Малый бизнес в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие и особая роль малого бизнеса в экономике России
1.2. Состав и структура малого бизнеса в России
1.3. Особенности и функции малого предприятия
1.4. Качественные характеристики российского малого предприятия
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе
2.1. Проблемы развития малого бизнеса в современной России
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

 Используемые количественные  критерии определения типа предприятия - это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика малых предприятий в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное для них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупных предприятий, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Вследствие названных  причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малых предприятий, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕК РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Проблемы становления  малого бизнеса в России

Современные условия глобализации, либерализация хозяйственной деятельности и активное развитие рыночных отношений  определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Законодательство Российской федерации относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих без образования  юридического лица, во-вторых, фирмы  с числом работников до 100 человек. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Малый бизнес играют большую  роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости  населения. Значимость малого бизнеса  в экономике  проявляется в  следующем:

Во-первых, предприятия малого бизнеса вносят значительный вклад  в экономику страны. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран  составляет порядка 50%, а в Китае  — более 60%, тогда как  в России этот показатель не превышает 12%. Доля занятого населения в предприятиях малого бизнеса в странах Европейского союза – более 80 %.

Во-вторых, малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для  крупных предприятий. Существование  региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции. Что, несомненно, положительно сказывается  на потребителях.

В-третьих, происходит ускорение  научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и  опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.

Таким образом, предприятий  малого бизнеса выполняют две  главные роли в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и  финансовых ресурсов и обеспечение  роста налоговых поступлений  в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства  будет на социальные нужды, в том  числе на здравоохранение, образование  и культуру. В январе 2009 года доля доходов  в Федеральный бюджет Российской федерации от налогов  на прибыль от организации составила 3, 06%,  в Консолидированные бюджеты  субъектов Российской федерации  – 18,3 % от всех доходов бюджета.

Малый бизнес как один из главных составляющих экономики  страны и ее стабильности, не является эффективным  в России из-за ряда причин.

В первую очередь, это незначительный экономический вес предприятий  малого бизнеса. Доля занятых граждан  в малом бизнесе в общем  количестве работающего населения  России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при  этом вклад малых предприятий  в ВВП страны не превышает 17%, а  доля инновационных предприятий  – совсем небольшая, не более 1%.

По мнению главы Министерства экономического развития РФ, в интересах  развития экономики, нужно увеличить  количество предприятий малого бизнеса  хотя бы в 4 раза. Такое увеличение способствовало бы подъему национального производства и уменьшению зависимости страны от импорта.

Вторым важным моментом является факт того, что большая доля предприятий  малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство. Что, естественно, не способствует росту  валового национального продукта.

Итоги  обследования российских предприятий  Федеральной службой государственной  статистики РФ показали, что в розничной  торговле компании, относящимися к  малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского  оборота, в оптовой торговле — 51%,  в подрядных строительных работах  — 28%. В общем объеме промышленного  производства доля малого бизнеса —  всего 4%. Однако в отдельных отраслях этот показатель существенно выше. В полиграфической промышленности он составляет около 26%, в лесной и  деревообрабатывающей — 11%, в пищевой  — 8%.

Рассматривая структуру  предприятий малого бизнеса, можно  выделить, что лишь 21% из них занят  в промышленном производстве, а чуть меньше


половины от всего малого бизнеса  ориентированы на торговлю.

Владельцы предприятий малого бизнеса также сталкиваются с  целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса.

Одна из них - это несовершенство нормативно-правовой базы, и как  следствие, «бумажная волокита», связанная  как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени.  В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные  издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки. Давно актуальна проблема необходимости  разработки нового базового закона о  поддержке малого предпринимательства, требуется совершенствования и  налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства

По словам президента Российской федерации, основной причиной медленного роста малого бизнеса остается чрезмерный «административный прессинг». Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве  отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.

Второй важной проблемой  является ограниченный сбыт продукции  ввиду  существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию  невысок, а конкуренция со стороны  импорта с каждым годом становится все более жесткой.

Третьим моментом, мешающим развитию малого бизнеса, является низкая квалификация управляющего персонала  и самих работников предприятия.

Четвертая проблема  - это  сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально  публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Пятой, одной из самых  важнейших, является проблема недостатка финансирования. Ее можно рассматривать  с нескольких сторон. Во-первых, большинство предприятий работает с устаревшим оборудованием, срок полезного использования которого давно истек,  а как следствие - качество производимого продукта является низким и не соответствует мировым стандартам производства. Для обновления основных средств и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужны большие финансовые возможности, которых у предприятий малого бизнеса чаще всего нет. Во-вторых, для поиска новых рынков сбыта предприятиям также необходимы средства на исследования рынка, проведение маркетинговых исследований и рекламу.

Развитие малого бизнеса  зависит от поддержки, оказываемой  государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным  и средним. В последнее время  в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода  к государственной поддержке  малого предпринимательства. Разрабатываются  программы государственной поддержки  малого предпринимательства,  основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства». В частности, к приоритетным мероприятиям по направлению отнесены:

В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям  приходится крайне тяжело. Многие из них  поставлены на грань выживания. Одна из причин – отсутствие источников финансирования, так необходимых  для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу.

Ситуация кризиса для  малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно  мала: не более 2% от ВВП. В США данный показатель составляет 20%, в среднем  по странам ЕС – 30%, в Японии –  до 40%. К тому же спрос на кредиты  малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум                       на 10–15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство  снижает ставку рефинансирования до 1 - 2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты  под 20 - 25%, а некоторые объявляют  запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель  за это время не в состоянии  получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее  заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый  залог.

Чтобы справиться с такими трудностями, прежде всего, необходима помощь государства. В начале 2009 года было принято ряд мер, направленных на поддержку именно малого бизнеса:

во-первых, суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей;

во-вторых, рассматривается  возможность «налоговых каникул». Предприятия  малого и среднего бизнеса, выбравшие  упрощенную систему налогообложения  по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы. В ноябре прошлого года правительство в рамках антикризисных  мер дало право субъектам РФ снизить  ставку с 15 до 5%. На данный момент, это  сделали только восемь субъектов. На территории Урало-Западносибирского  региона ставка в конце 2008 года снижена  в Ямало-Ненецком автономном округе. Инициативу проявила и Удмуртия, однако, как сообщили в министерстве финансов республики, после рассмотрения в правительстве в начале этого года законопроект отправлен на доработку.

Отметим, что доля налогов, получаемых от сборов по УСН, в общей  структуре региональных бюджетов невелика: в 2008 году из 116,9 млрд. рублей доходов  в казну Тюменской области  на этот вид пришлось 1,2 млрд. рублей (1,03%). По расчетам правительства области, в 2009 году от введения дополнительных льгот для малого и среднего бизнеса  потери областного бюджета составят всего 88,5 млн. рублей.

Информация о работе Малый бизнес в России: проблемы и перспективы