Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
Абсолютная земельная рента – один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).
Монопольная рента – особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость. Субъекты, хозяйствующие на земле в лучших условиях, будут получать дополнительный доход, называемый дифференциальной рентой.
Дифференциальная рента I образуется из-за различия земельных участков по естественному плодородию и местоположению в отношении к рынкам сбыта продукции. Дифференциальная рента I – это дополнительный доход, возникающий как разность между общественно необходимыми затратами труда, формирующимися на наихудших участках и определяющими стоимость продукции, с меньшими индивидуальными затратами труда на средних и лучших участках.
Дифференциальная рента II – результат эффективности равновеликих капиталовложений в одинаковые по размерам, местоположению и естественному плодородию земельные участки. Данный вид ренты обусловлен различием в «экономическом плодородии» земельных участков, возникающем вследствие отдачи инвестиций на одинаковых площадях.
Лекция 2.10. Теория внешних эффектов
План лекции
1. Внешние эффекты: сущность и виды.
2. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
3. Методы регулирование внешних эффектов.
1. Внешние эффекты: сущность и виды. Внешние эффекты (экстерналии) – ситуация, когда издержки или выгоды, получаемые третьими лицами (не участвующих в производстве) от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу (отрицательный эффект), то окрестные жители терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен. Если завод проведет дорогу, то окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться (положительный эффект).
Если разделить предельные социальные выгоды (MSB) и предельные частные выгоды (MPB), а также предельные социальные издержки (MSC) и предельные частные издержки (MPC), то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин.
Выделяют следующие виды внешних издержек:
1) совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются прямо пропорционально в зависимости от объема выпуска в отрасли;
2) предельные внешние издержки (МЕС) – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц;
3) предельные индивидуальные издержки (МРС) – стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты;
4) предельные общественные издержки (MSC) – это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
2. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность (прибыль) для агентов, не участвующих в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности (прибыли) третьих лиц. Экстерналии рассматриваются со стороны производителя и со стороны потребителя.
Примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчелы способствуют повышению урожая яблок, а яблони – увеличению сбора меда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Таким образом, предельные частные издержки, равные предельным издержкам общества, снижаются, что, для достижения рыночной эффективности, вызывало бы снижение цены и увеличение выпуска продукта под воздействием положительного внешнего эффекта.
Эффектом положительной экстерналии со стороны потребителя является рост предельного частного выигрыша потребителя, также эквивалентного предельному выигрышу общества. При этом оптимально было бы увеличить количество данного товара, но сделать его платным для потребителей. Создателем положительного внешнего эффекта можно назвать, к примеру, жителя дома, установившего освещение в своем подъезде в личных интересах, что, при этом, принесло пользу соседям по дому.
Отрицательный внешний эффект со стороны производителя повышает величину предельных издержек общества. К примеру, к такой экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдает общество в целом.
Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (и предельного выигрыша общества). Пример: пробки на дорогах. При этом автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем.
3. Методы регулирование внешних эффектов. Выделяют следующие формы государственного регулирования внешних эффектов:
– административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду;
– корректирующий налог, когда каждый производитель негативной экстерналии обязан платить корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции;
– корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями.
Теорема Коуза – Стиглера гласит, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Если права собственности принадлежат источнику негативной экстерналии, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта. Если же права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества будет выше, чем предельные внешние издержки. Итогом же переговоров окажется социально оптимальное количество блага.
Лекция 2.11. Общественные блага и
теория общественного выбора
План лекции
1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса.
2. Способы предоставления общественных благ.
3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности
1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса. Общественные блага – блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера. Это определение иллюстрируется такими примерами: маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет; внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.
Общественные блага обладают следующими признаками:
– признак неисключения – практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
– признак неконкурентности в потреблении – потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
– признак неделимости – благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов. Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.
При классификации экономических благ использует два критерия: 1) степень доступности блага в потреблении; 2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым, выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, и вторым – избирательности или неизбирательности блага.
Избирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта (покупка хлеба в магазине). Потребители в этом случае вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других (лавочка в парке). Это неконкурентное благо.
По названным критериям блага делятся на частные и общественные:
1. Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, называется чистым частным благом (товары в магазине). Оно обладает признаками избирательности и исключаемости. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, поэтому они наиболее пригодны для рыночного оборота.
2. Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным, является чистым общественным благом. Оно обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним индивидом не ограничивает его полезность для других. К примеру, оборона страны есть услуга, которую оказывает государство всем без исключения жителям данной страны. Медицинские услуги имеют большую общественную значимость, но они не обладают свойством неисключаемости. Поэтому некоторые наиболее важные из них (скорая помощь, принятие родов) предоставляются государством бесплатно, наравне с чистыми общественными благами.
Присущая чистым общественным благам, абсолютная неизбирательность означает, что: 1) любое потребление этого блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает полезностей, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.
Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью; 2) не могут быть разделены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно; 3) потребляются сообща.
В силу таких особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их особенность заключается в том, что их потребление происходит одновременно всеми субъектами, и оказывается выгодным всем. Поэтому суть проблемы общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.
Пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек на его производства, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно. Отсюда возникает проблема фрирайдера (проблема безбилетника («зайца»)). Таким образом, суть проблемы «безбилетника» выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача обеспечения общественными благами сводится к решению двух вопросов: как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»? как при этом достичь эффективного объема общественного блага?
2. Способы предоставления общественных благ. Возможности рынка в предоставлении общественных благ на практике означает, что предоставление осуществляет частный сектор, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Применяется несколько способов такого подключения:
1) исключение «безбилетников» – ограничение доступа к потреблению общественных благ (введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на зрелищные мероприятия). Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться так же, как и частное благо. Эффективным способом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления является заключение частных контрактов. Они предполагают участие в потреблении блага на определенных условиях, скажем, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества;