Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса

Файлы: 1 файл

курс лекций по экономике.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Совокупное же предложение AS будет представлено биссектрисой прямого угла, поскольку любой прирост национального дохода является непосредственным результатом увеличения объема производства и тем самым совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие установится в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (Е) при величине национального дохода, равной ОВ. Но в жизни равновесное состояние экономики достигается редко и на короткое время.

Как восстанавливается  макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели в случае отклонения национального дохода от его равновесной величины? Если произведенный национальный доход оказался больше его равновесной величины (отрезок ОС), то новому значению национального дохода будут соответствовать большая величина совокупного спроса (СК) и совокупного предложения (CD). Но прирост AS идет опережающими темпами из-за растущих сбережений. Поэтому прирост спроса будет отставать на величину DK, возникнет безработица. Равновесие восстанавливается в результате снижения объема продаж (от С до В). Неизбежно сокращается объем производства, что ведет к росту безработицы.

Вторая ситуация возникает, когда произведенный  национальный доход оказывается меньше его равновесной величины (отрезок ОА). Спрос в этом случае превышает предложение на величину LM, что вызывает не только инфляционный рост цен, но и увеличение объема продаж (от А к В). Равновесие восстанавливается. Таким образом, рыночной экономике постоянно угрожают две опасности: с одной стороны инфляция, с другой – безработица.

Заслуга Дж. Кейнса в том, что в его модели макроэкономическое равновесие не совпадает с ситуацией полного использования факторов производства и совместимо с падением производства, инфляцией или безработицей. Со временем и кейнсианская модель начала давать сбой, так как экономика многих стран столкнулась со «стагфляцией» – одновременным ростом безработицы и инфляции.

 

Лекция 3.5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

План лекции

1. Понятие финансов и их функции.

2. Государственный бюджет и его функции. Бюджетный дефицит и его последствия.

3. Сущность, функции и виды налогов.

4. Фискальная политика, ее виды и инструменты.

5. Сущность, виды и причины государственного долга.

 

1. Понятие финансов и их функции. Финансы – это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Не любые денежные отношения можно считать финансами. Финансами являются не сами денежные средства, а отношения между субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств.

Финансам  присущи следующие функции: распределительная, перераспределительная, аккумулирующая (ресурсообразующая), контролирующая.

Финансовый механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, учреждений и рынков, их обслуживающих.

В зависимости от методов  формирования доходов экономических  субъектов, финансовую систему подразделяют на две сферы:

1) централизованных финансов (государственные финансы);

2) децентрализованных  финансов (частные финансы).

Различают подсистемы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий; финансы домашних хозяйств.

Базовой подсистемой  являются финансы предприятий. Именно в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые отношения предприятий строятся на принципах самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, ответственности и контроля. Значимую долю в финансовые ресурсы вносят домашние хозяйства. Они самостоятельно принимают решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине, целевом назначении и времени использования.

Государственные (централизованные) финансы – денежные отношения по формированию централизованных фондов и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода. Звеньями государственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды страхования.

Государственные внебюджетные фонды используются по целевому назначению: социальные услуги населению; стимулирование развития отраслей инфраструктуры; обеспечение приоритетных отраслей экономики.

Государственный кредит – это экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движение денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

2. Государственный бюджет и его функции. Бюджетный дефицит и его последствия. Государственный бюджет – это совокупность денежных отношений в процессе образования, расходования и использования основного централизованного фонда денежных средства государства. Он является финансовым планом государства, содержащим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Бюджет государства играет главенствующую роль в перераспределении национального дохода и в системе финансовых планов.

Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский и местный бюджеты (областные, городские, районные, сельские поселковые). Самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов – района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным и используется для изучения, совершенствования финансовых отношений в структуре бюджетной системы, сбалансирования бюджетов посредством регулирования источников дохода.

Принципами построения бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность и гласность.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

– распределительная (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

– контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики страны, что упрощает контроль над ним);

– регулирующая (через изменение расходов и доходов бюджета государство смягчает спады производства, снижает уровень безработицы).

Госбюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Существуют различные способы классификации государственных расходов. В частности, используется систематизация расходов по принципу распределения средств по исполнительным структурам государственной власти. Расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические, внешнеполитические, на содержание аппарата управления.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают: налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы.

В идеале общая сумма  правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей государственного бюджета. Если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит; когда же расходы превышают доходы, то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). Бюджетный дефицит в пределах 3 % от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит государственного бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов государственного бюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим, правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

Выделяют три концепции регулирования государственного бюджета:

1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицит.

3. Концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в период подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит будет самостоятельно ликвидироваться.

В целом, достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить  бюджет к профициту удавалось  таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Словения. Однако в 90-е гг. ХХ в. для большинства государств был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран  финансируют дефицит бюджета  с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки не развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета.

3. Сущность, функции и виды налогов. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются: субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога; объект налогообложения – доход, имущество, цена товара, облагаемые налогом; носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог; налоговая ставка – величина налога на единицу обложения; налоговая льгота – полное (частичное) освобождение от уплаты налога.

Основные  функции налогов:

– фискальная – пополнение доходов государственного бюджета;

– регулирующая – стимулирование экономической деятельности;

– распределительная – перераспределение полученных субъектами хозяйствования доходов.

Важнейшие принципы налогообложения: всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов и ставок налогов во времени; обязательность – принудительность уплаты налогов; социальная справедливость – равные условия налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования и населения.

Графическая зависимость  между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок отражена кривой Лаффера (рис. 3.5.1).

 

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"