Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса

Файлы: 1 файл

курс лекций по экономике.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Условие структуры продукции говорит, что для достижения максимально возможного благосостояния необходимо, чтобы структура производящегося продукта соответствовала структуре потребностей, иначе говоря, структура производства должна соответствовать структуре обмена. Оптимальной структура продукции считается тогда, когда в результате изменения структуры невозможно увеличить благосостояния одного лица без уменьшения благосостояния других.

Условие оптимальной интенсивности использования ресурсов. Оно касается использования времени и говорит о том, что предельная норма замещения между работой и досугом должна быть равна предельной технической норме замещения между часами работы и получаемым в результате этой работы продуктом.

Эффективность ресурсов и распределения продукта может  быть различна в зависимости от времени. Поэтому вводится пятое условие оптимальной экономики – условие оптимального момента времени. Для того чтобы определить оптимальный момент, в экономике благосостояния вводится новый параметр для сравнения – ставка процента по нерисковым ценным бумагам. Тогда предельная норма замещения во времени между ресурсами и между продуктами должна быть равна ставке процента по нерисковым ценным бумагам.

Перечисленные условия (условия первого порядка) суммируются в одном – главном критерии оптимальности: объективные и субъективные предельные нормы замещения между двумя благами должны быть равны как между собой, так и для всех потребителей и производителей.

Условия первого порядка  недостаточны для обеспечения максимального благосостояния, их дополняют условия второго порядка, которые реализуются через закон убывающей отдачи. На графиках он проявляется в том, что все кривые безразличия являются выпуклыми, а линии производственных возможностей – вогнутыми. Но и при данных условиях необходимы еще суммарные условия. Они говорили о том, что для достижения экономического равновесия и максимального общественного благосостояния необходимо такое распределение продуктов и ресурсов, которое не позволит увеличить сумму излишков потребителей и производителей за счет производства нового продукта или изъятия из производства старого. Под излишками потребителей понимается разница между максимальной ценой, которую он согласен заплатить за продукт, и реальной ценой, которую он платит. Под излишком производителей понимается суммарная разница между ценой и предельными издержками производства.

4. Фиаско рынка и микроэкономическое регулирование. При безусловных преимуществах рыночной экономики очевидны и ее недостатки, что обусловливает необходимость государственного вмешательства в экономику. К недостаткам (фиаско) рынка следует отнести:

– неспособность обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;

– неравномерное распределение денежных доходов;

– несовершенный механизм обеспечения занятости населения, удержания уровня цен, наличие проблем безработицы и инфляции;

– неспособность обеспечить стратегические направления развития в области науки, техники, технологии;

– неспособность к структурным преобразованиям экономики;

– рынок не обеспечивает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды;

– монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

– нерациональное распределение ресурсов общества;

– отсутствие заинтересованности в производстве общественных благ;

– отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

– нестабильность макроэкономического развития и др.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества – основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

Механизм  микроэкономического регулирования – совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется организация и управление производственным предприятием. Методы регулирования деятельности предприятия зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные. Различают следующие типы механизмов микроэкономического регулирования: административный, рыночный и смешанный. Административное регулирование предполагает применение жестких централизованных форм и методов воздействия на производственный процесс. Это проявляется в доведении до предприятий плановых заданий, централизованном ценообразовании и распределении средств производств. При рыночном механизме микроэкономического регулирования предприятие является не объектом, а субъектом управления. Оно самостоятельно решает вопросы «что? как? для кого производить?». Происходит саморегуляция производства под влиянием экономических законов рынка.

Микроэкономическое регулирование направлено на отдельные субъектов экономики. Все мероприятия микроэкономического регулирования можно разделить на две группы: 1) направленные на повышение экономической эффективности рыночного хозяйства (регулирование фиаско рынка); 2) ориентированные на достижение целей социально-экономической политики. Основными элементами микроэкономического регулирования являются планирование на предприятии, маркетинг, коммерческий расчет, система экономического стимулирования, управление (менеджмент и правовые нормы). Инструменты микроэкономической политики можно разделить на три группы: налоги; государственные расходы; административные меры.

Менеджмент – это система внутрифирменного управления с целью достижения наивысшей эффективности деятельности фирмы, повышения качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента, увеличения прибыли. Функции менеджмента: планирование, организация, координирование, регулирование, стимулирование, контроль за деятельностью фирмы, учет и анализ деятельности фирмы.

Механизм стимулирования труда – формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду, повышения их трудовой активности. Он включает систему мотивации труда, вознаграждение за труд.

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование рынка. Она направлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности товара и максимизации прибыли.

Налогообложение – источник государственных доходов и регулятор доходов фирм и домохозяйств. Объекты налогообложения: доходы фирм и граждан, имущество экономических субъектов, имущественные сделки. Изменяя уровень налогообложения, государство может стимулировать различные отрасли экономики, применяя налоговые льготы для одних субъектов и увеличивая налоги для других.

Государственные расходы направляются на содержание госаппарата и выплаты фирмам и населению дотаций, субсидий. Средства могут выплачиваться за ресурсы, закупаемые для государственных нужд, либо распределяться в форме поддерживающих и стимулирующих выплат. Социальная политика осуществляется в форме трансфертов.

Административное регулирование – это регулирование связей между субъектами с помощью законодательного оформления норм и правил поведения субъектов (гражданский, трудовой, земельный и иные кодексы).

Ценовая политика в условиях рыночной экономики выполняет роль стимулятора экономической деятельности. Признается экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию монополий. Государственное вмешательство в цены может быть прямым или косвенным. При прямом вмешательстве государством устанавливается нижний либо верхний предел цены. Установление нижнего предела цены («пол» цены) направлено на поддержку производителей какого-либо товара (например, сельскохозяйственных производителей). Установление верхнего предела цены направлено на поддержку потребителей данного товара, в частности, социально значимых товаров первой необходимости.

Важная роль в государственном  регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор является объектом государственной деятельности и инструментом влияния государства на частный сектор экономики.

 

 

 

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

 

Лекция 3.1. Введение в макроэкономику

План лекции

1. Сущность, предмет и особенности макроэкономической теории.

2. Методы макроэкономики.

3. Макроэкономическая политика.

 

1. Сущность, предмет и особенности макроэкономической теории. Важной составной частью экономической теории является макроэкономика, название которой происходит от греческих слов: «макрос» – большой, «ойкос» – дом, «номос» – закон.

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Предметом макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов, в центре внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Первую попытку описания макроэкономических закономерностей предпринял Франсуа Кенэ, в своей знаменитой экономической таблице (1758 г.). В XIX в. появились схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса и теория общего равновесия Л. Вальраса. Существенный вклад в развитие макроэкономики внесли Дж. Гэлбрейт, Е. Домар, С. Кузнец, В. Леонтьев, П. Самуэльсон, И. Фишер, М. Фридмен, Э. Хансен, Р. Харрод, Н. Кондратьев.

Новая модель регулирования экономики была предложена английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883–1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс подверг критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в вмешательстве государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из кризиса 30-х гг. ХХ в. Дж. М. Кейнс заложил основы макроэкономики, определил ее основные понятия и сформулировал важнейшие закономерности, обосновал необходимость государственного регулирования экономики.

Особенности макроэкономической теории. Макроэкономика представляет совокупность прочных связей, которые интегрируют все хозяйственные элементы в единую целостность. К объединяющим факторам можно отнести: общее разделение труда между отраслями производства и регионами; кооперирование крупных структурных подразделений производства; национальный рынок. В результате такой интеграции образуется макросистема, называемая народнохозяйственным комплексом.

Материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство – совокупность накопленных в результате труда материальных благ и природных ресурсов, имеющихся в стране. Эта совокупность включает производственные основные фонды (здания, машины, оборудование); непроизводственные основные фонды (жилища, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения); материальные оборотные средства; личное имущество населения; природные ресурсы; нематериальные результаты (образовательный и квалификационный потенциал нации, достижения науки и накопленные культурные ценности).

Макроэкономика опирается на специфическую хозяйственную базу, удовлетворяющую общенациональные потребности. В нее входят производство общественных благ и организация их коллективного потребления; общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).

Государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют его со всеми домашними хозяйствами и фирмами. Через такие связи оно проводит активную экономическую политику, используя финансы, кредит, налоги, бюджет и другие средства.

Основными макроэкономическими  принципами являются:

1) агрегирование – соединение частных показателей в единый общий показатель (агрегат). Здесь изучается не спрос на отдельный товар, а – совокупный спрос, не цена конкретного товара, а общий уровень цен;

2) анализ взаимосвязей, проявляющихся между секторами (агрегатами) в национальной экономике в рыночных и нерыночных экономических отношениях. К числу первых относятся цены, их совокупное движение, доходы, закупки; к числу вторых – ожидания потребителей, налоги, изменения в государственных расходах, войны, кризисы;

3) единство и специфика микро- и макроанализа, когда микроуровень выступает базой для макроуровня, т. е. накапливает фактические данные для агрегирования и является поставщиком информации для макроуровня. В свою очередь макроанализ характеризует сложившуюся динамику экономики, производства, его перспективу;

4) нахождение и анализ  равновесных величин, т. е. определение равновесия на уровне агрегатов (равновесные объемы национального производства);

5) применение положений позитивной и нормативной экономики в отношении макроэкономических процессов. Позитивная макроэкономика изучает реальные экономические явления и их взаимосвязи. Нормативная макроэкономика предлагает рецепты действий;

6) корректировка основных макроэкономических показателей с учетом изменения уровня цен. Это важно учитывать при сопоставлении в практической деятельности номинального и реального значения макроэкономических показателей. Для этого используется дефлятор цен.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"