Местный рынок труда и занятость населения на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы – безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................
ГЛАВА 1.РЫНОК ТРУДА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ................................................................................................................
1.1. Структура, сущность и функции рынка труда........................................................
1.2. Занятость населения и безработица.........................................................................
1.3. Государственное регулирование рынка труда и занятости...................................
ГЛАВА 2. МЕСТНЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.................................
2.1. Общая природно-географическая и социально-экономическая характеристика МР Зианчуринского района РБ......................................................
2.2 .Рынок труда и занятость в районе: состояние, тенденции, проблемы и пути их решения........................................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................................... 3

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Так же были разработаны  в 2006 году в первом полугодии программа  «Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет». Было заключено 220 договоров  на организацию временных работ для подростков. В результате проведенной работы трудоустроено на временную работу 3144 подростка в возрасте от 14 до 18 лет. Ими отработано 76 289 чел/дней. Средняя продолжительность участия в работах в целом по району составила 1,1 месяца. В организации труда несовершеннолетних граждан приняли 184 организации, которыми созданы для трудоустройства несовершеннолетних подростков около 3 500 временных рабочих мест. На реализацию программы израсходовано 3 314 800 миллиона рублей.

В данное время в районе реализуются такие программы содействия центром занятости, как:

  1. трудоустройство подростков на временную работу – Центр занятости населения оказывает содействие в трудоустройстве на временную работу учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего профессионального образования в возрасте с 14 по 18 лет, как в период каникул, так и в свободное от учебы время; оказывает бесплатную консультацию оп выбору работу и режиму труда. Трудоустройство подростка в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Приоритетным  правом при трудоустройстве пользуются дети-сироты; дети оставшиеся без попечения  родителей; подростки из семьи безработных, из неполных и многодетных семей, а так же, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Продолжительность рабочего времени в период каникул  не может превышать:

  • для учащихся в возрасте от 14 до 16 лет – 5 часов в день, 24 часа в неделю;
  • для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов в день, 36 часов в неделю.

В течение учебного процесса продолжительность ежедневного  рабочего времени учащегося не должна превышать:

  • 2,5 часа – для работников в возрасте от 14 до 16 лет;
  • 3,5 часа – для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

Оплата труда  подростков производится пропорционально  отработанному времени, или в  зависимости от выработки, согласно существующим нормам и расценкам.

  1. Тебе выпускник! Основы выбора профессии. Эта программа поможет выпускникам выбрать профессию. Специалисты – профконсультанты Центра занятости населения:
    • расскажут об услугах по профориентации, профобучению, социальной адаптации, оказываемых Центра занятости населения по месту жительства;
    • помогут определить с помощью психологической диагностики профессиональные склонности и способности.
  2. Стажировка выпускников (образовательных учереждений). Это уже Республиканская программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2010 году предусматривает организацию стажировок на предприятиях и в организациях для безработных граждан и граждан, ищущих работу, из числа выпускников образовательных учреждений, в том числе выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.

Цель стажировки – формирование и закрепление на практике ваших  теоретических знаний и навыков, приобретение вами опыта работы по имеющейся или родственной профессии, специальности. Стажировка призвана расширить  возможности вашего трудоустройства, повысить вашу конкурентоспособность на рынке труда.

Для прохождения стажировки, необходимо зарегистрироваться в качестве ищущих работу в центре занятости населения  по месту расположения организаций  и предприятий, на которых проводится стажировка выпускников.

Продолжительность участия в стажировке составляет не более шести месяцев. Если вы в 2009 году проходили стажировку менее шести месяцев, при необходимости  вы можете быть повторно направлены на стажировку в 2010 году.

На период прохождения стажировки могут закрепляться наставники – высококвалифицированные специалисты или опытные работники, у которых сможете получать советы и профессиональные консультации.

Выпускникам – участникам стажировки выплачивается заработная плата  не ниже минимального размера оплаты труда.

Кроме того, выпускникам учреждений начального и среднего профессионального  образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущим работу впервые, принимающим  участие в стажировке, может оказываться  материальная поддержка в соответствии с законодательством.

  1. Ярмарка вакансий. Основная цель проведения – содействовать занятости граждан, испытывающие трудности в поиске работы; снижать социальную напряженность на рынке труда; обеспечивать предприятия и организации кадрами.

На ярмарках вакансии можно осуществить подбор требуемых работников; организовать проведения конкурсов для замещения вакантных должностей среди работников требуемой квалификации; получить консультации по трудовому законодательству, по вопросам занятости и обеспечения трудовых прав граждан.

Центр Занятости населения в  с. Исянгулово проводит ярмарки вакансии по схеме:

  • специальные мини-ярмарки;
  • учебные рабочие места;
  • гарантированное собеседование;
  • под девизом «Работу молодым!»
  1. Информирование население и работодателей о положении на рынке труда.

В целях информирования населения и работодателей о  положении на рынке труда, о потребности  в работниках и возможностях службы занятости в прошедшем полугодии  реализовались следующие мероприятия:

  • разработка и издание справочно-информационных и методических материалов, оформление наглядной информации (проспектов, буклетов, различных памяток для безработных и работодателей);
  • оформление  стендов и рекламных щитов по вакансиям;
  • размещение сведений, касающихся государственной политики занятости, в средствах массовой информации (газеты, телевидение, радио);
  • размещение информации в сети Internet.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Само по себе сельское хозяйство  существовать не может, необходима высококвалифицированная  рабочая сила. Рынок труда на сегодняшний  день имеет ряд проблем, связанных с безработицей, низкой мотивацией труда, высокой миграцией рабочей силы и т.д. Кризис 2008 года оказал свое негативное влияние на все сферы народного хозяйства нашей страны, в том числе и сельское хозяйство. А именно деградация сельского населения, кадров, рабочих в сельском хозяйстве, что привело к сокращению сельских территорий, разрастанию городов, большей безработицы. Все это неблагоприятно влияет на социально-экономическую обстановку в стране, ее конкурентоспособность на международном рынке, а следовательно вхождение России в ВТО. В особенности эта проблема касается молодых специалистов, которыми рынок труда перенасыщен.

В данной работе нами был рассмотрен рынок труда в сельском хозяйстве. Мы пришли к следующим выводам:

  1. В общем, рынок труда можно определить как рыночный механизм, осуществляющий распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и сферам хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей.

Возросло количество безработных, средний уровень занятости сельского  населения в последние годы составляет 67-68%, что свидетельствует о снижении сельскохозяйственного производства и перенасыщении рынка труда.

Произошло сокращение всех категорий работников в сфере АПК в период с 1999 по 2009 гг. За последние 10 лет это сокращение составляет 6596чел. в год, в целом численность снизилась в 2,1 раза. Коэффициент оборота рабочей силы в 2009г. по приему - 31,5%, по выбытию - 40,2%

Сельские территории на сегодняшний день находятся в плачевном состоянии, наблюдается старение населения, изменение его половозрастной структуры, снижение рождаемости на селе, что обусловлено рядом причин, таких как миграция населения, ликвидация сельскохозяйственных предприятий, нищенская оплата труда, отсутствие престижности труда в АПК и многих других. Также нами выделен ряд мер по преодолению безработицы.

2. Основная проблема снижения работников в сфере сельскохозяйственного производства - это низкая заработная плата, в некоторых регионах имеющая сумму даже ниже прожиточного минимума. Средняя месячная заработная плата с учетом доплат составила в 2009г. примерно 2,4 - 2,7 тыс. руб.

Прямой доход работающих на крупных  и средних сельхозпредприятиях  в виде заработной платы значительно ниже других отраслей экономики и составлял в 2009г. лишь 40,7% от среднего показателя по стране. Абсолютный разрыв в уровне заработной платы в аграрном секторе и народном хозяйстве превышает допустимый размер в 2 и более раз.

3. Конечно же, для преодоления кризиса в сельском хозяйстве необходимо активное вмешательство государства на законодательном уровне. Необходимо создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхозтоваропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п. Так же следует обратить внимание на материальное стимулирование коллективного и индивидуального труда работников сельскохозяйственных предприятий.

Только после того как стандарты  жизни в деревне достигнут  городского уровня, можно будет говорить о создании в России общества социальной справедливости, о справедливом, с  позиции селян решении социальных вопросов.

 

Библиографический список

Книги

  1. Богдановский В., Труд и занятость в сельском хозяйстве, «Вопросы экономики» №6, 2005.
  2. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 1994.
  3. Воробьев Л., Переобучение безработных - курс на эффективность, №12, 2005.
  4. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Нестандартная занятость и российский рынок труда, «Вопросы экономики» №1, 2006.
  5. Калашников С., Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики, «Человек и труд» №5, 2005.
  6. Кушин В.И., Государственное регулирование рыночной экономики,  М.: Издательство РАГС, 2002.
  7. Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.
  8. Носова С.С., Экономическая теория, Москва, 2003.
  9. Осаковский В., Брагин В., Безработица и экономическая активность, «Человек и труд» №7, 2005.
  10. Павленко В.А.,Рынок труда, занятость, безработица, Издательство: Московского университета, 2004.
  11. Рикардо Д. Начала политэкономии, налоговое обложение Соч т.1. – М.:Госполитиздат, 1955г.
  12. Чепурин М.Н., Е.А. Киселева, Курс экономической теории, Куров «АСА», 2005.
  13. Экономика. Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристь, 2002.
  14. Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. – М.: Финстат информ, 1997.
  15. Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. – М. 2001.

Журналы

  1. Маслова И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 1993.

Газеты

  1. «Зианчуринские зори» №8 от 22.01.09–23.01.09; №21 от 21.02.09–25.02.09; №38 от 04.04.09–06.04.09; №52 от 09.05.09–13.05.09.

Электронные ресурсы

  1. www.zianchura.ru.



Информация о работе Местный рынок труда и занятость населения на селе