Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии……………………………5
2
Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето………….8
3
Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен…………………………………………11

Задача……………………………………………………………….19

Тест…………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………21
Список литературы………

Файлы: 1 файл

вариант 1.docx

— 323.89 Кб (Скачать файл)

Модель экономического человека носит механистический характер. Модель «креативного» человека исходит  из индивидуализации человека, необходимости  признания того факта, что он занимает определенное место в обществе и  выполняет специфические функции, поэтому сама по себе его концепция  носит органический характер.

Ученые выделяют две основные ориентации человека: рыночная и плодотворная. Рыночная ориентация соответствует  экономическому человеку, она ориентирована  на обладание, усилие индивида направлены на изменение внешних экономических  условий жизнедеятельности, а не на изменение самой личности. Ценностью  обладают лишь те объекты, которые могут  быть обращены в собственность. Плодотворная ориентация или ориентация на бытие  соответствует «креативному» человеку, ценностью для которого обладают не конечные результаты деятельности в материальной форме, а процесс  творчества сам по себе.

В каждом обществе складываются определенные представления о надлежащем поведении человека. В индустриальном обществе доминирующей формой взаимодействия выступал товарный обмен, в обществе господствовала философия индивидуализма, которая характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, человек стремится  к полной независимости от других;

Во-вторых, только сам человек  в состоянии определить, что для  него является благом, а что нет; человек рационален;

В-третьих, поскольку предпочтения людей различны, нет возможности  сформировать единую цель. «Креативный» человек характеризуется институциональным  поведением. В информационном обществе доминирующей формой межличностного взаимодействия выступает информационный обмен

Политика как  обмен.

Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля «Исследования по теории финансов» (1896).

Он видел основное различие между экономическим и политическим рынками в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории общественного выбора Нобелевскую премию. Сторонники теории общественного выбора трактуют политический рынок в полной аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Как известно, люди могут объединяться в группы по определенным признакам – социальному, имущественному, партийному, религиозному и т.п. Наиболее существенным с точки зрения теории общественного выбора является тот факт, что основу коллективного взаимодействия составляет наличие определенной цели. Реализация конкретных групповых интересов и будет результатом достижения согласия в рамках политического процесса.

Государство – это рынок  особого рода, поскольку его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государственной власти, депутаты – принимать законы и нормативные акты, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.       Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии: Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек. По аналогии с рынком совершенной конкуренции начнем свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору. Прямая демократия — это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Прямая демократия сохраняется и в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов местных органов власти, парламента или президента, проведении референдумов.

При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков  принцип голосования (единогласие, простое большинство и т.д.), зависит  его исход. Затем учтем ограничивающие факторы и перейдем к представительной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Предположим, что Вы положили в банк 800 тыс.руб, а через год  получили 1.200.000 руб, при уровне инфляции 40%, реальная ставка процента составит: а) 20%;  б) 10%;  в) 30%;  г)40% ;  д) 50%; Укажите правильный ответ.

 

Решение:

 

Итак, за год мы получили добавку в 400 руб. Но для покрытия инфляции нам нужна добавка в 800 * 0.4 = 320 руб. Так что реальная добавка  составляет 400 - 320 = 80 руб. Это означает, что реальная процентная ставка равна (80 : 800) * 100% = 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

Заполните тест, обосновав  ответ

При каких условиях будет  расти земельная рента?

  1. Если снижается цена земли
  2. Если растет спрос на землю
  3. Если сокращается спрос на землю
  4. Если предложение земли растет
  5. Предыдущие ответы не верны

 

Решение:

Земельная рента будет  расти при прочих равных условиях, если

Цена на землю связана  с земельной рентой . Земельная  рента - это плата за использование  земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

От земельной ренты  надо отличать арендную плату. Арендная плата - это цена услуг земли. Она  включает в себя ренту , амортизацию  на постройки и сооружения, а также  процент на вложенный капитал. Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен возместить стоимость  этих сооружений и получить процент  на затраченный капитал (ведь он мог  положить деньги в банк и спокойно жить, получая проценты).

Цена земли представляет капитализированную ренту или, другими  словами, дисконтированную стоимость  будущей земельной ренты . Чем  выше рента , тем выше цена земли.

При увеличении спроса растет цена, а следовательно и рента .

Ответ (2)

 

 

 

 

 

Заключение

  В результате написания контрольной работы мы изучили следующие вопросы:

В первом разделе рассмотрели таких понятия, как бюджетные ограничения,  наклон бюджетной линии и др.               

Во втором разделе  ознакомились с критериям оптимальности      по Парето. Производство является эффективным (по Парето), если при заданных объемах производственных ресурсов за счет их перераспределения нельзя увеличить производство хотя бы одного блага без уменьшения производства других благ.

В третьем разделе изучили  методологию анализа общественного  выбора, ознакомились с концепцией «экономического анализа».

Таким образом, объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые  в соответствии с существующими  институтами и их системами.

Исследуя этот объект, микроэкономика определяет свой предмет. К нему относятся  экономические субъекты, экономические  блага и экономические действия.

Предметом микроэкономики являются, во-первых, обособленные экономические  единицы (домохозяйства, фирмы, отрасли), во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены, принципы эффективного поведения  производителей, продавцов, покупателей.

Выделим следующие современные  микроэкономические проблемы:

- теневой бизнес;

- проблемы малых предприятий; 

- образование монополий  и проблема конкуренции.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. -- Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. -- 576с., с. 528-562;
  2. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с., с. 130-142;
  3. Амосова, В.В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. – СПб.: Питер, 2001.- 480 с.
  4. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учеб.для вузов: [пер. с англ.] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М. 2003. – 972 с.
  5. Экономическая теория / под общ.ред. акад. В. И. Видяпина. А. И. Добрыника. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
  6. Экономическая теория: учеб.для вузов / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн. : БГЭУ. 2001. – 752 с.
  7. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С.  Тарасевича. - 3-е издание. – СПб. : СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, Изд-во «Питер», 1999. – 544 с.
  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Под общ.ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 416 с.
  9. ДоланЭ.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Под общ.ред. В.Лукашевича – Л., 1991. – 448 с.
  10. Р.Л.Миллер, Д.Д.Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 856 с.
  11. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 820 с.
  12. Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ.ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.
  13. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.
  14. ДоланЭ.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.

 

 


Информация о работе Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм