Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
– варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в моделях рыночных экономик в 170 странах мира.
Различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей. Для управления современной экономикой необходимо примерно четыре тысячи законов и нормативных актов. Основной закон страны – Конституция. Экономическая деятельность регулируется примерно 25 Кодексами (налоговым, трудовым, таможенным, транспортным и другими).
Административные методы – это различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т.п. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы.
Экономические методы прямые – это целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты.
Экономические методы косвенные – это различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики, оплаты труда.
Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Модель современной экономической системы рыночного типа представлена на рис. 1.3.1.
Рисунок 1.3.1 – Модель экономического оборота
в рыночной системе хозяйства
Предприятия (предпринимательский сектор) покупают на рынке ресурсов необходимые для своей деятельности ресурсы (факторы производства), производят товары и услуги и направляют их на рынки товаров, услуг. Домашние хозяйства предлагают на рынки ресурсов рабочую силу, денежный капитал и ресурсы, которые принадлежат им на праве частной или общенародной собственности. Государство для содержания государственного аппарата и государственного сектора экономики тоже закупает товары и услуги на рынках продуктов и ресурсов. Все физические и юридические лица платят государству налоги в бюджет и получают взамен услуги в виде услуг от аппарата управления, от юстиции, полиции, армии, от финансируемого из бюджета «бесплатного» здравоохранения, образования, культуры, инфраструктурные услуги в виде дорог, линий связи и т. п. Навстречу потоку товаров движется поток денежных средств. Стержнем в рыночной экономической системе являются денежно-кредитные отношения и денежно-кредитная подсистема, которая накапливает, распределяет и перераспределяет финансовые ресурсы.
5. Модели рыночной экономики. На сегодняшний день нет универсальной модели рыночной экономики. Это объясняется рядом обстоятельств: уровнем и структурой экономики, территориальным размещением страны, особенностями исторического развития, традициями и менталитетом народа и др. Основными отличиями моделей рыночных экономик является: структура собственности; масштабы государственного вмешательства в экономику; социальная политика; участие государства в перераспределительных процессах.
Сегодня выделяют несколько наиболее типичных моделей рыночной экономики (например, американская, европейская, японская, латиноамериканская, китайская, африканская и др.).
Американская модель характеризуется небольшой (27–30 %) долей государственной собственности и использованием преимущественно рыночных механизмов саморегуляции экономики. Достоинства этой модели: большая гибкость экономического механизма, высокая степень предпринимательской активности и ориентация на нововведения.
Европейская модель характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, значительным удельным весом государственной собственности, сильной системой социального обеспечения.
Японской модели свойственны четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве.
Латиноамериканская модель характеризуется сильным и не всегда эффективным прямым государственным вмешательством в экономику, коррупцией, криминализацией общества, включая хозяйственные связи; ориентацией производства на удовлетворение спроса развитых стран.
Африканская модель характеризуется малограмотностью населения, беспомощностью в регулировании и управлении хозяйственными процессами на микро- и макроуровнях; нещадной эксплуатацией неквалифицированного труда; крайне низкой эффективностью производства; широким применением силовых методов прямого государственного вмешательства в производство; неразвитостью демократии.
Белорусская экономическая модель – это социально ориентированная модель рыночной экономики. Ее концептуальными основами выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики; регулирование доходов населения и занятости; формирование условий, обеспечивающих социально значимые потребности всего населения.
Характерными
чертами белорусской
6. Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство. В экономике действуют три типа хозяйствующих субъектов: домохозяйство, фирма и государство.
Домашнее хозяйство – самая многочисленная категория субъектов хозяйствования. Домашнее хозяйство – форма хозяйственной деятельности, объединяющая людей при организации их совместного быта. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно или семьи. Членами могут быть родственники, друзья, компаньоны, наемные работники. Признаками домашнего хозяйства являются: общность бюджета его членов; совместное проживание; совместное питание.
Домашнее хозяйство включает имущество, денежные средства, орудие труда и охватывает деятельность людей по месту жительства во внерабочее время. Осуществляет такие домашние дела, как приготовление пищи, уборка и ремонт помещений, уход за животными, содержание приусадебного участка, отдых и совместное использование свободного времени.
Семья – осознанно организованная на основе заключения брака или родственных связей малая группа людей, которых объединяет общность быта и совместная реализация социальных, экономических и духовных потребностей. Семья обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки друг друга, необходимой для роста и развития человека, обеспечивает уход и заботу о детях, инвалидах и престарелых. Функции семьи проявляются на трех стадиях. На первой стадии, когда формируется семьи – создается материальная база семьи, обеспечивающая ведения домашнего хозяйства. На второй стадии воспроизводства семьи – выполняется детородная и рекреационная функции (воспитание детей, восстановление работоспособности, отдых, заполняется свободное время). На третьей стадии происходит реализация человеческого капитала – осуществляется участие членов семьи в экономической деятельности вне семьи и ведение домашнего хозяйства.
Фирма (предприятие) – хозяйствующий субъект, зарегистрированный в соответствующей правовой форме, самостоятельно принимающий решения, использующий факторы производства для изготовления и продажи товаров и услуг домохозяйствам и государству, стремящийся к максимизации прибыли. Фирмы классифицируются по ряду критериев:
– по виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы: торговые, транспортные, страховые, инжиниринговые, лизинговые, финансовые, посреднические и др.;
– по характеру собственности фирмы: государственные, государственно-частные, частные;
– по принадлежности капитала фирмы: национальные, смешанные, международные;
– по отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.;
– по организационным формам: акционерные, арендные, совместные, кооперативные, коллективные и др.;
– по размерам: мелкие, средние, крупные.
Государство – совокупность всех правительственных учреждений, осуществляющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для максимизации общественного благосостояния. Государство предоставляет услуги в виде защиты прав, страхования, безопасности, здравоохранения, образования, социальной защиты.
Лекция 1.4. Спрос, предложение, рыночное равновесие
План лекции
1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
2. Предложение. Закон и неценовые факторы предложения.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Рыночный спрос – 1) это платежеспособная потребность, представленная на рынке; 2) это сумма денег, которую покупатели готовы потратить на приобретение необходимых товаров и услуг. Он характеризует желание и способность покупателя приобрести товар.
Спрос может принимать различные формы. Нерегулярный спрос основан на сезонной, часовой потребности (незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»). Нерациональный спрос – спрос на вредные или антисоциальные товары (сигареты, наркотики). Отрицательный спрос – когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). Скрытый спрос возникает, когда потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить из-за дефицита товаров и услуг на рынке (безопасные жилые районы). Падающий спрос – постоянное снижение посещаемости музеев. Различают также реализованный, ажиотажный, престижный, импульсный спрос и др.
Важнейшими показателями спроса являются его объем и цена. Объем спроса – это количество товара, которое потребители согласны приобрести по определенной цене. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара. Определяющим фактором рыночного спроса является цена. Чем выше цена, тем меньшее количество товара потребители хотят приобрести, и наоборот. Эту зависимость выражает закон спроса: между ценой товара и объемом его покупок существует обратно пропорциональная связь. Графически взаимосвязь между спросом и ценой представлена на рис. 1.4.1, где Р – цена товара, Q – количество товара.
Рисунок 1.4.1 – График спроса
Закон спроса выражает процесс постепенного убывания спроса. Это происходит не только в результате роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит сравнительно меньшую выгоду, удовлетворение, чем раньше.
На динамику спроса, кроме цены, действуют неценовые факторы, которые двигают кривую спроса вправо при росте спроса или влево – при его уменьшении: доходы потребителей; потребительские вкусы; число покупателей; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания; степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.
2. Предложение. Закон и неценовые факторы предложения. Предложение можно определить как количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за какой-то период времени или как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар.
Основными показателями предложения выступают объем предложения и цена предложения. Объем предложения – количество товаров, которое готовы реализовать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны реализовать некоторое количество товаров.
Цена – основной определяющий фактор предложения. Его воздействие на предложение, в отличие от спроса, является прямым. Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров или услуг находится в прямой зависимости от цены единицы товара или услуги. Предложение возрастает с увеличением цены и падает при снижении цены. Такая зависимость между ценой и предложением отражена на рис. 1.4.2 и обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а, следовательно, сильнее стимул наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары на рынке для получения прибыли.
Рисунок 1.4.2 – График предложения
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения товара или услуги; если кривая смещается влево, то произошло снижение предложения товара или услуги. Сдвиги кривой предложения происходят под влиянием неценовых факторов: цены на ресурсы, изменения в технологии производства, налоги, дотации и субсидии, цены на другие товары, ожидания производителей или продавцов, число продавцов; природные и политические условия.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, т. е. взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров и услуг. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, соотношение спроса и предложения. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар по более низкой цене. Производитель-продавец заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка, т. е. ситуация, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене.