— 53.42 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35_Neobkhodimost_vmeshatelstva_gosudarstva_v_ek.docx

— 12.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37_Gosudarstvenny_byudzhet_i_ego_rol_v_makroeko.docx

— 13.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38_Nalogovaya_sistema_gosudarstva_Krivaya_Laffer.docx

— 27.42 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39_Kreditnaya_sistema_i_ee_struktura_Suschnost.docx

— 14.04 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40_Tsentralny_bank_i_ego_funktsii_Instrumenty.docx

— 13.64 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41_Inflyatsia_i_antiinflyatsionnoe_regulirovanie.docx

— 44.17 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42_Neravenstvo_dokhodov_v_rynochnoy_ekonomike_Po.docx

— 22.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43_Ekonomichesky_rost_Tipy_i_faktory_ekonomich.docx

— 13.18 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44_Ekonomichesky_tsikl_i_ego_fazy_Vidy_tsiklov.docx

— 13.88 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1 Предмет экономической теории.docx

— 217.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"