Малый бизнес в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

4. Особенностями внешних  воздействий:

  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • не формальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
  • сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
  • большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Такой вывод позволяет  сделать анализ накопленных данных: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те малые предприятия, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс формирования рациональной структуры экономики, где на малое предприятие приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие малые предприятия  демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители малых предприятий считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. Малые предприятия-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У малых предприятий-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно ориентированными решениями.

Малый бизнес активно  формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи малых предприятий более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.

Вместе с тем  большинство развивающихся малых  предприятий не стремится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирмлидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для малых предприятий. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования малых предприятий становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев.

Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения  следующих проблем:

  • формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малых бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.

Во-первых, сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень  организационно-экономических и  правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной  культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение  определенной части населения, которое  связывает предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ  для регулирования развития бизнеса  на региональном уровне.

В-пятых, слабость государственной  поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Состав и структура  малого бизнеса в России

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой  другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, «верхний» слой его  — это немногочисленные, малые  по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых  технологий, освоившие российский рынок  и делающие успешные шаги на международном  рынке фирмы. Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые  предприятия, работающие в сфере  высоких технологий, — такие сложившиеся  как малые предприятия, хорошо известные  ныне софтверные фирмы, относящиеся  уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу «1C»  фирма Б. Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского» Они начинали свою деятельность буквально  с нуля. Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успеха в области  продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами  быстрого роста объемов продаж, капитализации  и... ухода из сферы собственно малого предпринимательства.

Далее, в России сейчас уже  немало относительно крепких, потихоньку развивающихся, осваивающих рынки  смежных регионов малых предприятий, перспективы которых не столь  радужны, но тоже вполне определенны: постепенный  рост продаж, обрастание собственной  сетью клиентов, увеличение, а затем  стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории  и в перспективе более или  менее продолжительная жизнь. Возможно, именно в этом сегменте сложатся какие-нибудь знаменитые «Иванов и сыновья» или  «Петров и Сидоров», которые когда-нибудь будут гордиться именно тем, что  уже несколько столетий производят один и тот же — хотя и постоянно  совершенствуемый — продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя. Здесь будут заложены традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.

Наконец, за ними идет уже  гораздо более широкий слой малых  и мелких фирм, жизнь которых —  непрерывная борьба за выживание. Среди  них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические  бюро, ресторанчики, благополучие которых  зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных  фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности  местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких  предприятий очень узок — заедает  текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а проблемы с уплатой  налогов и арендной платой порой  не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Самый нижний слой — это  так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия, которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг  наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие  своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые  из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица»  и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный  труд, большинство же — труженики  теневой экономики. Эти малые  предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто «крутятся», чтобы  прокормить семью или чуть подзаработать  к крохотной пенсии, и о большем  не задумываются.

 

 

 

Особенности и функции малого предприятия.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом  качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже имеет  место в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественные  характеристики российского малого предприятия

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его  от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми  из них являются:

  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
  • стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
  • общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  • высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
  • низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
  • высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
  • неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
  • стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
  • работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы