Местный рынок труда и занятость населения на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы – безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................
ГЛАВА 1.РЫНОК ТРУДА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ................................................................................................................
1.1. Структура, сущность и функции рынка труда........................................................
1.2. Занятость населения и безработица.........................................................................
1.3. Государственное регулирование рынка труда и занятости...................................
ГЛАВА 2. МЕСТНЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.................................
2.1. Общая природно-географическая и социально-экономическая характеристика МР Зианчуринского района РБ......................................................
2.2 .Рынок труда и занятость в районе: состояние, тенденции, проблемы и пути их решения........................................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................................... 3

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Уровень занятости - относительный  показатель числа занятых в общем, объеме рабочей силы. Уровень занятости  зависит от соотношения между  количеством трудоспособного населения  и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.

 Полная занятость – по  определению Международной организации  труда – уровень занятости,  при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться государству. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

Гибкие формы занятости - формы  трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых  условий занятости работников.

К гибким формам занятости относятся:

  • занятость, связанная с гибкими режимами рабочего времени;
  • занятость, связанная с социальным статусом работников:
  • самостоятельные работники и помогающие им члены семьи;
  • занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная форма;
  • занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, сезонные работники. Эффективная занятость – занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.

Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной с удовлетворением  личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов (см. рис. 1).

Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. В условиях рыночных отношений данный товар – рабочая сила человека – может быть продан, но может, в силу ряда причин, не найти покупателя и, следовательно, его владелец, являющийся по своему социальному статусу наемным работником, может получить работу, но может и не получить ее, то есть оказаться безработным.

 

 

 

 

Полная

 

Совместительская

 

Другие виды

 

Неполная

 

Временная

 
                   
   

Группы граждан, считающиеся занятыми

 
                   
                   
   

- работающие по найму;

         
   

- временно отсутствующие в связи  с отпуском и другими причинами;

   

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой;

     
   

- избранные на оплачиваемые  должности;

     
   

- проходящие службу в Вооруженных  силах, МВД;

     
   

- учащиеся и студенты очного  обучения.

     

Рис. 1. Виды занятости

Безработица, в кратком определении, – это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый момент, части рабочего населения страны, способной и желающей  трудиться. В теоретическом плане, безработица представляет собой социально- экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека – права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Рынок труда не является  детерминирующим  фактором  образования безработицы, поскольку его функция сводится к акту купли-продажи товара рабочая сила, а глубинные, фундаментальные причины возникновения самого излишка рабочей силы над величиной существующей в каждый момент потребности в ней, лежат за пределами рынка труда, поскольку только рынок труда выявляет и фиксирует как его количественные (излишек рабочей силы), так и качественные параметры.

Российским законом о занятости  безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Существует зарегистрированная и  скрытая безработица.

Зарегистрированная безработица  – незанятое население, ищущее работу и взятое на учет. Скрытая безработица  – в рыночной экономике – наличие  лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

Безработица – социально-экономическая  ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнять. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Различают фрикционную, структурную, сезонную, циклическую и региональную безработицы.

Фрикционная безработица - временная  незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной  работы на другую. Ее причина состоит  в том, что  работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Сезонная безработица – безработица, связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года. Региональная безработица – социально-экономическая ситуация в определенном регионе, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу. Структурная безработица – безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания новых профессий и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями. Структурная безработица, при всей  своей болезненности не может волновать, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что возникла, самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица – разница  между уровнем безработицы в  текущий момент экономического цикла  и естественным уровнем безработицы. В условиях спада циклическая  безработица добавляется к фрикционной  и структурной безработице. В условиях подъема циклическая безработица вычитается из фрикционной и структурной безработицы.

 

1.3.Государственное регулирование  рынка труда и занятости

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Так же не можем обратить внимание на программу решения проблем занятости федеральная «Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы» ( в дальнейшем Программа), утвержденную Указом Президента России N 768 от 23.05.96.

Основными целями Программы являются повышение уровня и изменение  структуры занятости населения  Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих  мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами программы являются;

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест. Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы
  • формирование эффективной структуры занятости населения
  • повышение качества создаваемых рабочих мест
  • развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
  • создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы
  • развитие системы общественных работ.

Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно  частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а  также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Политика государства на рынке  труда направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • развитие гибких форм занятости;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
  • улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
  • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне – это Государственный  Фонд занятости населения (ГФЗН), в  каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Фонды занятости в городах и  районах создаются за счет:

  • обязательных страховых взносов работодателей;
  • обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;
  • ассигнований из городских и районных бюджетов;
  • доходов от инвестирования и выдача кредитов непосредственно товара производителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
  • доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных с последующим их обязательным трудоустройством;
  • доходов от финансирования и кредитования безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • доходов от дотаций, субсидий от вышестоящих фондов занятости;
  • добровольных взносов и прочих поступлений.

Информация о работе Местный рынок труда и занятость населения на селе