Методы финансирования расходов и стабилизация фискальной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов. От правильных и продуманных шагов правительства в этой области зависит благополучие миллионов наших соотечественников. Поэтому данная тема не теряет актуальности и встречается шквалом писем, статей и докладов в различных экономических журналах, где рассматриваются проблемы расходования средств государственного бюджета и налогообложения. Существующие принципы налогообложения основаны на отыскании «золотой середины», такой, чтобы с одной стороны, налоги помогали государству осуществлять свой функции, то есть были достаточными, а с другой стороны, не подавляли бы экономические инициативы граждан непомерно высокими ставками, и сложностью взымания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации………………………….5
Общие сведения о государственном бюджете………………………………5
Расходы Российской Федерации……………………………………………5
Методы финансирования расходов государственного бюджета………….11
Методы финансирования расходов при бюджетном дефиците…………..17
Реструктуризация и приоритетные направления расходов в перспективе..21
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика России………………………………………..25
2.1 Доходы бюджета Российской Федерации…………………………………25
2.2 Фискальная политика в России…………………………………………….27
2.3 Проблемы фискальной политики и её стабилизация…………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………………………. 38
Приложение……………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовик с сайта.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

  Рассмотрим  структуру расходов федерального  бюджета в 2001- 2003 годах (таблица 1) .

  2001 год 2002 год  - закон 2003 год  - проект
млрд. руб млрд. руб прирост к 2001 г., % млрд. руб прирост к 2002 г., %
Расходы, всего 1342,4 2106,0 56,8 2345,6 11,4
Процентные  расходы 231,7 285,0 23,0 277,5 -2,7
Государственное управление 42,0 56,7 35,0 66,5 17.3
Национальная  оборона 246,7 273,5 10,9 345,7 26,4
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безо-пасности 148,7 167,7 12,8 244,6 45,8
Фундаментальная наука и содействие НТП 23,7 32,9 38,8 40,2 22,2
Промышленность, энергетика, строительство 44,2 62,2 40.7 62,9 1,1
Сельское  хозяйство и рыболовство 23,7 26,8 13,0 30,0 11,9
Образование 54,5 80.9 48,4 97,6 21,0
Здравоохранение и физ.культура 23,1 31,9 38,1 39,3 23,2
Социальная  политика 112,3 98.0 -12,8 150,7 53,8
Финансовая  помощь

бюджетам  других уровней

248,3 597,7 140,7 711,4 19.0
  в том числе:          
средства, передаваемые внебюджетным фондам    ___ 332,3     ___ 416,9 25,5
Без средств вне-бюджетных фондов    ___ 265,4     ___ 295,4 11,3

Таблица 1 «Структура расходов федерального бюджета  в 2001- 2003 годах»3 

 Из таблицы видно, что одним из наибольших направлений в государственных расходах являются процентные расходы, то есть расходы, идущие на погашение государственного долга нашей страны. Погашение внешних долгов обеспечивается тем, что с 1999 года бюджет сводился с профицитом и, кроме того, с 2001 года накапливается финансовый резерв. Если страна справится с обязательствами 2003 года, несмотря на предстоящие крупные платежи и при условии поддержания на рынках приемлемой цены на нефть, погашение внешнего долга перестанет занимать основную долю в расходах федерального бюджета, и впору будет подумать даже о политике заимствований на перспективу. В 1999-2001 годах произошёл опережающий рост (увеличение доли в расходах) расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Доля этих статей с 20,3% в 1998 году возросла до 29,5% в 2001 году. Данная тенденция продолжится: в 2003 году по этим двум статьям предполагается рост расходов на 11,4% . Приоритет силовых структур, несмотря на острые проблемы в данной сфере, вызывает по меньшей мере сомнение, поскольку значимых реформ здесь не проводятся.  Безусловно, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и прочее. Но удовлетворить эти нужды можно только за счёт  повышения доходов, то есть экономического роста, а для этого сегодня нужно сокращать расходы и снижать налоги. Однако, высказывается мнение, что участие государства в экономике с точки зрения задач роста должно быть больше, что размеры государственных расходов по отдельным или же по всем статьям недостаточны и об их сокращении не может быть и речи, в крайнем случае только о повышении эффективности использования выделенных средств.  По статьям отношение расходов в 2001 году к расходам в 1997 году и к некой гипотетической норме,  даётся в таблице 2: 

         Таблица 2  «Недостаточность расходов»4 

                  (Оценка Центра  развития в %) 

          2001г. к 1997       2001 г. к норме
Расходы консолидированного бюджета   

         80,0

 
      80.9
Управление         107,9       92,9
Судебная  власть          105,2       69,8
Силовые структуры          96, 5       92,9
в том числе:    
национальная  оборона          99,5       79,7
правоохранительные  органы          92,6      120.2
Наука          75,3      28,0
Народное  хозяйство          82,8      83,8
в том числе:    
инвестиции  в основной капитал          89,7      60,2
Социально-культурные мероприятия          74,2     68,4
в том числе:    
образование         69,8    63,1
здравоохранение         71,3    69,8
 
 

         Приведённые  оценки фактических расходов к норме тяготеют к оценкам до кризиса 1998 года, когда государственные расходы и обязательства государства, очевидно, превышали возможности экономики и препятствовали её развитию. Кризис это доказал вполне убедительно. А на данный момент политика нашего государства в отношении расходов намечается следующая: общий объем расходов расширенного правительства снизится с 32-33% ВВП в ближайшие 5 лет и далее до 30% в долгосрочной перспективе.

 

3.Методы  финансирования расходов  государственного бюджета

       Итак, важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности бюджетной системы можно предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются средства в  рамках финансового лизинга; при  сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.

Обычно  бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов в размере половины учетной ставки Центрального Банка.

При наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции).  Реально на инвестиции идет около 25 трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать частные инвестиции.

Один  из новых организованных инструментов - финансирование высокоэффективных  технических проектов:

  • Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект.
  • Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.
 

В зависимости  от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма  в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.5

В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство  реальных денег не дает, но при наступлении  событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:

  • Государство обязуется возместить до 60% долга.
  • При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.
  • Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются.
  • Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Первый критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет); кроме того, в течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора (корректировка на инфляцию).

Все эти средства должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.

     В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его значение  - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые средства. Основные источники:

  • Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.
  • Выпуск внутренних займов.

Бюджет  развития идет на прямые инвестиции государства  на конкурсной основе, в основном в  материальной сфере; предоставляются  капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.

Другой  важный вопрос, связанный с расходами  Субъектов Федерации - создание нового механизма централизованной закупки  товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.

Существует  еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь 27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у государства назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим гражданам. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов Федерации.

Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит отметить такие направления, как затраты на ВПК и государственный  аппарат.

В настоящее  время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме определенных защищенных статей. Здесь следует отметить два ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе, предотвращая лоббирование министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, что при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы, традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов; погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития.

В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод контроля предусматривает  следующие санкции:

  • при не целевом использовании средств из Федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (около  72%);
  • в случае предоставления ссуды на возвратной основе и несвоевременной выплате процентов (обычно в размере половины учетной ставки), то взимаются пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.
  • при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.

Информация о работе Методы финансирования расходов и стабилизация фискальной политики России