Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса

Файлы: 1 файл

курс лекций по экономике.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечил равенство взвешенных предельных полезностей товаров, входящих в приобретаемый набор. Данное правило может быть использовано не только при осуществлении потребительского выбора, но и при распределении ограниченных ресурсов между альтернативными сферами использования.

3. Бюджетная линия и кривая безразличия. Потребительское равновесие. После того как итальянским экономистом В. Парето была доказана невозможность количественного измерения полезности, начались поиски новых способов объяснения потребительского поведения. Они привели к отказу от кардиналистского (от англ. сл. – «количественный») и переходу к ординалистскому (от англ. сл. – «порядковый») подходу к полезности, который основан на простой возможности сравнения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности.

Ординалистская  теория полезности была разработана английскими экономистами Р. Алленом и Дж. Хиксом. Основными инструментами данной теории являются кривые безразличия и бюджетные ограничения.

На условном примере построим кривую безразличия. Допустим, потребитель желает приобрести блага А и В. Он может приобрести их в разных пропорциях. Делая выбор, потребитель будет ориентироваться на ту полезность, которую он получит от определенного соотношения благ А и В. Одинаковую полезность потребитель может получить, использовав различные комбинации благ А и В (рис. 2.3.1).

 

Рисунок 2.3.1 – Кривая безразличия

 

Кривая безразличия показывает все возможные комбинации двух благ, доставляющие потребителю равные полезности. Любая точка на этой кривой определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую общую полезность. Кривая имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь.

Наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замены). Предельная норма субституции показывает то количество, на которое одно из двух благ должно быть увеличено с тем, чтобы компенсировать потребителю уменьшение другого блага. Если двигаться вдоль кривой безразличия слева направо, предельная норма субституции убывает. Это объясняется тем, что готовность потребителя к замещению блага А благом В по мере убывания блага А уменьшается.

При выборе на потребителя влияют размер его дохода и цены на товары. Потребитель может предпочитать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не превышают сумму денег, находящуюся в распоряжении потребителя. Доход определяет границу того множества наборов, которые может выбрать потребитель. Он показывает бюджетное ограничение потребителя. Если мы представим бюджетное ограничение графически, то получим бюджетную линию. Бюджетная линия – это линия, показывающая различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах.

Определим бюджетную линию  на конкретном примере. Например, если благо А стоит 1 / 5 денежной единицы, а благо В – 1 денежную единицу, то потребитель А при доходе 12 денежных единиц может приобрести комбинации благ А и В: 8А + 0В, 6А + 3В, 4А + 6В, 2А + 9В, 0А + 12В.

Изобразим графически комбинации благ А и В, доступные потребителю X. Для этого на вертикальной оси покажем количественные значения блага А, а на горизонтальной – блага В. Соединим точки максимально возможного значения блага А и блага В и получим бюджетную линию (рис. 2.3.2).

Рисунок 2.3.2 – Бюджетная линия

 

Для определения, какая комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной, какая из них принесет наибольшую полезность, совместим бюджетную линию потребителя и карту кривых безразличия. Наибольшую полезность принесет потребителю та комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.

В том случае, когда цены на благо  А и В неизменны, а доход  потребителя вырос, бюджетная линия смещается вправо и вверх. Точка касания, соответствующая оптимальной комбинации благ, перемещается на кривую безразличия, имеющую большую полезность. При уменьшении дохода оптимальному набору благ А и В будет соответствовать точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, которая выражает меньшую полезность. При росте дохода потребителя будет иметь место параллельный сдвиг бюджетной линии вправо и вверх. Если бюджетная линия сдвинется дальше от начала координат, потребителю будет доступен более высокий уровень полезности. Уменьшение дохода сместит бюджетную линию потребителя ближе к началу координат. При любом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, поэтому каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка.

4. Эффекты потребления. Немецкий статистик XIX в. на основе статистических данных установил зависимость характера потребления от дохода. Исследование семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Энгелю сделать вывод о том, что чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание. Это положение вошло в историю экономической науки как «закон Энгеля».

Закон спроса может быть объяснен на основе эффекта замещения  и эффекта дохода, имеющих место  в связи с изменением цен. Эффект субституции (замещения) – результат воздействия изменения цены блага на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара которое потребитель купит при условии, что его доход останется неизменным. Эффект замещения измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ. Эффект дохода – результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемых благ. Эффект дохода показывает влияние изменения цены на благо на общий спрос потребителя.

Однако спрос потребителей на некоторые товары, получившие название «товары низкой категории» в отличие от «нормальных товаров», может не соответствовать данному правилу. Повышение цены на «товар низкой категории» (товары первой необходимости) может вызвать реакцию малообеспеченного потребителя, которая противоречит закону спроса. Если при повышении цены на товар первой необходимости трудно будет найти товар с таким же полезным эффектом на одну денежную единицу, затрачиваемую на его покупку, то можно ожидать, что потребитель с низким уровнем дохода вынужден будет увеличить потребление данного товара. В данном случае с ростом цены растет спрос, т. е. кривая спроса имеет положительный наклон. Возможность возникновения такой ситуации впервые отметил английский ученый Р. Гиффен (1837–1910), изучая объем спроса на картофель в Ирландии в период голода, в связи с чем, товар, имеющий кривую спроса с положительным наклоном, называют «товаром Гиффена».

 

Лекция 2.4. Издержки и теория выбора фирм

План лекции

1. Предприятие как хозяйствующий субъект.

2. Производственная функция фирмы. Изокванта и изокоста. Предельная норма замещения.

3. Продукт как результат производства фирмы.

4. Понятие и виды издержек. Эффекты масштаба.

5. Доход и прибыль фирмы.

 

1. Предприятие как хозяйствующий субъект. С правовой точки зрения предприятие выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. С экономической точки зрения, предприятие – это коллектив людей, связанных в определенном производственном процессе кооперацией труда и общими экономическими целями, а также комплекс средств производства, обладающих технологическим единством, приспособленных для изготовления определенных товаров. Основной целью предприятия выступает максимизация прибыли путем выпуска продукции для удовлетворения потребностей общества.

Функции предприятия: достижение экономной, рациональной и продуктивной комбинации факторов производства; обеспечение координации условий всех участников хозяйственной деятельности; согласование экономических интересов участников хозяйственной деятельности.

2. Производственная функция фирмы. Изокванта и изокоста. Предельная норма замещения. В процессе создания продуктов и услуг фирма особым образом соединяет факторы производства. Их взаимодействие описывается производственной функцией. В микроэкономическом анализе используется двухфакторная функция, которая имеет следующий вид:

 

Q = f (L, K),

где Q – объем производства, L – затраты труда, К – затраты капитала.

Производственная функция  описывает максимальный объем выпуска продукции, который фирма может произвести при каждом конкретном сочетании факторов производства. Производственная функция строится для каждой данной технологии. Улучшение технологии отражается в новой производственной функции. Сама производственная функция может быть изображена графически с помощью изоквант (рис. 2.4.1).

Изокванта – это кривая, отражающая множество минимально необходимых комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объема продукции.

 

 

 

Рисунок 2.4.1 – Карта изоквант

 

На рис. 2.4.1 изображены изокванты, каждая из которых соответствует определенному выпуску продукции при различных комбинациях труда и капитала. Чем дальше от начала координат находится изокванта, тем больший объем продукции она представляет.

Традиционная изокванта предполагает, что факторы производства не имеют полной замещаемости. Наклон и вогнутость изоквант определяются способностью к замещению, и описывается с помощью предельной нормы технологического замещения (MRTS): MRTSLK = −∆K / ∆L.

Предельная норма замещения  капитала трудом MRTSLK определяется величиной капитала, которую может заменить каждая единица труда, не вызывая изменения объема выпуска. MRTSLK равна наклону касательной в любой точке изокванты, умноженной на –1.

3. Продукт как результат производства фирмы. Предел отдачи ресурса можно определить с помощью понятий совокупного, среднего и предельного продукта.

Совокупный продукт – это общее количество продукции, производимой при определенном количестве переменного фактора и при прочих неизменных факторах.

Средний продукт переменного фактора – это отношение совокупного продукта к использованному количеству этого фактора, это отношение объема выпуска к количеству затрат труда (АР = ТР / L). Средний продукт сначала растет, а затем снижается. Средний продукт – это производительность труда, поэтому его изменение – это демонстрация действия закона убывающей производительности. С некоторого момента производительность каждого дополнительного рабочего или часа труда снижается.

Предельный  продукт – это изменение совокупного продукта переменного фактора в соответствии с изменением его количества. Точнее это приращение совокупного продукта при использовании последней дополнительной единицы затрат труда: МР = ∆ТР / ∆L.

Как и средний продукт, предельный продукт сначала увеличивается, но достигает своего максимума раньше, чем средний продукт: если МР > Р, то АР возрастает; если же АР > МР, то АР снижается.

4. Понятие и  виды издержек. Издержки фирмы представляют собой совокупность расходов, которые несет производитель при выпуске определенного объема продукции. Издержки, связанные с выпуском продукции называют издержками производства, а издержки, связанные с реализацией – издержками обращения. Различают также внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки. Внешние издержки – это денежные выплаты, которые фирма осуществляет поставщикам факторов производства, если эти факторы ей не принадлежат (заработная плата рабочих, жалованье менеджерам, выплаты банкам, транспортные расходы, амортизация оборудования и т. п.). Такие издержки являются бухгалтерскими. Внутренние издержки – стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными. Это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм.

Некоторые издержки являются возвратными и учитываются при принятии решений наравне с экономическими (альтернативными) издержками. Возвратные издержки – это издержки, которые фирма может не нести, прекратив свою деятельность. Невозвратные издержки связаны с ранее совершенными и невозместимыми в момент закрытия фирмы расходами (расходы узкоспециализированное оборудование, на рекламу).

В поведении фирмы выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды. В краткосрочном периоде некоторые факторы не могут быть изменены. И издержки, связанные с их приобретением и использованием, не зависят от объема производимой продукции. Такие издержки называются постоянными (FC). Издержки, величина которых зависит от объема продукции, называются переменными (VC). В сумме они представляют совокупные (валовые) издержки (TC) (TC = FC + VC). При нулевом объеме производства совокупные издержки равны сумме постоянных издержек. К постоянным издержкам относятся расходы на оборудование, помещение, минимальный штат и т. д. Переменные издержки включают расходы на заработную плату, сырье, топливо, транспортные услуги.

Средние издержки – это издержки в расчете на единицу продукции. Соответственно достаточно просто найти средние постоянные издержки (AFC), средние переменные (AVC) и средние валовые (ATC) (AFC = FC / Q; AVC = VC / Q; ATC = TC / Q = AFC + AVC).

Предельные  издержки (МС) – это дополнительные издержки или приращение издержек, связанное с производством еще одной, последней дополнительной единицы продукции (МС = ∆ТС / ∆Q).

Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее. Однако преимущества крупной фирмы – еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности. Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально эффект может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"