Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа
Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов. От правильных и продуманных шагов правительства в этой области зависит благополучие миллионов наших соотечественников. Поэтому данная тема не теряет актуальности и встречается шквалом писем, статей и докладов в различных экономических журналах, где рассматриваются проблемы расходования средств государственного бюджета и налогообложения. Существующие принципы налогообложения основаны на отыскании «золотой середины», такой, чтобы с одной стороны, налоги помогали государству осуществлять свой функции, то есть были достаточными, а с другой стороны, не подавляли бы экономические инициативы граждан непомерно высокими ставками, и сложностью взымания.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации………………………….5
Общие сведения о государственном бюджете………………………………5
Расходы Российской Федерации……………………………………………5
Методы финансирования расходов государственного бюджета………….11
Методы финансирования расходов при бюджетном дефиците…………..17
Реструктуризация и приоритетные направления расходов в перспективе..21
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика России………………………………………..25
2.1 Доходы бюджета Российской Федерации…………………………………25
2.2 Фискальная политика в России…………………………………………….27
2.3 Проблемы фискальной политики и её стабилизация…………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………………………. 38
Приложение……………………………………………………………………………….40
Министерство
общего образования Российской
Федерации
Рязанская
государственная радиотехническая
академия
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
Тема: ”Методы финансирования
расходов и стабилизация фискальной политики
России ”.
Рязань,
2003 год
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации………………………….5
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика России………………………………………..25
2.1
Доходы бюджета Российской
2.2
Фискальная политика в России……
2.3 Проблемы фискальной политики и её стабилизация…………………….29
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Тема, которую я захотела раскрыть в своей
курсовой работе одна из самых спорных
и важных тем в современной России. Уровень
жизни, возникновение или отсутствие
экономических кризисов, возможность
для развития малого и среднего бизнеса
– всё это большей частью определяет
политика государства в области бюджетных
расходов и доходов. От правильных и продуманных
шагов правительства в этой области зависит
благополучие миллионов наших соотечественников.
Поэтому данная тема не теряет актуальности
и встречается шквалом писем, статей и
докладов в различных экономических журналах,
где рассматриваются проблемы расходования
средств государственного бюджета и налогообложения.
Существующие принципы налогообложения
основаны на отыскании «золотой середины»,
такой, чтобы с одной стороны, налоги
помогали государству осуществлять свой
функции, то есть были достаточными, а
с другой стороны, не подавляли бы экономические
инициативы граждан непомерно высокими
ставками, и сложностью взымания. Впервые
разработку таких принципов можно встретить
у Адама Смита в его работе «Исследования
о природе и причинах богатства народов»,
и у Рикардо, а в дальнейшем все они нашли
своё отражение в современном налоговом
законодательстве. В настоящее время можно
встретить много работ, посвящённых оптимизации
фискальной политики. В своей курсовой
работе я использовала статьи доктора
экономических наук (д.э.н.), профессора
Ясина, кандидата экономических наук (к.э.н),
доцента Сидоровой, к.э.н. Астапова, государственного
советника налоговой службы 2 ранга, д.э.н.
Кашина, заместителя директора НИИРаНС
МНС России к.э.н. Бобоева, генерального
директора Холдинговой компании «Интеррос»Андрея
Клишаса и многих других. Моей целью было
разобраться во всём том, что происходит
сейчас в России, и что ожидает её в будущем.
Задачей, поставленной предо мной было
рассмотрение основных черт государственной
политики, касающейся бюджетных расходов,
способы их финансирования, раскрыть сущность
современной фискальной политики со всеми
её противоречиями и возможность её стабилизации.
Исходя из этого, я определила следующую
структуру своей работы: в первой главе
я дала общее определение государственного
бюджета и расходов Российской Федерации
в частности. Для выяснения роли и значения
расходов Р.Ф. в экономической жизни общества,
я провела их классификацию и показала
структуру расходов федерального бюджета
в 2001-2003 годах, а затем перешла к рассмотрению
основных методов их финансирования, сначала
общие способы, основанные на их реструктуризации
и повышении эффективности, а затем и экстренные
меры, возникающие при финансировании
расходов в условиях бюджетного дефицита.
Воспользовавшись информацией с сайта
Министерства финансов, я рассмотрела
то, что ожидается для расходов как в кратко-,
так и в долгосрочной перспективе. Во второй
главе я обратила внимание на то, что по
своей сути все государственные расходы
покрываются государственными доходами,
рассмотрела их структуру и выяснила,
что доходы большей частью - это деньги
налогоплательщиков, то есть поступают
они в бюджет благодаря налогам. Здесь
пришло время дать определение фискальной
политики, рассмотреть связанные с ней
проблемы нашей страны (а их оказалось
немало). После этого я рассмотрела возможность
стабилизации фискальной политики и меры,
которые для этого нужно предпринять как
правительству, так и каждому сознательному
гражданину Российской Федерации. В связи
с этим очень хочется надеяться, что каждый
из нас поймёт непреходящую важность этих
проблем и вместе со мной задумается над
происходящим.
Государственный бюджет
Российской Федерации
1.Общие сведения о государственном бюджете
В любой стране государственный бюджет
- это ведущее звено финансовой системы.
Он объединяет главные доходы
и расходы государства. Бюджет это
единство основных финансовых категорий
(налогов, государственного кредита, государственных
расходов) в их действии, через бюджет
осуществляется постоянная мобилизация
ресурсов и их расход. По определению,
Государственный бюджет1
- имеющий силу закона финансовый план
государства (роспись доходов и расходов)
на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления».
Таким образом, бюджет, являясь средством
аккумулирования финансовых ресурсов,
играет важную роль в экономической жизни
государства, так как дает государственной
власти возможность содержания государственного
аппарата, армии, выполнения социальных
мероприятий, реализации приоритетных
экономических задач, т.е. выполнения государством
присущих ему функций.{ Правительственные
расходы и правительственные доходы, в
частности, взимаемые налоги, воздействуют
на общую занятость и производство, влияя
на общий объём расходов на приобретение
товаров и услуг. }
2.Расходы Российской Федерации.
Расходы бюджета, будучи компонентом бюджета,
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением государством своих
функций. То есть, расходы федерального
бюджета вызваны самим фактом наличия
государства, а это значит, что они носят
императивный характер. Расходы бюджета
служат воспроизводству экономических
и социальных отношений, существующих
в конкретное время в конкретном государстве
и выражают экономические отношения, на
основе которых происходит процесс использования
средств централизованного фонда денежных
средств государства по различным направлениям.
Через бюджетные расходы финансируются
бюджетополучатели – организации производственной
и непроизводственной сферы, являющиеся
получателями или распорядителями бюджетных
средств. Для выяснения роли и значения
бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным
признакам. В теории и практике финансов
существуют несколько признаков классификации
расходов бюджета: по
роли в воспроизводстве,
общественному назначению,
отраслям производства
и видам деятельности,
целевому
назначению.2
По роли в общественном
производстве
расходы бюджета делятся на:
1.расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2.расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3.расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает
инструменты регулирования распределения
денежных средств между материальным
производством и непроизводственной сферой
в соответствии с экономическими и социальными
потребностями общества, и, кроме того,
государство как субъект экономики при
помощи данного инструмента может воздействовать
на стоимостную структуру общественного
производства, достигать прогрессивных
сдвигов в народнохозяйственных пропорциях,
стимулировать развитие принципиально
новых отраслей экономики, влиять на ускорение
научно-технического прогресса. Таким
образом, бюджетные расходы, в силу своего
перераспределительного характера, способны
играть важную роль в государственном
регулировании экономики и социальных
процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
1.расходы на социально-культурные нужды;
2.военные расходы;
3.расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных расходов
(также как и по роли в воспроизводстве)
помогает выявлять пропорции в распределении
бюджетных средств, но уже по отраслям.
Изменяя эти пропорции, государство может
добиваться нужных сдвигов в отраслевой
структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже
упоминалось,
государственные расходы можно
классифицировать и по другим признакам
(по роли в воспроизводственном процессе,
по целевому назначению и др.)
Информация о работе Методы финансирования расходов и стабилизация фискальной политики России