Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.
Положительный эффект от масштаба наблюдается при снижении долгосрочных средних затрат и связан с углублением разделения труда. Положительный эффект можно объяснить следующим:
– массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что повышает производительность;
– крупные предприятия могут применять передовые технологии и дорогостоящую автоматизацию, недоступные мелким фирмам;
– можно осуществлять специализацию управления и максимально использовать труд высококвалифицированных специалистов (расходы на управленческий персонал будут расти медленнее, чем производство);
– технологической спецификой отдельных видов производства (утроение производительности конвейера требует одного, а не двух дополнительных контролеров; увеличение диаметра трубы нефтепровода увеличит объем нефти больше, чем стоимость дополнительного оборудования).
При положительном эффекте масштаба, предприятию надо наращивать производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.
Отрицательный эффект от масштаба отмечается, когда средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Это связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий; с наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия (извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую).
Постоянный эффект масштаба производства предполагает неизменность отдачи используемых ресурсов. Это означает, что объем выпуска растет такими же темпами, как и совокупные затраты на ресурсы. Средние издержки долгосрочного периода остаются неизменными.
Нахождение оптимального размера предприятия для производства продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта. Это происходит путем создания в рамках единого технологического процесса не одного, а нескольких производственных единиц оптимального размера.
5. Доход и прибыль фирмы. Целью и конечным результатом деятельности фирмы является получение дохода и прибыли, достаточных для ее функционирования как субъекта хозяйствования. Прибыль выступает источником и мотивом эффективного развития фирмы. Она влияет на формирование спроса на инвестиционные товары и определяет границы предложения товаров и услуг в краткосрочном и долгосрочном периодах. Прибыль используется для оценки эффективности производства.
Прибыль – разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = выручка – затраты (в денежном выражении).
Виды прибыли:
– бухгалтерская прибыль – разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);
– экономическая прибыль – остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтенные в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на взятки, дополнительные премиальные работникам;
– валовая (балансовая, общая) прибыль – прибыль на весь объем продукции;
– чистая прибыль – прибыль, остающаяся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений;
– средняя прибыль – прибыль единицу продукции;
– предельная прибыль – прибыль на дополнительную единицу продукции.
Прибыль предприятия может быть положительной (TR > ТС), нулевой (TR = ТС) и отрицательной (TR < ТС) в зависимости от того, как соотносятся доход и издержки при разных объемах выпуска.
Доход – денежные средства или материальные ценности, полученные в результате какой-либо деятельности за определенный период времени. Доходы предприятия подразделяются на следующие виды: доходы от основных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы и прочие поступления.
Анализируя деятельность фирмы, используют понятие совокупного, среднего и предельного дохода. Совокупный доход ТR – сумма денег, вырученная фирмой в результате реализации произведенной продукции. Средний доход (АR) – цена единицы продукции. Предельный доход (MR) отражает приращение дохода, получаемого от продажи дополнительной единицы выпускаемой продукции.
Совокупный доход ТR (Q) увеличивается или снижается в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен той части графика, где совокупный доход увеличивается, а предельный доход имеет положительное значение, так как увеличение объема реализации увеличивает и доход. Спрос неэластичен, где снижается совокупный доход, а предельный доход отрицателен, так как при росте выпуска продукции (и снижении цены) сокращается доход. При использовании информации о величине доходов и издержек возможно принятие решения об объеме выпуска продукции, максимизирующего прибыль. Поскольку в краткосрочном периоде размер капитала постоянен, необходимо использовать сочетание переменных факторов производства (труда и материалов), которое бы максимизировало прибыль. Условием максимизации прибыли является равенство Р = MC(Q). Прибыль достигает максимума в точке касания кривой ТС с прямой, параллельной TR.
Прибыль как разница общего дохода (выручки) и общих издержек максимизируется в точке, в которой небольшой прирост объема производства оставляет прибыль без изменений. Прибыль достигает максимума в точке равенства предельных издержек и предельного дохода MR(Q) = MC(Q). Это условие обязательно для конкурентных и для неконкурентных фирм.
Лекция 2.5. Рыночное поведение конкурентных фирм
План лекции
1. Основные типы рыночных структур. Показатели, характеризующие размер фирм.
2. Основные барьеры на пути входа на рынок.
3. Фирма на рынке совершенной конкуренции.
1. Основные типы рыночных структур. Показатели, характеризующие размер фирм. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами: количеством и размерами фирм в отрасли; характером продукции; легкостью входа и выхода из конкретного рынка; доступностью информации. Выделяют четыре главных типа рыночных структур:
1) совершенная конкуренция, когда на рынке предприятия предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, имеется возможность свободного входа и выхода из рынка и равная для всех доступность информации;
2) монополия – модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, проникновение в отрасль других фирм невозможно из-за существующих барьеров;
3) монополистическая конкуренция – рыночная структура с большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка;
4) олигополия – модель рынка, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и чистую монополию, ко второй – монополистическую конкуренцию и олигополию.
Показатели, характеризующие размер фирм. Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором оно действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
– доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
– доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;
– доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
– доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения (в России признаком доминирования служит контроль не менее 35 % рынка, в Великобритании – не менее 25 % рынка).
2. Основные барьеры на пути входа на рынок. Барьеры входа на рынок – это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем субъектами.
Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные и поведенческие. Структурные барьеры обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребления доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.
Виды структурных барьеров:
– экономические и организационные ограничения (государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен; сроки окупаемости капитальных вложений; неплатежи; наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства);
– барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (неэффективно предприятие, рассчитанное на выпуск ста грузовых автомобилей в год, а экономически оправдано производство десятков тысяч их), то входящие на рынок конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь большие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными;
– неразвитость рыночной инфраструктуры – наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п.;
– барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат возникают, если затраты на единицу продукции действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов;
– экологические ограничения – запрещения экологической службой, природоохранными учреждениями расширения масштабов деятельности на данном рынке, строительства новых производственных объектов и т. п.;
– ограничения по спросу – это высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей;
– барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций – стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени).
Виды поведенческих барьеров:
1. Административные ограничения – наличие (отсутствие) ограничений деятельности, создаваемых органами власти и управления всех уровней (лицензирование, квотирование, препятствия в отведении земельных участков, предоставление производственных помещений и офисов).
2. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Действующие на рынке хозяйствующие субъекты имеют прочные связи с продавцами ресурсов и покупателями товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцами, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным субъектом более доступны неценовые методы конкуренции.
3. Влияние вертикального объединения действующих на рынке субъектов, из-за чего новый участник не может получить необходимых входных ресурсов или рекламировать свой выходной продукт, не может вступить на выше- или нижестоящие рынки.
Барьеры входа можно разделить на нестратегические и стратегические. Нестратегические барьеры имеют объективный характер, действуют в отрасли независимо от функционирующих предприятий. Стратегические барьеры – это барьеры, вызванные деятельностью продавцов и/или покупателей на рынке.
Виды нестратегических (объективных) барьеров:
а) структурные: абсолютное преимущество в издержках; экономия на масштабе; высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок; дифференциация товара; насыщенность рынка;
б) конъюнктурные: низкая платежеспособность покупателей; сужение географических границ рынка; расширение международных границ.
Виды стратегических барьеров:
а) ценовые;
б) неценовые: дополнительные инвестиции в оборудование; дифференциация товара.
3. Фирмы на рынке совершенной конкуренции. Значение анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели. Совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях.