Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
– неэластичный спрос – величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Если ценовая эластичность меньше 1, то рост цены товара на 5 % приведет к снижению спроса, например, на 3 %. Низкая эластичность вызывает увеличение расходов потребителей при росте цены товара;
– совершенно неэластичный спрос – величина спроса всегда постоянна независимо от изменения цены на товар;
– эластичный спрос – величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Если ценовая эластичность больше 1, то снижение цены на 5 % вызовет рост спроса, например, на 10 %. Высокая эластичность увеличивает расходы потребителей при снижении цены товара;
– совершенно эластичный спрос. При увеличении цены продукции более чем на 5 % ни одна единица товара не будет реализована. При росте цен на 5 % и ниже может быть реализовано бесконечное количество товаров.
На эластичность спроса влияют следующие факторы: наличие товаров-заменителей; значимость товара для потребителя; доступность товара; степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром.
2. Эластично спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу можно определить с помощью соответствующего коэффициента, который показывает, на сколько изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1 %. Эластичность спроса по доходу позволяет выяснить, к какой категории принадлежит данный товар:
– если Еі > 0, то это нормальное благо, объем спроса растет при росте доходов;
– если Еі > 1, то это товар роскоши, объем спорса растетна боллший процент, чем доход;
– если 0 < Еі < 1 , то это товар первой необходимости, объем спроса растет на меньший процент, чем доход;
– если Еі < 0, то это неполноценное (низшее) благо, объем спроса падает при росте дохода;
– если Еі = 0, то это нейтральное благо, нет зависимости между объемом спрос анна товар и изменением дохода.
Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.
Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и др. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. Если Е > 1 единицы, спрос будет эластичным. Если 0 < Е < 1, спрос неэластичен.
Дуговая эластичность – примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и др. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов. Коэффициент дуговой эластичности всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.
При незначительных изменениях рассматриваемых величин используется формула точечной эластичности, а при больших (свыше 5 % от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.
Перекрестная эластичность – эластичность, показывает, как изменится спрос на товар А при изменении цены товара В на 1 %:
– если Еab > 0, то товары а и b – взаимозаменяемые;
– если Еab < 0, то товары а и b – взаимодополняемые;
– если Еab = 0, то товары а и b – независимые друг от друга.
3. Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем изменилась цена. Предложение неэластично, если его изменение меньше, чем изменение цены.
Эластичность предложения зависит от многих факторов – это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможности увеличить предложение, тем оно эластичнее).
Поскольку предложение связано с изменением производственного процесса, оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности предложения. При оценке эластичности предложения рассматриваются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Под краткосрочным понимается период слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в этом случае является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. В долгосрочном периоде производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. За это время также возможен приток в отрасль новых фирм или их уход. Эластичность предложения здесь достигает максимальной величины.
4. Практическое значение эластичности. Эластичность спроса имеет большое практическое значение. Так, показатели эластичности спроса по цене используются для принятия решений об уровне и изменении цен. По общему правилу, при эластичном спросе суммарная выручка изменяется в направлении, обратном изменению цены. При неэластичном спросе суммарная выручка изменяется в том же направлении, что и цена. В случае со спросом единичной эластичности изменение цены не отразится на суммарной выручке.
Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы. Важным фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.
Лекция 2.3. Теория поведения потребителя
План лекции
1. Суверенитет и рациональность потребителя.
2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
3. Бюджетная линия и кривая безразличия. Потребительское равновесие.
4. Эффекты потребления.
1. Суверенитет и рациональность потребителя. Потребитель – лицо или организация, использующие, потребляющие продукты чьего-либо производства, включая и продукты собственного производства. Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения па рынке. Потребители сильно отличаются друг от друга по своим вкусам и предпочтениям по отношению к каким-либо товарам. Предпочтения влияют на спрос и на производителей товаров. Потребитель вправе самостоятельно определять объем, ассортимент и место покупок, форму оплаты и называется это – суверенитетом потребителя. Необходимое условие суверенитета – свобода потребительского выбора.
Рациональность потребителя – это способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпочтительные. Потребительский выбор осуществляется на основе потребностей, предпочтений, доходов и цен.
Созданные в процессе производства товары и услуги, пройдя через обмен, поступают в сферу потребления. Потребление – это процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей. Экономисты различают производственное и личное потребление. Производственное потребление – это использование факторов производства в процессе создания товаров и услуг. Личное потребление представляет собой использование блага для удовлетворения потребностей человека. Оно является конечным пунктом движения произведенного продукта.
2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Понять правила, которыми руководствуется потребитель на рынке, помогает концепция предельной полезности. Главной идеей данной теории является положение о том, что ценность (стоимость) товара или услуги определяется их полезностью для потребителя. При этом под полезностью понимается удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Полезность – это способность блага или услуги удовлетворять потребности индивида в результате потребления определенного количества данного блага. Полезность блага зависит от потребностей и вкусов индивида и интенсивности удовлетворения потребности. Полезность одного и того же блага может быть различной. Так, полезность авторучки для студента кулинарного училища больше, чем для повара ресторана.
Полезность блага зависит и от интенсивности удовлетворяемой потребности. Степень интенсивности потребности не остается неизменной, а уменьшается по мере того, как растет объем потребления данного блага. Предположим, что на обед потребитель купил 5 яблок. В процессе потребления первое яблоко доставит ему наибольшую полезность, так как у него еще не удовлетворена потребность в яблоках. Второе яблоко будет иметь для него меньшую полезность, третье – еще меньшую, а четвертое может быть уже и не нужным. От пятого можно ожидать не пользу, а вред.
Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью. Па примере с яблоками мы видели, что полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, меньше полезности предыдущей единицы. Уменьшение предельной полезности блага с увеличением величины ею потребления выражает суть закона убывающей предельной полезности.
Так как полезность блага зависит от субъективной оценки, измерить ее количественно довольно сложно. Однако попытаемся количественно определить их полезность. Допустим, что потребитель оценивает первое яблоко в 10 ед. полезности, второе – в 6, третье – в 2 ед. Четвертое яблоко является относительно излишним, его полезность равна нулю. Пятое яблоко имеет отрицательную полезность, равную – минус 5.
Общая полезность определенного количества благ определяется суммированием предельной полезности каждого из них. Общая полезность первых двух яблок равна 16 ед. (10 ед. + 6 ед.). Общая полезность трех яблок – 18 ед. (10 ед. + 6 ед. + 2 ед.). Четвертое яблоко ничего не прибавит к общей полезности, пятое – уменьшит ее. Поэтому общая полезность четырех яблок равна 18 ед., а пяти – 13 ед. Из примера следует, что предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с каждым добавлением нового блага замедляется.
Полезность и спрос. Кривые спроса имеют нисходящий характер, так как каждая последующая единица блага А обладает все меньшей предельной полезностью, значит, дополнительные единицы продукта люди станут покупать лишь при условии снижения его цены.
Осуществляя покупку товара, покупатель обменивает определенное количество денег на необходимое ему благо. До сих пор мы предполагали, что он производит эквивалентный обмен. Тогда возникает вопрос: зачем покупателю делать покупку, если товар не обладает для него большей привлекательностью, чем деньги? Ответ на этот вопрос сводится к следующему: каждый потребитель, покупая товар, получает определенный выигрыш. В тех случаях, когда цена спроса превышает рыночную цену, выигрыш потребителя можно рассматривать как разницу между ними. Общий выигрыш, который получает потребитель от покупки блага, называется излишком потребителя. Излишек потребителя – это разница между общей полезностью приобретенного товара и затратами на его покупку.
Правило максимизации полезности. Теория предельной полезности раскрывает поведение типичного покупателя на рынке. Сторонники этой теории принимают за исходные следующие положения. Во-первых, типичный покупатель имеет ограниченный денежный доход и пытается использовать его с наибольшей пользой. Во-вторых, средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Предполагается, что покупатели представляют, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы благ, которые они намереваются купить. В-третьих, товары на рынке имеют цены, и индивидуальный потребитель не может на них повлиять. Очевидно, что покупатель, обладающий ограниченным доходом, сможет приобрести на рынке ограниченное количество товаров. Он будет стремиться приобрести такие товары и услуги, которые принесут ему наибольшую полезность. Чтобы сделать оптимальный выбор благ, покупатель должен сравнить взвешенные предельные полезности различных товаров. Взвешенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене. Допустим, покупатель должен сделать выбор между соком и минеральной водой. Полезность сока он оценивает в 10, а минеральной воды – в 6 ютилей. Если стакан сока стоит 25 центов, а стакан минеральной воды – 10 центов, то взвешенная полезность сока 10 / 25, а минеральной воды 6 / 10. При данных условиях большую полезность покупатель получит от стакана минеральной воды.
Первая единица товара А обладает наибольшей полезностью в расчете на один доллар, равный 21 ютилю. Взвешенная предельная полезность первой единицы блага В составляем 20 ютилей. На покупку этих товаров потребитель расходует 30 долларов США. Далее по уровню взвешенной полезности идет вторая единица товара В (19 ютилей), затем – вторая единица товара А и третья единица – товара В. полезность каждой из которых в расчете на один доллар составляет 18 ютилей. Если покупатель купит два блага А и три блага В, то он израсходует 80 долларов США наилучшим образом. Он получит максимальную полезность от своих покупок. У него не будет оснований пытаться по-другому распределить свой доход, потому что любая иная комбинация товаров А и В при существующих ценах и имеющихся в наличии денежных средствах даст меньшую суммарную полезность. Поэтому можно сказать, что состояния равновесия покупатель достигнет именно при таком распределении своего дохода между товарами А и В.