Малый бизнес в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также  проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.

В целях государственной  поддержки развития в стране инновационной  деятельности в научно-технической  сфере постановлением Правительства  РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного совета Фонда. Фонд содействия развитию малых форм предприятии   в   научно-технической   сфере  образован  для  развития  малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм-инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

К инфраструктуре малого предпринимательства  следует отнести:

- Российское агентство  поддержки малого и среднего  бизнеса;

- Российскую ассоциацию  маркетинга;

- Международный фонд поддержки  инновационных предприятий «Инносоюз»;

- Институт малого предпринимательства  Высшей школы экономики; 

- Общероссийские общественные  объединения предпринимателей и  др.

Однако, ведущая роль в  инфраструктуре малого предпринимательства  принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно   с   учетом   приоритетных   направлений   работы   субъектов   малого предпринимательства. Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства  всех уровней осуществляют следующие  мероприятия по финансированию субъектов  малого предпринимательства:

- предоставление субъектам  малого предпринимательства льготных  кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных  займов без приобретения лицензии  на банковскую деятельность;

- предоставление финансовой  помощи на возмездной и безвозмездной  основе при осуществлении программ  демонополизации, перепрофилирования  производства в целях развития  конкуренции и насыщения товарного  рынка в соответствии с действующим  законодательством;

- выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам  малых предприятий;

- долевое участие в  создании и деятельности хозяйствующих  субъектов, обеспечивающих развитие  инфраструктуры рынка, специализированных  консультационных организаций и  информационных систем поддержки  малого предпринимательства и  развития конкуренции, систем  потребительской экспертизы и  сертификации товаров и услуг;

- финансирование мероприятий  по подготовке, переподготовке и  повышению квалификации кадров  для малых предприятий, поддержке  новых экономических структур, защите  прав потребителей;

- финансирование научных  исследований, научно-практических  конференций, симпозиумов, совещаний,  в том числе международных,  связанных с деятельностью фондов.

В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491 предусмотрено выделение финансовых средств на поддержку малого предпринимательства, в том числе выделение государственных льготных инвестиционных кредитов, для формирования и предоставления гарантий федерального Фонда на получение кредитов субъектам малого предпринимательства, на предоставление государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства, и др.

В   соответствии   с   законодательством   кредитование   субъектов   малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.

Важное  место  в  механизме  поддержки  предпринимательства  занимает производственно-технологическая  и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства  в предоставлении в аренду (или  в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в  государственной или муниципальной  собственности

В   Федеральном   законе  РФ   «О   государственной   поддержке   малого предпринимательства» говорится, что государственная  поддержка союзов (ассоциаций) субъектов  малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении  их на льготных условиях помещениями  и средствами связи, необходимыми для  деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также  для проведения организационных  или публичных мероприятий, связанных  с поддержкой малого предпринимательства.

Масштабы развития малого бизнеса в современной России и его вклад в оздоровление экономики явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы развития малого предпринимательства в России

Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с  созданием благоприятного климата  для малого предпринимательства.  Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Большая работа предстоит  в области подготовки и повышения  квалификации предпринимателей. В сфере  малого бизнеса работают около 8 млн  человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность  эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем  по данным социологических опросов  свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области  малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий этой сферы нередко не знают и не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и  финансовых исследований «и разработок было проведено масштабное целевое  обследование административных барьеров. Было установлено, что среднее число  проверок всех видов на одном предприятии  с 2001 по 2002 г. Продажа модной мужской одежды оптом в Москве сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам создания предприятия и его функционирования, проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов и др. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей малых предприятий. По разным оценкам в настоящее время только от 20 до 30% руководителей малых предприятий имеют специальное профессиональное образование. Это сдерживает развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Большинство респондентов проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.

По прогнозным оценкам  экономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции  в виде прироста ВВП составит: в 2007 г. — 0—0,09, а в 2008—2009 гг. -0—0,01 процентных пункта.

Таким образом, у малого бизнеса  в России есть резервы для дальнейшего  развития. По нашим ориентировочным  расчетам, в ближайшие годы число  малых предприятий в России может  увеличиться до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может  быть оценена в 2,8—3,2 трлн руб. (в 2004 г. 2229,6 млрд руб.). Таким образом, занимая  примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г.) предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

Заключение

В своей работе я рассмотрела  малое предпринимательство в  России в настоящее время, выделила особенности малого предпринимательства  и обозначить основные и наиболее острые его проблемы, а так же перспективы его развития.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в России уже имеет  довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что  делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая  доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам  малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется  очень высоким процентом в  общем количестве предприятий и  в ВВП, а также инновационной  деятельностью; социальная, функция, позволяющая  раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна  в наши дни, когда всеобщая экологическая  катастрофа, позволяет более рационально  использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы