Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Развитию малого предпринимательства
в современной России придается
приоритетное значение, во многом объясняемое
необходимостью ускорения развития
рыночных отношений. Именно малому предпринимательству
суждено сыграть роль локомотива
рыночной экономики, прокладывающего
путь всем остальным. Практика зарубежных
стран свидетельствует, что малые
предприятия составляют значительную
часть предпринимательства и
способны малыми силами успешно осваивать
самые неожиданные
Малые предприятия призваны решить следующие задачи:
- дальнейшее углубление
специализации в сфере
- повышение гибкости
- развитие подотраслей
маломасштабных
- удовлетворение индивидуальных потребностей
населения в товарах (работах, услугах)
самого широкого и разнообразного качества,
которое в принципе не может обеспечить
крупное производство, ориентированное
в первую очередь на массового потребителя;
- ускоренное вовлечение
населения в активную
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям
в отечественной экономике
Опыт
ведущих стран современного мира
со всей очевидностью доказывает необходимость
наличия в любой национальной
экономике высокоразвитого и
эффективного малого предпринимательского
сектора. Поэтому возрождение России
невозможно осуществить без
Хозяйственная
практика в малом бизнесе находится
в причинно-следственной зависимости
углубляющейся специализацией общественного
производства и дифференциацией
товаров и услуг. Экономическая
маневренность, гибкость принятия решений,
территориально-
В то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
Как показывает мировая и
отечественная практика, основным показателем,
на основе которого предприятия (организации)
относятся к субъектам малого
бизнеса, является в первую очередь
средняя численность
Малый бизнес, или малое предпринимательство,
представляет самый многочисленный
слой мелких собственников, которые
в силу своей массовости в значительной
мере определяют социально - экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле и в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
Мировая практика убедительно
свидетельствует, что даже в странах
с развитой рыночной экономикой малый
бизнес оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение
социальных проблем, увеличение численности
занятых рабочих. По численности
работающих, по объему производимых и
реализуемых товаров, выполняемых
работ субъекты малого предпринимательства
в отдельных странах играют ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации
в течение 1991-1995 гг. законодательных
и нормативных актах
Под субъектами малого предпринимательства
понимаются как юридические лица,
так и физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Субъекты малого предпринимательства
как субъекты рыночной экономики
имеют как преимущества, так и
недостатки. Зарубежный и отечественный
опыт развития малого бизнеса указывает
на следующие его преимущества: более
быстрая адаптация к местным
условиям хозяйствования; большая независимость
действий субъектов малого бизнеса;
гибкость в принятии и выполнении
принимаемых решений; относительно
невысокие расходы, особенно затраты
на управление; большая возможность
для индивидуума реализовать
свои идеи, проявить свои способности;
более низкая потребность в капитале
и др. Собственники малых предприятий
более склонны к сбережениям
и инвестированию, у них всегда
высокий уровень желания в
достижении успеха, что положительно
в целом сказывается на деятельности
предприятия. Субъекты малого бизнеса
лучше знают уровень спроса на
местных (локальных) рынках, они дают
средства к существованию большему
количеству людей, чем крупные предприятия,
тем самым содействуют
В тоже время субъектам
малого бизнеса свойственны и
определенные недостатки, среди которых
следует выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому
высокая степень неустойчивости
положения на рынке; зависимость
от крупных компаний; недостатки в
управлении делом; слабая компетентность
руководителей; повышенная чувствительность
к изменениям условий хозяйствования;
трудности в привлечении
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
1.Характером
2. Спецификой системы управления и руководства:
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы