Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:07, курс лекций
Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории.
Экономическая теория – совокупность знаний об экономических явлениях и процессах, выраженных в системе категорий, законов, моделей и закономерностей их развития.
Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
15.Теория потребительского
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РАЗНООБРАЗНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ.
КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ - ЭТО КРИВАЯ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ РАЗЛИЧНЫЕ КОМБИНАЦИИ ДВУХ ПРОДУКТОВ, ИМЕЮЩИХ ОДИНАКОВОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ИЛИ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Вернемся к примеру с продуктами А (апельсины) и В (яблоки). Допустим, что потребителю безразлично, в каком сочетании их приобретать: 12 апельсинов и 2 яблока; 6 апельсинов и 4 яблока; 4 апельсина и 6 яблок; 3 апельсина и 8 яблок. Если, исходя из этих комбинаций, мы построим график, то получим кривую равных полезностей, т. е. кривую безразличия (рис. 7).
Все наборы из двух продуктов
одинаково полезны для
Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое «семейство» кривых безразличия называется картой безразличия
КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.
Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю, т. е. любая комби нация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесным положением потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рис. 9).
Кривая безразличия III, обеспечивая большую полезность, чем кривые безразличия I и II, не доступна для потребителя, так как находится выше бюджетной линии. Точки М и К показывают доступные потребителю комбинации продуктов А и Ву но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, так как расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке D, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.
Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, так как это будет означать потерю полезности.
Вывод: подход к объяснению потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании потребительского бюджета и кривых безразличия
Свойства кривых безразличия