Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:07, курс лекций

Описание работы

Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории.
Экономическая теория – совокупность знаний об экономических явлениях и процессах, выраженных в системе категорий, законов, моделей и закономерностей их развития.
Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Файлы: 30 файлов

23-33.docx

— 395.64 Кб (Скачать файл)
  1. Типы конкуренции: основные черты и особенности.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

  • Совершенная - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары.
  • Несовершенная - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Критерии и классификации:

  1. число и размер фирм
  2. тип продукции
  3. есть или нет барьера вхождения в отрасль
  4. доступ к информации
  5. контроль над ценой

Совершенная конкуренция:

  1. множество мелких фирм
  2. все фирмы производят однородный продукт, поэтому покупателю все равно чей продукт поменять
  3. барьеров нет, любая фирма может легко войти в отрасль и легко ее покинуть
  4. свободен
  5. ни одна фирма не имеет контроля над ценой, цена устанавливается рынком по закону спроса и предложения

Монополия:

  1. одна фирма
  2. однородный, дифференциал- если готовый продукт или услуга
  3. существуют входные барьеры в отрасль (собственный источник сырья, технологический барьер, эффект масштаба)
  4. доступ к информации затруднен
  5. почти абсолютный контроль над ценой, он сдерживается политикой государства

Олигополия:

  1. Жесткая олигополия – 2-4 фирмы и расплывчатая олигополия - 4-20
  2. Однородный продукт, если сырьевая отрасль, дифференциация, если готовый товар или услуга
  3. Существуют входные барьеры в отрасль
  4. Доступ  к информации затруднен
  5. Контроль над ценой, специальные системы ценообразования (определяются количеством фирм)

Монополистическая конкуренция (объединяет признаки монополизма и совершенной конкуренции):

  1. Достаточно большое количество фирм (малых и средних)
  2. Дифференцированный тип продукции

Основные  виды дифференциации

-качество

-технология

-режим  работы

-расположение

  1. Барьеров практически нет, барьером могут послужить затраты на рекламу
  2. Доступ к информации закрыт
  3. существует только на определенном сегменте рынка, а не на всем рынке.

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин).

Оптимальный объем производства - такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.

Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:

  • метод сопоставления валовых показателей;
  • метод сопоставления предельных показателей.

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции.

Последовательность расчета:

  1. определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;
  2. определяется объем производства с максимальной прибылью.

В нашем примере нулевая  прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует  значению валовой выручки и издержкам  соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.

С увеличением объемов  производства валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль, максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продукции  в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.

  1. Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин).

Оптимальный объем производства - такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.

Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:

  • метод сопоставления валовых показателей;
  • метод сопоставления предельных показателей.

Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан  на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции  превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет  рентабельно.

В данном случае предельным доходом на единицу продукции  по сути дела является рыночная цена единицы  изделия, равная 48 руб., а предельные издержки исчисляются как разница  между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем  производства.

Предельная прибыль исчисляется  как разница между предельным доходом и предельными издержками.

Из данных таблицы видно, что до тех пор, пока предельный доход  превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного  дохода на единицу продукции, что  приведет к уменьшению валовой прибыли.

  1. Чистая монополия. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.

Предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта  и другие параметры своей деятельности. Негативные последствия монопольного положения на рынке проявляются  в том, что у предприятия-монополиста  отсутствуют необходимые внешние  стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его  совершенствовать технологические  процессы, обновлять производство, улучшать качество продукции.

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции, у которой нет близких аналогов.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

  • Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  • Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  • Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  • Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  • Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  • В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения  в отрасль других предприятий.
  • При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий:

  • Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.
  • Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
  • Монополии контролируемые и регулируемые государством
  • Закрытые — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.
  • Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
  • Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах.
  • Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии.

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии:

Для того, чтобы продать  больше и увеличить объем продаж, монополия будет снижать цену.  Учитывая MR находящийся под кривой спроса, т.к. предельный доход при снижении цены будет также снижаться (снижаем цену для того, чтобы снизить цену продаж).

MR>=MC - правило Робинсона.

  1. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

Монополия - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

Монополистическая к. предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

Признаки монополистической конкуренции:

  1. Достаточно большое количество фирм (малых и средних)
  2. Дифференцированный тип продукции

Основные  виды дифференциации:

-качество

-технология

-режим  работы

-расположение

  1. Барьеров практически нет, барьером могут послужить затраты на рекламу
  2. Доступ к информации закрыт
  3. существует только на определенном сегменте рынка, а не на всем рынке.

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции:

1) Поведение фирмы в  краткосрочный период – это  ситуация, когда может себя вести  как чистый монополист, если она  займет какой- то сегмент рынка  и сформирует на этом сегментный  лояльный спрос со стороны  покупателей.

В отличие от чистой монополии  фирма утратит монопольную прибыль  в долгосрочном периоде.

2) В долгосрочном периоде  у фирмы появляются конкуренты, а поскольку нет входных барьеров, конкуренты достаточно легко  проникнуты на этот рынок.  В длительном периоде 1-ой фирмы  оттолкнувшись в конкуренции, утратив часть спроса, кривая спроса сместится вниз влево, стремясь вернуть утраченный спрос, фирма может усовершенствовать свой продукт, все что приведет к росту издержек.

Кривая ATC поднимется вверх.

  1. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.

Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом  сравнительно крупных предприятий.

  1. Жесткая олигополия – 2-4 фирмы и расплывчатая олигополия 4-20
  2. Однородный продукт, если сырьевая отрасль, дифференциация, если готовый товар или услуга
  3. Существуют входные барьеры в отрасль
  4. Доступ  к информации затруднен
  5. Контроль над ценой, специальные системы ценообразования (определяются количеством фирм)

Ценовая война предполагает, что одна фирма идет на резкое снижение цен, с целью вытеснения конкурента.

Необходимость согласованного поведения предполагает учет ответной реакцией со стороны конкурента. Все модели ценообразования предполагают с одной стороны некооперативное поведение, а с другой – кооперативное.

Модели кооперативного ценообразования

Модедль Курно  (1838)

  1. фирма №1 полагает, что фирма №2 не будет производить вовсе, тогда фирма №1 будет производить максимум всего объема
  2. фирма №1 видит, что фирма №2 наращивает объем, тогда фирма №1 будет корректировать свой объем в сторону уменьшения (чаще действует)
  3. фирма №1 полагает, что фирма №2 закроет весь объем спроса, тогда фирма №1 сведет свое производство к 0

Q1=f(Q2)                       Q2=f(Q1)

Модель Картеля

Каретль – формальная организация продавцов или производителей в целях ограниченной конкуренции и получения высокой прибыли

Договариваются по поводу:

  1. принципа установления цены
  2. по разделу рынка
  3. по квотам производства и сбыта
  4. обмен патентами и др. коммерческой информации

Условия, благоприятствующие образованию картеля:

  • неэффективность антимонопольного законодательства
  • количество продавцов и производителей, чем их меньше, тем легче договориться
  • однородность продукции и сопоставимость издержек
  • стабильность и предсказуемость спроса

Модель ценового лидерства

Предполагает не договор, а сотрудничество. Одна из фирм должна быть явным лидером. Фирма лидер  меняет цену, а все остальные должны следовать за ней. Лидерство фирмы  основано на 2-х формах:

  • лидерство доминирующей фирмы
  • лидерство барометрической фирмы

Доминирующая фирма –  фирма, которая имеет большой объем, более качественную продукцию.

Барометрическая фирма –  фирма, которая, по мнению др. фирм, является барометром в отрасли.

Фирма-барометр- фирма, которая  лучше др. может оценить информацию и принять верное решение

34_Potreblenie_i_sberezhenia_Sklonnost_k_potre.docx

— 53.42 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35_Neobkhodimost_vmeshatelstva_gosudarstva_v_ek.docx

— 12.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37_Gosudarstvenny_byudzhet_i_ego_rol_v_makroeko.docx

— 13.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38_Nalogovaya_sistema_gosudarstva_Krivaya_Laffer.docx

— 27.42 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39_Kreditnaya_sistema_i_ee_struktura_Suschnost.docx

— 14.04 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40_Tsentralny_bank_i_ego_funktsii_Instrumenty.docx

— 13.64 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41_Inflyatsia_i_antiinflyatsionnoe_regulirovanie.docx

— 44.17 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42_Neravenstvo_dokhodov_v_rynochnoy_ekonomike_Po.docx

— 22.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43_Ekonomichesky_rost_Tipy_i_faktory_ekonomich.docx

— 13.18 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44_Ekonomichesky_tsikl_i_ego_fazy_Vidy_tsiklov.docx

— 13.88 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1 Предмет экономической теории.docx

— 217.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"