Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа
Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов. От правильных и продуманных шагов правительства в этой области зависит благополучие миллионов наших соотечественников. Поэтому данная тема не теряет актуальности и встречается шквалом писем, статей и докладов в различных экономических журналах, где рассматриваются проблемы расходования средств государственного бюджета и налогообложения. Существующие принципы налогообложения основаны на отыскании «золотой середины», такой, чтобы с одной стороны, налоги помогали государству осуществлять свой функции, то есть были достаточными, а с другой стороны, не подавляли бы экономические инициативы граждан непомерно высокими ставками, и сложностью взымания.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации………………………….5
Общие сведения о государственном бюджете………………………………5
Расходы Российской Федерации……………………………………………5
Методы финансирования расходов государственного бюджета………….11
Методы финансирования расходов при бюджетном дефиците…………..17
Реструктуризация и приоритетные направления расходов в перспективе..21
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика России………………………………………..25
2.1 Доходы бюджета Российской Федерации…………………………………25
2.2 Фискальная политика в России…………………………………………….27
2.3 Проблемы фискальной политики и её стабилизация…………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………………………. 38
Приложение……………………………………………………………………………….40
Рассмотрим
структуру расходов
2001 год | 2002 год - закон | 2003 год - проект | |||
млрд. руб | млрд. руб | прирост к 2001 г., % | млрд. руб | прирост к 2002 г., % | |
Расходы, всего | 1342,4 | 2106,0 | 56,8 | 2345,6 | 11,4 |
Процентные расходы | 231,7 | 285,0 | 23,0 | 277,5 | -2,7 |
Государственное управление | 42,0 | 56,7 | 35,0 | 66,5 | 17.3 |
Национальная оборона | 246,7 | 273,5 | 10,9 | 345,7 | 26,4 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безо-пасности | 148,7 | 167,7 | 12,8 | 244,6 | 45,8 |
Фундаментальная наука и содействие НТП | 23,7 | 32,9 | 38,8 | 40,2 | 22,2 |
Промышленность, энергетика, строительство | 44,2 | 62,2 | 40.7 | 62,9 | 1,1 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 23,7 | 26,8 | 13,0 | 30,0 | 11,9 |
Образование | 54,5 | 80.9 | 48,4 | 97,6 | 21,0 |
Здравоохранение и физ.культура | 23,1 | 31,9 | 38,1 | 39,3 | 23,2 |
Социальная политика | 112,3 | 98.0 | -12,8 | 150,7 | 53,8 |
Финансовая
помощь
бюджетам других уровней |
248,3 | 597,7 | 140,7 | 711,4 | 19.0 |
в том числе: | |||||
средства, передаваемые внебюджетным фондам | ___ | 332,3 | ___ | 416,9 | 25,5 |
Без средств вне-бюджетных фондов | ___ | 265,4 | ___ | 295,4 | 11,3 |
Таблица
1 «Структура расходов
федерального бюджета
в 2001- 2003 годах»3
Из
таблицы видно, что одним из наибольших
направлений в государственных расходах
являются процентные расходы, то есть
расходы, идущие на погашение государственного
долга нашей страны. Погашение внешних
долгов обеспечивается тем, что с 1999 года
бюджет сводился с профицитом и, кроме
того, с 2001 года накапливается финансовый
резерв. Если страна справится с обязательствами
2003 года, несмотря на предстоящие крупные
платежи и при условии поддержания на
рынках приемлемой цены на нефть, погашение
внешнего долга перестанет занимать основную
долю в расходах федерального бюджета,
и впору будет подумать даже о политике
заимствований на перспективу. В 1999-2001
годах произошёл опережающий рост (увеличение
доли в расходах) расходов на национальную
оборону, правоохранительную деятельность
и обеспечение безопасности. Доля этих
статей с 20,3% в 1998 году возросла до 29,5% в
2001 году. Данная тенденция продолжится:
в 2003 году по этим двум статьям предполагается
рост расходов на 11,4% . Приоритет силовых
структур, несмотря на острые проблемы
в данной сфере, вызывает по меньшей мере
сомнение, поскольку значимых реформ здесь
не проводятся. Безусловно, увеличение
государственных расходов необходимо
практически во всех сферах: армия, наука,
образование, здравоохранение, государственная
служба и прочее. Но удовлетворить эти
нужды можно только за счёт повышения
доходов, то есть экономического роста,
а для этого сегодня нужно сокращать расходы
и снижать налоги. Однако, высказывается
мнение, что участие государства в экономике
с точки зрения задач роста должно быть
больше, что размеры государственных расходов
по отдельным или же по всем статьям недостаточны
и об их сокращении не может быть и речи,
в крайнем случае только о повышении эффективности
использования выделенных средств.
По статьям отношение расходов в 2001 году
к расходам в 1997 году и к некой гипотетической
норме, даётся в таблице 2:
Таблица 2
«Недостаточность расходов»4
(Оценка Центра
развития в %)
2001г. к 1997 | 2001 г. к норме | |
Расходы консолидированного бюджета |
80,0 |
80.9 |
Управление | 107,9 | 92,9 |
Судебная власть | 105,2 | 69,8 |
Силовые структуры | 96, 5 | 92,9 |
в том числе: | ||
национальная оборона | 99,5 | 79,7 |
правоохранительные органы | 92,6 | 120.2 |
Наука | 75,3 | 28,0 |
Народное хозяйство | 82,8 | 83,8 |
в том числе: | ||
инвестиции в основной капитал | 89,7 | 60,2 |
Социально-культурные мероприятия | 74,2 | 68,4 |
в том числе: | ||
образование | 69,8 | 63,1 |
здравоохранение | 71,3 | 69,8 |
Приведённые оценки фактических расходов к норме тяготеют к оценкам до кризиса 1998 года, когда государственные расходы и обязательства государства, очевидно, превышали возможности экономики и препятствовали её развитию. Кризис это доказал вполне убедительно. А на данный момент политика нашего государства в отношении расходов намечается следующая: общий объем расходов расширенного правительства снизится с 32-33% ВВП в ближайшие 5 лет и далее до 30% в долгосрочной перспективе.
3.Методы финансирования расходов государственного бюджета
Итак, важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности бюджетной системы можно предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов в размере половины учетной ставки Центрального Банка.
При наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на инвестиции идет около 25 трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать частные инвестиции.
Один из новых организованных инструментов - финансирование высокоэффективных технических проектов:
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.5
В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:
Все эти средства должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые средства. Основные источники:
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами Субъектов Федерации - создание нового механизма централизованной закупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.
Существует еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь 27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у государства назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим гражданам. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов Федерации.
Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит отметить такие направления, как затраты на ВПК и государственный аппарат.
В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме определенных защищенных статей. Здесь следует отметить два ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе, предотвращая лоббирование министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, что при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы, традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов; погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития.
В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод контроля предусматривает следующие санкции:
Информация о работе Методы финансирования расходов и стабилизация фискальной политики России