Масштабы и особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение масштабов и особенностей безработицы в России в последние годы.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
определить экономические и социальные последствия безработицы;
исследовать особенности безработицы в России, провести анализ рынка труда в нашей стране;
определить факторы развития безработицы;
определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.

Содержание работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1
1. Безработица, как социально-экономическое явление 3
1.1. Понятие и причины возникновения безработицы 3
1.2. Виды безработицы………………………………………………………….7
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 14
2. Особенности безработицы в России 17
2.1. Анализ рынка труда и показателей безработицы в России 17
2.2. Причины и особенности безработицы в России………………………. 22
2.3. Пути снижения безработицы, государственная политика в сфере занятости…………………………………………………………………….. 25
Заключение 28
Список литературы……...………………………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya222.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Из таблицы можно  сделать вывод, что число безработных  в начале исследуемого периода был  значительно выше, что обусловлено экономическим кризисом. К концу 2010 года количество безработных, зарегистрированных в гос. учреждениях СЗН стремительно уменьшается. Мы можем видеть, что в процентном отношении численность безработных на 01.01.2011 в сравнении с 01.01.2010 уменьшилась на  26%. А на 01.01.2012 по сравнению с 01.01.2011 уменьшилась еще на 19%.

Средняя продолжительность  поиска работы безработными  в декабре 2011г. составила у женщин 8,2 месяца, у мужчин - 7,8 месяца.

К концу декабря 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,4 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,3 млн. человек имели статус безработного, в том числе 1,1 млн. человек получали пособие по безработице.

Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете государственных учреждениях службы занятости населения (по данным Федеральной службы по труду и занятости) на конец месяца:

 

 

Численность

не занятых трудовой

деятельностью  
граждан,  
тыс.человек

Из них безработных

тыс.

человек

в % к

соответствующему периоду  
предыдущего года

предыдущему  
периоду

2010г.

I квартал (в среднем  за месяц)

2509

2244

114,2

108,5

II квартал (в среднем  за месяц)

2228

2010

91,1

89,6

III квартал (в среднем  за месяц)

1901

1698

81,0

84,5

IV квартал (в среднем  за месяц)

1745

1548

74,9

91,2

Год (в среднем за месяц)

2096

1875

90,0

 

2011г.

I квартал (в среднем  за месяц)

1847

1640

73,1

105,9

II квартал (в среднем  за месяц)

1687

1515

75,4

92,4

III квартал (в среднем за месяц)

1488

1324

78,0

87,4

IV квартал (в среднем  за месяц)

1401

1241

80,2

93,7

Год (в среднем за месяц)

1606

1430

76,3

 

 

В декабре 2011г. получили статус безработного 253,6 тыс.человек. Размеры  трудоустройства безработных были на 21,6 тыс.человек, или на 17,8% меньше, чем в декабре 2010г. и составили 99,9 тыс.человек.

 

 

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в апреле 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в апреле 2011г. - 63%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2012г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

 

Средний возраст безработных  в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в апреле 2012г. составил 15,6%, в том  числе среди городского населения - 14,3%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы составила 33,8%, среди  городских - 27,3%.

В численности безработных 27,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2012г. их численность по сравнению с апрелем 2011г. уменьшилась на 133 тыс.человек, или на 10% и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,7% - от 20 до 24 лет, 17,0% - от 25 до 29 лет.

В апреле 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в апреле 2011г., соответственно, 21,6% и 22,9%).

Из числа занятого населения, ищущего другую работу, 62,7% хотели сменить место работы, так  как их не устраивал уровень оплаты труда на настоящей работе, 9,1% - хотели найти работу по специальности, 4,7% искали другую работу в связи с окончанием срока найма на работу, 4,1% - в связи с предстоящим высвобождением или сокращением штата предприятия.

Среди лиц, работающих по найму в неформальном секторе  и желающих сменить место работы, доля указавших в качестве причины работу не по специальности, была выше (10,9%), чем у наемных работников предприятий (7,8%). Среди этой категории занятых была также выше доля лиц, ищущих другую работу по причине окончания срока найма, - 8,4% (среди наемных работников организаций, ищущих другую работу, - 3,3%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Для анализа использованы данные, опубликованные на официальных  сайтах Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по труду и занятости. [8;9]

  • 2.2. Причины и особенности безработицы в России
  •  

    Вопреки специфике и  особенностям российской безработицы, ей характерны черты, присущие у всех стран.

    Причины безработицы  в России можно сформулировать так:

    - структурные усовершенствования  в экономике, поскольку применение  новых технологий, современного  оборудования приводит к ограничению  излишней рабочей силы;

    - временные преобразования  в уровне производства товаром  и предоставления услуг в отдельных  отраслях экономики;

    - экономическое падение  или депрессия, что заставляют  работодателей понижать потребность  в использовании всех ресурсов, в том числе и трудовых;

    - преобразование в  демографической ситуация населения,  в частности рост численности  трудоспособного населения повышает спрос на труд и, впоследствии, растет вероятность безработицы;

    - политика руководства  и профсоюзных организаций в  области оплаты труда: повышая  минимальный размер зарплаты, увеличиваются  расходы производства, что снижает  потребность в рабочей силе.

     

    Скрытая безработицы на российских предприятиях возникает под воздействием двух факторов: руководители фирм не идут на массовое увольнение работников и работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами. В первом случае причины возникновения и сохранения скрытой безработицы включают следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.

    Вторая группа факторов развития скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.

    Таким образом, в отличие  от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой.

    Все эти факторы, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.

    Массовые увольнения в 2009 году, приведшие к пику безработицы, прекратились к началу 2010 года. Стабилизация ситуации в сфере занятости позволила руководству страны называть Россию тихой гаванью мировой экономики. 

    Максимальное пособие  безработного составляет 4900 рублей. Сумма  пособия начисляется исходя из официальной  заработной платы гражданина на последнем месте работы. Получаемое пособие ничтожно мало, особенно для жителей крупных мегаполисов. Система постановки безработного на учет полна сложностей - немалые очереди отнимают много сил и времени, а уволенные менеджеры с одним или несколькими высшими образованиями не соглашаются переучиваться на маляра или сантехника. Поэтому люди часто отказываются от официального статуса безработного и предпочитают искать работу самостоятельно.

    Большой процент среди  зарегистрированных на бирже занимают женщины и сельские жители. Для большинства женщин, состоящих на учете, биржа является не площадкой для поиска новой работы, а лишь источником небольшого денежного пособия. Они, как правило, целиком заняты в семье и дома, живут на доходы работающего мужа. Сельские жители, регистрирующиеся в качестве безработных, также не стремятся найти работу, ведь реализация продукции со своих огородов и подсобных хозяйств является для многих основным источником существования.

    Обе категории граждан  не могут в полной мере подходить к понятию «безработный», в соответствии с которым они обязаны в любой момент приступить к предлагаемой им работе.

    Предприниматели и экономисты, изучающие рынок труда в стране, опираются прежде всего на данные Росстата. Применяемые им методы подсчетов более тщательные, они учитывают большее количество людей, нуждающихся в работе или помощи государства, чем механически принесших заявление в районную службу занятости.

    В данные Росстата входят студенты очных отделений российских вузов, всегда готовые на подработку, наверняка и люди предпенсионного возраста, имеющие при поиске работы наибольшие проблемы в силу своего возраста. Они не имеют права быть оформленными на государственной бирже занятости и вынуждены искать работу самостоятельно.

    Из проведенного в предыдущей главе анализа можно сделать выводы о том, как обстоят дела на рынке труда в нашей стране. Уровень безработицы в России в сравнении с другими развитыми государствами не является самым высоким. Тем не менее, безработица негативно сказывается на экономике страны в целом, поэтому это не повод государству закрывать глаза на данную проблему. В первую очередь высокий уровень безработицы сказывается на гражданах страны, на их благосостоянии, а значит, первостепенной задачей государства является обеспечение мер по контролю безработицы и предотвращению ее роста. Работа в этом направлении в нашей стране ведется, однако не в той мере, в какой хотелось бы. [12]

     

     

     

    2.3. Пути снижения безработицы, государственная политика в сфере занятости

  • Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать на активные и пассивные. Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидий по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

    Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

    Информация о работе Масштабы и особенности безработицы в России