Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса

Файлы: 1 файл

курс лекций по экономике.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

2. Методы макроэкономики. Основным приемом изучения макроэкономических процессов и явлений является моделирование. Экономическая модель – это упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи различных переменных. Существует множество моделей, каждая из которых решает определенные задачи. В моделях используются гибкие (для долгосрочного периода) и негибкие (для краткосрочного периода) цены. Такие макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD – AS, крест Кейнса, IS – LM, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и другие представляют собой общий инструментарий макроэкономики и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах.

В основу макроэкономического  анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических субъектов (домохозяйства и фирмы) и не предполагает государственного вмешательства в экономику и каких-либо связей с внешним миром. В этом случае экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических субъектов предстают как расходы других. Модель круговых потоков отражает равенство суммарной выручки (суммарного дохода) фирм суммарному доходу домохозяйств.

В открытой экономике и при наличии государства модель круговых потоков становится более сложной. При дополнении модели другими экономическими субъектами: государством (правительством) и внешним миром представленное равенство нарушается, поскольку из потока доходы-расходы образуется отток или утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в потоке доходы-расходы образуется приток или инъекции в виде инвестиций, государственных расходов и экспорта. Если утечки связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то инъекции – это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта.

Макроэкономический взгляд различает 4 экономических субъекта:

1. Домашние хозяйства – это все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками всех производственных ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют четыре вида экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую часть.

2. Предпринимательский сектор – это совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в капитал сбережений домашних хозяйств).

3. Государственный сектор – это все государственные институты и учреждения страны. Они занимаются предоставлением общественных благ, достающихся потребителям как бы бесплатно (оборона, правопорядок, услуги инфраструктуры). Результаты деятельности государства проявляются в снижении затрат фирм, а также расходов домашних хозяйств. При этом цель государственной деятельности состоит в максимизации не прибыли, но общественного благосостояния.

4. Заграница включает в себя всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

3. Макроэкономическая политика. Макроэкономики дает определенные рекомендации по выработке вариантов макроэкономической политики государства на основе анализа реальных экономических параметров. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем.

В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих целей:

– обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого жизненного уровня населения;

– повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса;

– обеспечение высокой занятости, которая предоставит возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получать доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;

– социальная защищенность, гарантирующая достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;

– экономическая свобода, дающая экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель поведения;

– экономическая безопасность (экономическое равновесие);

– оптимальный платежный баланс и стабильный курс национальной валюты.

Макроэкономическая  политика государства проводится правительством и Центральным банком. Выделяются следующие инструменты макроэкономической политики: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная и внешнеэкономическая. Бюджетно-налоговая политика предполагает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Направлениями социальной политики выступают: социальная защита населения, политика доходов, регулирование рынка труда. Внешнеэкономическая политика включает тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт.

 

Лекция 3.2. Макроэкономическое равновесие

в модели совокупных доходов и расходов

План лекции

1. Понятие совокупного спроса и его факторы.

2. Совокупного предложение  и его факторы.

3. Макроэкономическое равновесие.

 

1. Понятие совокупного  спроса и его факторы. Национальный рынок функционирует в трех взаимосвязанных секторах: рынка товаров и платных услуг; рынка денег и ценных бумаг; рынка труда. На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой совокупный спрос и совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними.

Совокупным спросом называется общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно также определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (АD) включает в себя следующие виды расходов: на потребление домашних хозяйств (C); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой: АD = C + I + G.

Макроэкономическая модель спроса представлена на рис. 3.2.1.

 

 

 


 

Рисунок 3.2.1 – График совокупного спроса

 

Кривая совокупного спроса – это кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия. Обратная зависимость между изменением уровня цен и изменением совокупного спроса объясняется влиянием трех факторов:

1. Эффект процентной ставки. С повышением уровня цен фирмам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок товаров и услуг, выдачи заработной платы, приобретения ресурсов. Поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. Если нет эмиссии денег, то растет цена за пользование ими, т. е. ставка процента. Наступает момент, когда ставка процента начинает превышать норму будущей прибыли от инвестирования. Поэтому фирмам становится выгоднее давать деньги в ссуду, для получения высокого процента, а не инвестировать их. Падает спрос на инвестиционные товары, составляющие значительную часть национального продукта, а значит, снижается спрос и на сам национальный продукт.

2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). Сбережения населения и фирм теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос, и наоборот.

3. Эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иностранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых стимулирует рост совокупного спроса на национальный продукт.

Изменение уровня цен ведет к изменению объема спроса на ВВП и проявляется в движении вдоль линии совокупного спроса.

Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой вправо или влево. К таким факторам относятся:

1. Изменения в потребительских расходах (С). На динамику в потребительских расходов влияют изменение благосостояния потребителей; ожидание потребителей; задолженность потребителей; налоги.

2. Изменения в инвестиционных расходах (I) на которые влияют процентные ставки; ожидаемая прибыль от инвестиций; налоги предприятий; технологии; избыточные мощности.

3. Государственные расходы (С). Рост государственных закупок национального продукта ведет к возрастанию совокупного спроса, и наоборот.

4. Расходы на чистый экспорт (ХN). Чистый экспорт – разница между величиной экспорта и величиной импорта страны. На динамику чистого экспорта влияют: национальный доход других стран; валютные курсы.

2. Совокупное предложение и его факторы. Совокупное предложение (AS) – это объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при определенном уровне цен. Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном (рис. 3.2.2).

 


 

Рисунок 3.2.2 – График совокупного предложения

 

Различают три отрезка на кривой совокупного предложения:

1) горизонтальный (кейнсианский) отрезок, отражающий состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, так как предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен;

2) промежуточный (восходящий) отрезок, соответствующий периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства ВВП связано с ростом цен;

3) вертикальный (классический) отрезок отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной занятости. Поэтому любое изменение уровня цен не может изменить объем производства и предложения национального продукта.

На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо–вверх или влево–вниз. К ним относятся издержки; цены на ресурсы; производительность труда; новая технология; налоги и субсидии.

3. Макроэкономическое равновесие. Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

На макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) влияют изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид (рис. 3.2.3).

 

Рисунок 3.2.3 – Макроэкономическое равновесие

 

На горизонтальном участке  увеличение совокупного спроса приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продукта и увеличению цен, так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

Если совокупный спрос  снизится, то на кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются.

Однако если спрос уменьшится, то первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет. Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"