Малый бизнес в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Характеристика малого бизнеса
    1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
    2. Состав и структура малого бизнеса в России
    3. Особенности и функции малого предприятия
    4. Качественные характеристики российского малого предприятия
  2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
    1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
    2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
    3. Перспективы развития малого предпринимательства в России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитию малого предпринимательства  в современной России придается  приоритетное значение, во многом объясняемое  необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству  суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего  путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые  предприятия составляют значительную часть предпринимательства и  способны малыми силами успешно осваивать  самые неожиданные экономические  ниши.

Малые предприятия призваны решить следующие задачи:

- дальнейшее углубление  специализации в сфере производства  и услуг, в том числе путем  освобождения крупных предприятий  от выпуска изделий мелких  серий, малых объемов, единичных  экземпляров; 

- повышение гибкости производства  и его способности к быстрому  обновлению выпускаемой продукции  благодаря тому, что малые предприятия  легче управляемы и более мобильны  в процессах любой модернизации  и перестройки - как в тактике,  так и в стратегии; 

- развитие подотраслей  маломасштабных специализированных  производств, органически связанных  с крупными предприятиями и  дополняющих их;  
- удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;

- ускоренное вовлечение  населения в активную экономическую  деятельность в относительно  комфортных морально-психологических  условиях малых коллективов. 

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который  проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и  эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность  делает малый бизнес необходимым  в современном, постиндустриальном обществе.

В то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в  России на современном этапе его  развития, выявить его специфические  особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным  малым бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  МАЛОГО БИЗНЕСА

Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России

Как показывает мировая и  отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь  средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  малого бизнеса, является численность  персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах  первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия  с числом занятых от 1 до 500, где: от 1 до 20 – ремесленные; от 20 до 100 – малые; от 100 до 500 – средние предприятия.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения  и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.  Малое предприятие является «клеточкой»  малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью  малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые  наиболее часто используются для  определения размеров малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как  «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле и в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малый  бизнес оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых рабочих. По численности  работающих, по объему производимых и  реализуемых товаров, выполняемых  работ субъекты малого предпринимательства  в отдельных странах играют ведущую  роль. В принятых в Российской Федерации  в течение 1991-1995 гг. законодательных  и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства  является одним из направлений экономической  реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых  рабочих мест.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются как юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица».

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Зарубежный и отечественный  опыт развития малого бизнеса указывает  на следующие его преимущества: более  быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования; большая независимость  действий субъектов малого бизнеса; гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты  на управление; большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и др. Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень желания в  достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые  предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В тоже время субъектам  малого бизнеса свойственны и  определенные недостатки, среди которых  следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому  высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость  от крупных компаний; недостатки в  управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения  кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса  связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные  характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.

Можно сформулировать несколько  групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного  процесса:

  • ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
  • небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
  • упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы  управления и руководства:

  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
  • компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
  • отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных  компонентов (кадры, финансы и  т.д.):

  • особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
  • гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  • небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
  • низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
  • высокая оборачиваемость капитала;
  • существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы