Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:07, курс лекций
Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории.
Экономическая теория – совокупность знаний об экономических явлениях и процессах, выраженных в системе категорий, законов, моделей и закономерностей их развития.
Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Критерии и классификации:
Совершенная конкуренция:
Монополия:
Олигополия:
Монополистическая конкуренция (объединяет признаки монополизма и совершенной конкуренции):
Основные виды дифференциации
-качество
-технология
-режим работы
-расположение
Оптимальный объем производства - такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.
Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:
Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции.
Последовательность расчета:
В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.
С увеличением объемов
производства валовая выручка начинает
превышать издержки и появляется
прибыль, максимальная величина которой
1140 тыс. руб. достигается при объеме
производства и реализации продукции
в 90 тыс. шт. Это и есть в данном
случае оптимальный объем
Оптимальный объем производства - такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.
Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:
Метод сопоставления предельных
показателей позволяет
В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.
Предельная прибыль
Из данных таблицы видно, что до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли.
Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.
Предприятие-монополист получает
возможность самостоятельно регулировать
цены, качество продукции, объем сбыта
и другие параметры своей деятельности.
Негативные последствия монопольного
положения на рынке проявляются
в том, что у предприятия-монополиста
отсутствуют необходимые
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции, у которой нет близких аналогов.
Характерные черты деятельности чистых монополий:
Виды чистых монополий:
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии:
Для того, чтобы продать больше и увеличить объем продаж, монополия будет снижать цену. Учитывая MR находящийся под кривой спроса, т.к. предельный доход при снижении цены будет также снижаться (снижаем цену для того, чтобы снизить цену продаж).
MR>=MC - правило Робинсона.
Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.
Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
Монополистическая к. предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».
Признаки монополистической
Основные виды дифференциации:
-качество
-технология
-режим работы
-расположение
Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции:
1) Поведение фирмы в
краткосрочный период – это
ситуация, когда может себя вести
как чистый монополист, если она
займет какой- то сегмент
В отличие от чистой монополии
фирма утратит монопольную
2) В долгосрочном периоде
у фирмы появляются конкуренты,
а поскольку нет входных
Кривая ATC поднимется вверх.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.
Ценовая война предполагает, что одна фирма идет на резкое снижение цен, с целью вытеснения конкурента.
Необходимость согласованного поведения предполагает учет ответной реакцией со стороны конкурента. Все модели ценообразования предполагают с одной стороны некооперативное поведение, а с другой – кооперативное.
Модели кооперативного ценообразования
Модедль Курно (1838)
Q1=f(Q2) Q2=f(Q1)
Модель Картеля
Каретль – формальная организация продавцов или производителей в целях ограниченной конкуренции и получения высокой прибыли
Договариваются по поводу:
Условия, благоприятствующие образованию картеля:
Модель ценового лидерства
Предполагает не договор, а сотрудничество. Одна из фирм должна быть явным лидером. Фирма лидер меняет цену, а все остальные должны следовать за ней. Лидерство фирмы основано на 2-х формах:
Доминирующая фирма – фирма, которая имеет большой объем, более качественную продукцию.
Барометрическая фирма – фирма, которая, по мнению др. фирм, является барометром в отрасли.
Фирма-барометр- фирма, которая лучше др. может оценить информацию и принять верное решение