Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии……………………………5
2
Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето………….8
3
Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен…………………………………………11

Задача……………………………………………………………….19

Тест…………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………21
Список литературы………

Файлы: 1 файл

вариант 1.docx

— 323.89 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………...3

1

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии……………………………5

2

Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска  по Парето………….8

3

Методология анализа общественного выбора. Концепция  «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен…………………………………………11

 

Задача……………………………………………………………….19

 

Тест…………………………………………………………………20


Заключение…………………………………………………………21

Список  литературы……………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “ойкономия”  – управление хозяйством) рассматривает  хозяйственную деятельность первичных  субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников  капитала, землевладельцев, отдельных  предпринимателей). Она объясняет, как  и почему принимаются экономические  решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как  рабочие решают, где и сколько  им необходимо работать; как потребители  принимают решения о покупке  товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Микроэкономика изучает  отношения между предпринимателями  и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а  также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются  через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому  в центре микроэкономического анализа  находится механизм рыночного ценообразования.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных  субъектов в процессе образования  более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще  называют, отраслевых рынков (зерна, автомобилей, образовательных услуг и т.п.).

Микроэкономика помогает понять закономерности развития той  или иной отрасли производства и  сферы услуг, то, как взаимодействуют  между собой производители и  потребители на рынках отдельных  товаров. Она объясняет, как устанавливаются  цены на одежду и автомобили, нефть  и зерно, услуги адвоката и биржевого  маклера; как определяется и от чего зависит уровень зарплаты; какие  средства инвестируются предпринимателями  в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается  в экономике различных благ и  кто их получает. Одним словом, микроэкономика формулирует и объясняет целый  ряд законов: редкости благ, спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.

Все эти знания необходимы практически любому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных  отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Таким образом, микроэкономика – это часть экономической  науки, исследующая поведение отдельных  экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Имеются и другие определения  микроэкономики, которые сводятся к  следующему:

1) микроэкономика изучает  процессы принятия экономических  решений отдельными экономическими  субъектами;

2) задачей микроэкономики  является анализ взаимодействия  экономических субъектов на отдельных  рынках;

3) в микроэкономике исследуются  конкретные экономические единицы:  отдельная отрасль, фирма или  экономические показатели их  деятельности для того, чтобы  рассмотреть специфические компоненты  экономической системы.

Основными субъектами микроэкономики являются потребители, производители, организации бизнеса и домашние хозяйства.

Основная цель экономических  субъектов – повышение благосостояния. Поскольку ресурсы, имеющиеся в  распоряжении общества, ограничены, отдельно взятые экономические единицы должны совершать четыре фундаментальных  экономических выбора:

• что следует производить  и в каком количестве?

• как следует производить?

• кто и какую работу должен выполнять?

• для кого должны быть предназначены  результаты производства?

Выбор совершается среди  ограниченных ресурсов, которые могут  альтернативно использоваться для  производства разных товаров и услуг  и распределяться затем для потребления  в настоящем и будущем.

В контрольной работе была использована литература следующих  авторов:

Н.И. Базылева, С.П. Гурко, С.Фишер  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджетные  ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.

 

В то время как кривые безразличия описывают систему  предпочтений потребителя, бюджетная  линия характеризует множество  доступных потребителю вариантов.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах  и доходе. Бюджетное ограничение  обычно описывается уравнением

 

 

где Рх и РY — цена товара Х и Y; Qx и QY— количества товаров X и Y; М — располагаемый доход  потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага  не превышает дохода потребителя.

Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю  область выбора. На рисунке это  заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и осями координат. Линия бюджетного ограничения в  самом простом случае описывается  уравнением

Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X1 = M/Px и Y1 = M/Py показывающих максимально возможные  количества благ X и Y, которые может  приобрести потребитель на данный доход  при данных ценах

Рассмотрим некоторые  свойства бюджетной линии:

1. Бюджетная линия имеет  отрицательный наклон. Поскольку  наборы благ, находящиеся на бюджетной  линии, имеют равную стоимость,  то увеличение покупок одного  блага возможно только при  сокращении покупок другого блага.  Любая кривая, выражающая обратную  связь переменных, имеет отрицательный  наклон (см. рис).

 

 

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода и ценах.

2. Расположение бюджетной  линии зависит от величины  денежного дохода. Увеличение денежного  дохода потребителя при неизменных  ценах приводит к параллельному  перемещению бюджетной линии  вправо (рисунок а). Уменьшение денежного  дохода потребителя при неизменных  ценах приводит к параллельному  перемещению бюджетной линии  влево (рисунок б). Изменение дохода  потребителя не меняет угла  наклона бюджетной линии, но  меняет координаты точек пересечения  бюджетной линии с осями координат.

3. Коэффициент наклона  бюджетной линии равен соотношению  цен благ, взятому с противоположным  знаком. Коэффициент наклона бюджетной  линии представляет собой отношение  цены блага, отсчитываемого по  горизонтали, к цене блага,  отсчитываемого по вертикали,  т. е. крутизна наклона равна  (- Px/Py)

Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной  линии, поскольку цены на товар Х  и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь  для покупки единицы товара Y.

4. Изменение цен продуктов  приводит к изменению угла  наклона бюджетной линии. Изменение  цены одного блага приводит  к изменению угла наклона бюджетной  линии и изменению одной из  точек пересечения бюджетной  линии с осями координат. Изменение  цены товара X и воздействие этого  изменения на положение бюджетной  линии показано на рисунке.  Изменение цены товара Y и воздействие  этого изменения на положение  бюджетной линии показано на  рисунке. Изменение цен обоих  продуктов эквивалентно изменению  реального дохода потребителя  и перемешает бюджетную линию  вправо или влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эффективность  структуры выпуска продукции.  Критерий оптимальности структуры  выпуска  по Парето

 

Под экономической эффективностью производства понимается степень использования  его факторов или достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов. Экономический  смысл эффективности производства состоит в том, чтобы выяснить, какой ценой, какими затратами ресурсов получены данные результаты.

Производство является эффективным (по Парето), если при заданных объемах  производственных ресурсов за счет их перераспределения нельзя увеличить  производство хотя бы одного блага  без уменьшения производства других благ. Ситуация, когда никакие возможные изменения не могут улучшить благосостояние хотя бы одного индивида, не ухудшая при этом экономическое положение остальных. Она характеризует перераспределение конечного продукта между различными потребителями, перераспределение производственных факторов в пользу различных отраслей промышленности и сдвиги в структуре произведенного конечного продукта. Оптимальность по Парето можно лучше пояснить на ряде отрицательных примеров. Если при существующем распределении благ обмен двумя товарами между двумя потребителями имеет положительное сальдо и кривые безразличия (indifference curves) потребителей различаются наклоном, то товарообмен может обогатить их обоих, но в этом случае ситуация не является оптимальной по Парето. Если для двух товаров при положительном уровне производства кривая безразличия для любого потребителя и трансформационная кривая для любого производителя различаются углом наклона, то изменение структуры выпущенных товаров может привести к обогащению кого-либо, не нанося ущерба остальным; такая ситуация также не оптимальна по Парето. При постоянной или убывающей доходности в масштабах всей экономики оптимальность по Парето часто определяется с точки зрения предельных равенств. Если где-либо в экономике наблюдается возрастание доходности, то оптимальность по Парето не может быть непременно обеспечена путем нахождения предельных равенств: локальный оптимум может не быть глобальным оптимумом, так что оптимальная ситуация может означать угловые решения.

В системе координат K, А, L, B отобразим семейство изоквант, представляющих технологию производства блага А. Соответственно, в системе  координат (Кв, 1ц) в виде семейства  изоквант отобразим технологию производства блага В.

На основе рассуждений, аналогичных  тем, которые применялись при  анализе Парето-эффективности в  обмене, можно убедиться в том, что Парето-эффективность в производстве достигается только при таких  вариантах распределения труда  и капитала, которые соответствуют  точкам касания изоквант в коробке  Эджуорта.

 Соединив все точки  касания изоквант в «коробке»  Эджуорта, получим линию, представляющую  множество Парето- эффективных вариантов  использования заданного количества  факторов производства. Эта линия  называется линией производственных  контрактов, или линией производственных  возможностей. Каждая точка на  этой линии указывает на максимально  возможное количество производства  одного блага при заданном  объеме производства другого.

Для целей экономического анализа линию производственных возможностей часто представляют в  системе координат Qа,.Qb (рис. 3).

Рисунок 3 - Линия производственных возможностей

Вогнутость линии производственных возможностей от начала координат указывает  на то, что за счет сокращения выпуска  каждой следующей единицы одного из благ можно получить все меньшее  количество другого блага. Это объясняется  тем, что уменьшение производства на неизменной технической базе, как  правило, сопровождается снижением  эффективности

Вогнутость линии производственных возможностей от начала координат указывает  на то, что за счет сокращения выпуска  каждой следующей единицы одного из благ можно получить все меньшее  количество другого блага. Это объясняется  тем, что уменьшение производства на неизменной технической базе, как  правило, сопровождается снижением  эффективности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методология  анализа общественного выбора. Концепция  «экономического человека». Методологический  индивидуализм. Политика как обмен

Процесс развития общества – процесс постоянного выбора, с которым мы сталкиваемся в обыденной  жизни.

От выбора зависит наше будущее, каким оно будет.

Кто придет к власти, какова будет ориентация общества, какой  политический режим будет установлен в государстве, какова будет форма  правления, как уберечься от непоправимых ошибок?

Что следует сделать, чтобы  демократия не переродилась в произвол, как предотвратить установление тоталитаризма или авторитаризма, как сделать правильный выбор  в экономической и политической сфере?

На все эти и ряд  других вопросов дает ответ теория общественного выбора, относительно молодое и перспективное направление  экономической науки. Данная тема рассматривается  после и в контексте анализа  общественных благ. Дело в том, что  вопросы обеспечения общественными  благами обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно  – посредством политических решений. В этом плане возникает целый  круг проблем, которые связаны с  определением объемов и структуры  производства общественных благ, выбора конкретных способов финансирования и  принципов распределения налогов. Именно теория общественного выбора и направлена на исследование закономерностей  осуществления выбора в условиях демократического правления.

Информация о работе Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм