Малый бизнес в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

В-третьих, правительство  РФ намерено передать часть федерального имущества в специальные региональные фонды, которые, в свою очередь, будут  предоставлять его в аренду малому бизнесу на льготных условиях. Кроме  того, правительство направит на пополнение региональных гарантийных фондов 15 млрд. рублей;

в-четвертых, широкое распространение  получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена  земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Так, на сегодняшний день в стране существует 100 бизнес-инкубаторов, и  планируется довести их число  до 500, на территории РФ действует 19 венчурных  фондов; Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских  проектов для малого бизнеса главная  цель которых – поставить на ноги и поддержать развитие предприятия  малого бизнеса. Однако, на практике, они  не дают ожидаемого результата. Сложность  выполнения условий конкурса и узконаправленность делает практически бесполезными данные проекты.

в-пятых, в планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы  налогообложения для малых предприятий  с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота  в год. Этот шаг даст дать возможность  использовать режим „упрощенки”  предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы  для развития бизнеса. Малый бизнес сталкивается с проблемой развиваться  и большую часть прибыли выплачивать  государству в виде налогов или стоять на месте. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов. С учетом того, что налоговые органы будут требовать начислять своим сотрудникам зарплаты в три-четыре раза больше минимальных, налогообложение на фонд оплаты труда может быть очень высоким, что отразится на затратах на производство и себестоимости продукции. Что опять же, не в пользу малого бизнеса.

Данное решение, о повышении  порога расчета, послужило частичной  компенсацией издержек бизнеса, связанных  с переходом с 2010 года от единого  социального налога на систему страховых  взносов, зачисляющихся в государственные  внебюджетные фонды. По подсчетам специалистов Минфина, в результате повышения  планки доходов бюджет лишится около 100 млрд. рублей. Еще одна потенциальная  угроза – это дробление бизнеса, к которому компании могут прибегать, чтобы вписаться в новый порог упрощенного налогообложения;

в-шестых, помимо описанных  мер, правительство будет пристально следить за банками, получающими  госсредства, с тем, чтобы они  направляли их на кредитование малого бизнеса. Но здесь также имеется  неразрешенный вопрос: для банков крайне невыгодно получать подобные госсредства, так как это требует  постоянной отчетности о своих действиях  по выдаче кредитов малому бизнесу, а  следовательно, привлечения самих  предпринимателей для получения  кредитов. Но для банков это представляется невозможным, потому что малые предприниматели  не соглашаются кредитоваться под  большие процентные ставки, которые,  к примеру, в Томской области, колеблются от 27 до 35 % годовых.

В-седьмых, среди мер по поддержке малого бизнеса также отмена кассовых аппаратов для предпринимателей, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, упрощение участия в аукционах по госзаказу, введение упрощенной процедуры и льготных тарифов на подключение к электросетям. Отмена кассовых аппаратов, и соответственно, отмена чеков, приведет к проблеме защиты прав потребителей и неконтролируемому использованию денежных средств предприятия.

С другой стороны, отмена кассовых аппаратов приведет к сокращению расходов на их содержание, которые  составляли около 100 млн. долларов в  год. Теперь эти деньги будут пущены в оборот компаний. В то же время, с тарифами на электроэнергию все  сложнее. Льготные тарифы на подключение  к электросетям включают в себя дополнительную оплату так называемого «входного  билета», то есть возможности получения  одобрения на подключение. Например, для того чтобы открыть небольшую  пекарню и получить 50 киловатт мощности, надо заплатить 50 тыс. евро. Между тем  именно диктат естественных монополий, как показывает опыт многих предпринимателей, – самая главная угроза для  людей, решившихся начать собственное  дело.

Несмотря ни на что, малый  бизнес может оказаться более  живучим в условиях глобального  кризиса: малые предприятия более  динамично реагируют на рыночные изменения. Гибкость и высокая приспособляемость  является главным их достоинством. Именно с развитием предпринимательства  власти связывают надежды на то, что экономический рост в нашей  стране не остановится, в то время  как другие страны окажутся в рецессии. Для малых компаний кризис - это  шанс для диверсификации и мощного  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система государственной  поддержки и регулирования малого бизнеса

Как показывает мировая и  отечественная  практика,  малое  и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических  лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы), В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние  на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды  малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства  экономическую свободу, права, - гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В  то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности  и ответственность субъектов  малого предпринимательства перед  хозяйствующими субъектами,  партнерами,  потребителями (покупателями), бюджетами  разных уровней за выполнение в установленные  сроки и в полном объеме обязательств.

Формирование правовой среды  решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого   предпринимательства,   начиная   с   момента   регистрации   субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства  и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

С 1 января 1995 г. введена в  действие первая часть ГК РФ, которую с определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы,  регулирует отношения между лицами,  осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (к сожалению, ГК РФ не разрешено далее создавать индивидуальные (семейные) частные предприятия, но зато расширены права физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Для развития малого предпринимательства  особое значение имеет безусловная  реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88ФЗ. Важной является ст.  1 Федерального закона, устанавливающая принципы организации  законодательства РФ о государственной  поддержке малого предпринимательства. Федеральный закон РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» направлен  на комплексное решение большинства  проблем поддержки малого предпринимательства  от установления критериев отнесения  хозяйствующих субъектов к субъектам  малого предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона приняты и реализуются  ряд законодательных и нормативных  актов о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства, в частности Федеральный закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря № 222ФЗ. Приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законы о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и в другие федеральные законы. Приняты Указы Президента «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г. № 563, «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491.

Правовая база регулирования  и поддержки малого предпринимательства  не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место  в механизме малого предпринимательства  занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Большую роль в поддержке  и развитии малого предпринимательства  имеет законодательство субъектов РФ  и формирование в стране соответствующей инфраструктуры.

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства  имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран

В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления  реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется  в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства  вообще и малого предпринимательства  в особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки  малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями  о федеральных министерствах  и ведомствах занимаются такие министерства и ведомства: Министерство экономики  РФ, Министерство внешнеэкономических  связей РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Так, исполнителями Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются следующие: МИД России; Роскомторг; Роспатент; Министерство сотрудничества России; МЧС России; Росстрахнадзор России; Федеральная комиссия по ценным бумагам; Банк России; Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ; Министерство культуры РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ и др.

Значительную роль в поддержке  малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др.

Определяющее значение в  структуре федеральных органов  регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента. Как видно, одно перечисление федеральных министерств, комитетов, ведомств, оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства, весьма велико, поэтому для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ПСРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура ГКРП России и др.

Так, задачами ГКРП России являются:

- разработка предложений  и реализация государственной  политики и области развития  и поддержки малого предпринимательства; 

- разработка предложений  по устранению правовых, административных, экономических и организационных  препятствий в вопросах создания  и развития субъектов малого  предпринимательства; 

- обеспечение формирования  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства; 

- защита законных интересов  предпринимателей;

- учет и обобщение мнений  субъектов малого предпринимательства  и др.

Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит  Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует  свои функции в соответствии с  уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий  финансовое  обеспечение федеральной политики  в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятельности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление Фондом и др.

Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы