Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
2) взаимообусловленное финансирование – это увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом (финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников, плата за рекламные объявления может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения);
3) субсидирование – финансирование производства общественных благ за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести общественный имидж (финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных).
В предоставлении общественных благ существенную роль играет величина затрат на производство общественных благ. Если эти затраты невелики, то общественное благо может быть произведено любым человеком и автоматически станет доступно другим людям. Например, человек занимается пчеловодством, и его пчелы опыляют сады и огороды других хозяев. Но создание дорогого общественного блага просто не по карману отдельному производителю. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако, суть у них одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».
3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности. Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем принятия политических решений через установленные политические институты. В связи с этим возникает особый круг проблем, связанных с определением набора и объемов производства общественных благ, выбором способов его финансирования и принципов распределения налогов. Теория общественного выбора, зародившись в 1960-х годах ХХ в. как отрасль экономической науки, изучала вопросы налогообложения и государственных расходов в контексте предоставления общественных благ.
Государство определяет предпочтения граждан, как правило, путем голосования, ставшее к настоящему времени общепризнанным институтом принятия решений по поводу производства общественных благ. Действуя рационально, участвующие в голосовании лица будут стремиться к максимизации своего благосостояния, сравнивая предельную полезность блага при каждом уровне его выпуска с предельными издержками его производства. Результаты голосования будут зависеть от величины получаемой полезности и издержек, которые чаще всего приобретают форму налогов с граждан.
Принцип принятия решения путем голосования может быть разным: на основе единогласия или большинства голосов, следствием чего будут разные решения. При условии достоверности предпочтений голосующих и соответствующем им распределении издержек, принцип единогласия потенциально дает большую возможность для достижения максимальной полезности общественного блага, однако, чрезвычайно труден в реализации на практике. В сравнении с ним, принцип большинства, является более практичным для условий коллективного выбора. Однако голосование по принципу большинства не может обеспечить эффективности, так как не учитывает всей совокупности индивидуальных предпочтений.
Рациональным путем решения проблемы производства общественных благ является процедура голосования, предусматривающая единогласное одобрение решений об объеме предоставления общественных благ и распределение соответствующих издержек. Вместе с тем, правило единогласного принятия решений имеет существенные недостатки: у индивидов может быть стимул к сокрытию своих реальных оценок предельной полезности общественных благ; готовность платить может быть ограничена способностью платить, связанной с размерами дохода; достижение единогласия может быть сопряжено с трансакционными издержками.
Простейшие модели выбора в условиях представительной демократии предполагают наличие двух партий, конкурирующих за голоса избирателей. Чтобы одержать победу на выборах, партии должны сформулировать свою политику предоставления такого объема общественных благ, который был бы желателен для большинства членов общества. Объектом обмена на политических рынках являются, с одной стороны, мероприятия экономической политики, а с другой стороны, факторы политической поддержки: голоса избирателей, взносы в предвыборные фонды, иные трансферты ресурсов (в том числе, взятки) и т. д. В роли субъектов политических рынков выступают избиратели, члены групп давления, а также субъекты принятия политических решений – политики и чиновники. Дополнительным фактором победы политиков на выборах является объем взносов в их предвыборные фонды, которые представляют группы давления в обмен на обещание проводить выгодный для них курс экономической политики.
Государственные чиновники – это субъекты принятия политических решений, которым политики делегируют часть полномочий в конкретных сферах деятельности. Причиной для такого делегирования является стремление использовать выгоды специализации, связанные с тем, что решением специфических проблем занимаются обладающие соответствующей компетенцией сотрудники государственных органов. Результаты деятельности чиновников часто носят «неосязаемый» характер (постановления, докладные записки и т. д.). В то же время благосостояние чиновников зависит от размера бюджета ведомства: это открывает возможности для увеличения их вознаграждения, повышения должностного положения, репутации и т. д. В результате оказывается, что чиновники могут существенно завышать бюджет своих ведомств по сравнению с уровнем, действительно необходимым для выполнения государственных функций. Эти аргументы свидетельствуют о сравнительной неэффективности предоставления общественных благ государственными органами.
Государству присущи факторы, которые препятствуют принятию оптимальных решений о предоставлении общественных благ. Набор и объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Это сужает возможности потребительского выбора. В условиях представительской демократии влияние предпочтений электората вынуждает избранных представителей при принятии решений руководствоваться не результатами сравнения издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей. Желание быть избранным часто становится причиной принятия неэффективных решений бюрократизма государственного аппарата, который выражается в так называемом оппортунистическом поведении чиновничества, не получающего личной выгоды от результатов общественного выбора. При этом неэффективность государства возникает не только из-за оппортунизма чиновников, но и вследствие искажения критериев эффективности, субъективно устанавливаемых самими чиновниками.
Таким образом, государство не может обеспечить принятия оптимальных решений о производстве общественных благ, так как обладает внутренними источниками неэффективности, поэтому решение вопроса о выборе механизма предоставления благ – посредством рынка или государства – должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, возникающих в процессе применения каждого из способов производства общественных благ.
Лекция 2.12. Общее равновесие и общественное благосостояние
План лекции
1. Основы теории благосостояния.
2. Критериальный метод В. Парето.
3. Условия обеспечения максимального уровня благосостояния.
4. Фиаско рынка и
микроэкономическое
1. Основы теории благосостояния. Уровень развития рыночной экономики и направления ее государственного регулирования обязательно сказываются на благосостоянии населения страны. Любое решение, принимаемое различными органами, неизбежно ведет к изменению уровня благосостояния (изменение ставки налога, решение об асфальтировании).
Благосостояние потребителя – совокупность полезностей, получаемых им от потребления благ, благосостояние производителя – сумма доходов, получаемых от их деятельности. Когда каждый из производящих и потребляющих субъектов достигает максимально возможного уровня благосостояния, экономическая система считается равновесной, т. е. трактовка общего экономического равновесия с точки зрения теории благосостояния несколько отличается от традиционной. Если последняя говорила о том, что равновесие наступает тогда, когда участники общественного хозяйства имеют такие доходы, которые позволяют им купить весь произведенный продукт, то по теории благосостояния учитывается еще и оптимальный вариант потребления и производства каждого субъекта.
Теория благосостояния не отвечает на вопросы о том, справедливо или несправедливо распределение продукта в данной экономике, почему в самой богатой стране существует слой беднейшего населения и пр. Она исследует любые решения, принимаемые государственными органами и способные повлиять на положение отдельных субъектов или всего населения. Принимать такие решения можно лишь в том случае, если субъект управления знает, как отличить решения, ведущие к росту благосостояния, от решений, вызывающих негативные последствия. Инструментарий для такого познания и дает теория благосостояния.
В начале XX в. основным критерием оценки полезности принимаемых решений был максимум полезности, который в масштабах общества выступал как аддитивная полезность, т. е. сумма всех индивидуальных полезностей. Но в этом случае возникали проблемы оценки этих полезностей. Ведь для каждого человека потребление одного и того же продукта дает различную полезность.
Другим методом оценки принимаемых решений стал метод голосования и принятия решения по принципу демократического большинства. Решения принимают государственные деятели и чиновники, которые имеют свои личные интересы. Они могут реализовать эти интересы или через достижение общественных интересов, или пренебрегая ими и ставя на первое место личный интерес. Оптимальная общественная система предполагает, что личные интересы людей, управляющих государством, могут быть реализованы только через достижение общественных интересов. Метод голосования не может решить проблемы согласования интересов и не позволяет принять правильное решение из-за порядка голосования, существования сконцентрированных интересов и лобби-групп, которые, отстаивая свои интересы, могут повлиять на других депутатов.
2. Критериальный метод В. Парето. Попытки создать метод субъективной оценки общественной полезности принимаемых решений не привели к желаемому результату. В 1906 г. В. Парето опубликовал «Учебник политической экономии», в котором предложил критерий оценки принимаемых решений, не зависящий от субъективного фактора. Предложенный им метод получил название критериального и сохранился до сегодняшнего дня. В. Парето предложил считать, что если предлагаемое мероприятие никому не причиняет убытков, а некоторым людям, по их собственным оценкам, дает какую-то пользу, то такое мероприятие следуем считать улучшающим общественное благосостояние (рис. 2.12.1).
Рисунок 2.12.1 – Критерий оптимальности Парето
Предположим, общество состоит из двух человек Х и У, благосостояние которых отражается на соответствующих осях координат. Кривая РР' – линия максимально достижимого для данного общества благосостояния при данном уровне развития производства. Любая точка на этой кривой при переходе на нее из любой точки, лежащей внутри кривой, является Парето-оптимальной, так как в этом случае улучшается благосостояние хотя бы одного человека. Комбинация благосостояний, лежащая за пределами кривой (точка А), является недоступной при данных условиях, а комбинации внутри кривой (Е, М, К) доступны, но не Парето-оптимальны.
Также может возникать ситуация Парето-предпочтительности, когда при переходе к новой комбинации благосостояний хотя бы у одного лица благосостояние повысилось, а у других не стало ниже. На графике (рис. 2.12.1) Парето-предпочтительными будут все точки, переходы к которым соответствуют прямым с неотрицательным наклоном. Таковыми будут точки В, С, М по отношению к точке Е, но по отношению к точке М точка В не является Парето-предпочтительной, даже несмотря на то, что она лежит на кривой оптимальных предпочтений: она увеличивает благосостояние У, но уменьшает благосостояние X.
Критерий Парето позволяет оценивать ситуации, когда ни у одного лица не возникает убытков. Но если благосостояние одного лица повышается за счет ухудшения другого, то такую ситуацию через этот критерий оценить нельзя. В этом случае было предложено использовать критерий Калдора. Он основывается на сравнении выигрыша одних субъектов с убытками других и говорит о том, что благосостояние общества повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше, чем убытки проигравших.
3. Условия обеспечения максимального уровня благосостояния. В каждой стране государство должно так формировать направления экономической политики, чтобы обеспечить максимально возможный уровень благосостояния. Чтобы достичь этого, необходимо выполнить ряд условий. В рыночной экономике каждый субъект действует рационально, стремясь достичь большего благосостояния. Если каждый принимает оптимальное решение, то экономическая система развивается в условиях равновесия. В этом случае все потребности удовлетворяются наилучшим образом. Условие оптимального обмена (распределения) говорит, что если мы возьмем два товара х и у, то соотношения их предельных полезностей (или предельная норма замещения) у каждого из множества потребителей должны быть равны. В случае, когда полезности не могут сравниваться, а мы хотим максимизировать их потребление, нужно увеличить полезность от одного продукта, оставляя неизменным полезность от другого.
Условие оптимального производства говорит о том, что в рамках данной технологии соотношение предельных продуктов (предельная норма технологической замены), для каждой пары факторов производства должна быть одинаковой для всех фирм отрасли. Оптимальное использование одного ресурса, с помощью которого производятся продукты х, у, и z, предполагает, что предельный продукт при производстве каждого продукта одинаков. Если натуральная отдача от использования данного ресурса при производстве одного продукта меньше, чем от других, то это означает, что, с точки зрения общества, ресурс распределен неэффективно. Оптимальное распределение нескольких ресурсов предполагает, что соотношение предельных продуктов (в натуральной форме) при производстве товара х равно такому же продукту при производстве товара у.