Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение масштабов и особенностей безработицы в России в последние годы.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
определить экономические и социальные последствия безработицы;
исследовать особенности безработицы в России, провести анализ рынка труда в нашей стране;
определить факторы развития безработицы;
определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...1
1. Безработица, как социально-экономическое явление 3
1.1. Понятие и причины возникновения безработицы 3
1.2. Виды безработицы………………………………………………………….7
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 14
2. Особенности безработицы в России 17
2.1. Анализ рынка труда и показателей безработицы в России 17
2.2. Причины и особенности безработицы в России………………………. 22
2.3. Пути снижения безработицы, государственная политика в сфере занятости…………………………………………………………………….. 25
Заключение 28
Список литературы……...………………………………………………………
Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный. [12]
Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный - это административное
или законодательное
1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
2. Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
- повышение доли отчислений
в фонд занятости, что
стимулировать структурную перестройку
предприятий;
- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
- адаптация безработных
к изменившимся требованиям
через систему профессиональной подготовки
при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры
регистрации безработных в
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.
Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.
Для реализации
государственной политики в области
занятости населения и
Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.
В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы. Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.
В начале 2011 года правительством разработан ряд мер по обеспечению занятости населения и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе об организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах в связи с напряженной ситуацией на рынке труда, об оказания поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставлении права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пройти профессиональное обучение, расширении возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
По большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в 2011 году – были созданы "антикризисные программы занятости" предусматривающие переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и молодых мам, готовящихся к выходу из декретного отпуска, стимулировались работодатели к созданию рабочих мест для инвалидов и многодетных родителей (за одно такое рабочее место службы занятости компенсировали работодателю 50 тысяч рублей) и многие другие меры. Другое дело, что за один-два-три года все проблемы, назревшие на российском рынке труда не решить, а потому и нужна серьезная пошаговая программа, планомерно выравнивающая ситуацию с занятостью.
Если посмотреть на статистику, приведенную выше, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. К примеру, в Европе общий уровень безработицы достигает 9,9 процентов.
Тем не менее, болевые точки остаются. Одна из главных - недостаток рабочих мест. Если в крупных городах эта проблема остро не стоит, то в малых, в том числе моногородах и в сельской местности, людям деваться некуда. По данным Минздравсоцразвития России на 2010 год, в сельской местности общая безработица в 1,8 раза выше, чем в городской, зарегистрированная - в полтора раза. Службы занятости в рассматриваемом периоде старались решить эту проблему, в том числе помогая безработным регистрировать собственное дело и выделяя "подъемные" - 58 800 рублей на человека. И еще по столько же за каждого безработного, которого возьмет к себе новоиспеченный предприниматель.
Присутствует большая неоднородность и между регионами. Самая низкая безработица в Москве и Санкт-Петербурге - на уровне одного и двух процентов соответственно. Наиболее проблемными являются Ингушетия, где уровень безработицы в I квартале 2012 года составил 48,9%, Чеченская Республика (там этот показатель равен 35,3%), Тыва с безработицей в 21,7%, Алтай (17,2%), Кабардино-Балкария (13%), Дагестан (12,7%), Калмыкия (13,3%), Астраханская область (10,4%), Калининградская область (10,1%), Курганская область (11,9%) - и это еще отнюдь не весь список. И подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России на протяжении последних двадцати лет. А значит, наравне с программами занятости должны быть программы развития регионов и создания рабочих мест.
По данным переписи населения, доля трудоспособных
жителей Северо-Кавказского федерального
округа (СКФО), у которых основным источником
средств к существованию является иждивение,
превышает долю людей, зарабатывающих
себе на хлеб благодаря трудовой деятельности.
Как утверждают эксперты, среди основных
причин сложившейся ситуации можно выделить
жуткий уровень коррупции, огромную перенаселенность
и слабую интеграцию ряда регионов в производственный
процесс.
Конечно, такое положение дел не могло
ускользнуть от внимания российских властей.
Так, в 2011 году в стране появился т. н. план
Хлопонина, основной идеей которого является
трудоустройство полумиллиона кавказских
жителей путем их переселения в центр
страны. В столице за предоставление работы
таким переселенцам ответственен Московский
центр трудового обмена, а на Кавказе этим
вопросом занимается Межрегиональный
ресурсный центр.
Вышеперечисленные организации осуществляют в первую очередь точечный подбор кадров, вдобавок проводя различные консультации, тренинги и т. п., поэтому о массовом переселении речи не идет. Кроме того, если верить официальным данным, государство в 2012 году выделило порядка 5 млрд руб., чтобы как-то наладить ситуацию на рынке труда в СКФО. Но таких мер недостаточно, считают эксперты.
Как утверждает генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова, процент безработных граждан России снизится лишь в тот момент, когда окончательно наладится отечественное производство, а малый бизнес будет чувствовать себя более комфортно. «Для этого нужна мощная государственная поддержка социально ответственного бизнеса. Выпускники вузов должны знать, что у них есть возможность работать по специальности. Несмотря на глобальную экспансию мировых корпораций и планетарные процессы M&A, транснациональные корпорации не могут насытить мировой рынок своим товаром и расправиться с безработицей», – приводит ее слова портал РБК. Долякова также отметила, что на сегодняшний день малый бизнес на Кавказе – довольно редкое явление, и одного туризма, на который возлагаются такие большие надежды в последнее время, будет явно недостаточно для развития региона.
К сожалению, не только в СКФО установилась такая плачевная ситуация. В большинстве российских моногородов, привлекших к себе внимание после нашумевшей забастовки в Пикалево, также царит высокий уровень безработицы. Примечательно, что, несмотря на видимое улучшение ситуации, связанной с рынком труда таких объектов, есть один подвох: прогресса удалось добиться посредством оттока рабочей силы в регионы, где дела обстоят более благополучно. Такой ход был хорош для статистики, однако его последствия крайне неприятны: опустошение целых населенных пунктов, развал градообразующих предприятий. Нетрудно догадаться, что итогом этого станет упадок производства вкупе со снижением конкурентоспособности России в целом.
Вряд ли кто-то сможет усомниться в том, что самым болезненным местом российского рынка труда является проблема колоссальной безработицы среди молодых людей и выпускников вузов. Согласно данным все того же Росстата, в России средний уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет на март 2012 года составил 16,8% (городское население – 14%, сельское – 23,5%). Однако не совсем ясно, почему до сих пор не предпринимаются шаги, которые действительно могли бы в корне изменить положение дел. Конечно, власти заверяют, что такая работа ведется, но, ввиду не совсем понятных причин, процесс этот очень долгосрочный.
Если начать разбираться в ситуации, суть проблем вполне очевидна. Сегодня около 90% молодых людей поступают в вузы, в то время как российская экономика не в состоянии трудоустроить такое количество людей с высшим образованием. Для сравнения: в СССР на одно высшее учебное заведение приходилось порядка 10 ПТУ, сейчас же – лишь два. Имидж технических специальностей теперь стал неблагоприятным, и это на фоне того, что сейчас наблюдается значительный спрос на квалифицированные рабочие руки.
Структура занятости населения в стране стремительно меняется. Число работающих в сельском хозяйстве и обрабатывающих отраслях промышленности неуклонно сокращается, зато увеличивается количество чиновников, добытчиков полезных ископаемых и работников сферы услуг.
Только за последние пять лет аграрный сектор и промпереработка сократились на 3 млн человек, а госаппарат прирос на 757 000 тружеников, посчитали в компании «Финэкспертиза», сделав вывод о неблагополучии как рынка труда, так и экономики в целом. Экономика по-прежнему развивается в сырьевом, а не модернизационном или инновационном направлении, считают аналитики.
Конкретные потери рабочих мест следующие. С 2006 по 2010 гг. предприятия АПК лишились 20% работников, или 1,3 млн человек. «Отрасль, от которой напрямую зависит продовольственная безопасность страны, деградирует. Программы поддержки сельского хозяйства заметного результата не дали», – резюмируют эксперты.
Не лучше картина
и в могучей некогда
Интересно, что при этом кадровые потери, понесенные большинством отраслей реального сектора экономики, не привели к резкому увеличению безработицы. Возможно, это частично объясняется тем, что произошел рост числа работников, занятых в строительстве (на 11,3%) и здравоохранении (на 10,5%).
Ну и рост бюрократического аппарата, конечно, внес свою лепту. Количество госслужащих выросло на 757 000 человек. Это может говорить о том, что наиболее успешно государственные реформы происходят в области наращивания аппарата управления.
На рынок труда, впрочем, влияют множество факторов, и массовое перемещение персонала из одних секторов экономики в другие не стоит трактовать как сугубо положительное или отрицательное явление, говорят эксперты.
«Нельзя однозначно утверждать, что отток персонала из сельского хозяйства – это однозначный показатель его деградации. Ведь, несмотря на негативные показатели динамики персонала, Россия является заметным игроком на мировых сельскохозяйственных рынках. Очевидно, происходит структурная перестройка в отрасли, где основной упор делается не на количество занятых, а на эффективность использования ресурсов и на производительность труда», – цитирует «Независимая газета» директора компании «Асстра рус» Александра Михеева. Последний, впрочем, признает, что для поддержки АПК требуется принять госпрограммы, которые стимулировали бы трудоустройство молодежи на селе.
Информация о работе Масштабы и особенности безработицы в России