Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:52, курсовая работа
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Введение
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
1.3 Классификация по способу передвижения
1.4 Субъекты международного туризма
1.5 Значение международного туризма
1.6 Социально-экономическая роль туризма
1.7 Факторы, определяющие развитие международного туризма
Глава 2. Развитие международного туризма в России и Краснодарском крае
2.1 Туристический потенциал России
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка
2.3 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ РФ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Международный туризм»
Выполнила:
Студентка 2 курса, группы 06 - ЗФиК
Бойко М. А.
Проверила:
Григорян В.М.
Сочи 2007
Содержание
Введение
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
1.3 Классификация по способу передвижения
1.4 Субъекты международного туризма
1.5 Значение международного туризма
1.6 Социально-экономическая роль туризма
1.7 Факторы, определяющие
развитие международного
Глава 2. Развитие международного туризма в России и Краснодарском крае
2.1 Туристический потенциал России
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка
2.3 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
Введение
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономич
Туризм - это отрасль экономики
непроизводственной сферы, предприятия
и организации которой
Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин - отсутствие правильно организованного статистического учета туристической деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.
Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
Туризм — явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Однако описание концепции туризма и по возможности более точная формулировка этого понятия все равно необходимы в силу следующих причин:
1) для целей изучения туризма — анализ феномена туризма первоначально требует определить, что этот феномен охватывает;
2) для целей статистики — чтобы измерить феномен туризма, его нужно определить с наибольшей точностью.
Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзикерол и Крапфом и позже принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считали, что туризм можно рассматривать как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не привело к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).
Со временем эта концепция туризма модифицировалась, и к туризму стали относить различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не подразумевают извлечение прибыли в стране пребывания, поэтому их экономическое значение остается тем же. То есть туризм охватывает «деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями» (ВТО).
Среди иных характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:
1) туризм — результат
передвижения людей к
2) различные формы туризма включают два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и остановка в этом пункте назначения, которая предполагает удовлетворение потребностей в размещении, питании и пр.;
3) путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;
4) движение туристов к
различным туристским пунктам
назначения является временным,
5) люди посещают туристские места с разными целями, которые не предполагают постоянное проживание и извлечение прибыли (деловую активность).
Туризм во всех его формах представляет собой деятельность, развитие которой зависит от имеющихся денежных ресурсов и свободного времени у индивидуумов. Необходимо отметить, что одна из причин, по которой люди путешествуют,— это развлечения и уход от ежедневных проблем. Туризм является движением путешественников к месту назначения, которое может находиться как в стране, так и за ее пределами. Зачастую количество путешественников может быть сравнимо с местным населением стран, которые они посещают (и даже численно его превосходить). Все формы туризма включают путешествие какого-либо вида, но не все виды путешествия являются туризмом. По рекомендации ВТО все туристы определяются как посетители. Таким образом, все путешественники делятся на посетителей (включаются в туристскую статистику) и прочих путешественников (не включаются в туристскую статистику).
Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция — передвижение населения и постоянное проживание в месте прибытия. Туризм же отличается коротким сроком путешествия и включает сезонные и временные передвижения населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям.
Для более полного определения туризма ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием классификации является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона.
Внутренним туризмом занимаются жители какой-либо страны (региона), путешествующие по своей стране (региону). Этот тип туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий развития туризма этого типа является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другое условие — соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги страны и т.п.).
При изучении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму — въездной и выездной. Туризмом в пределах данной страны (региона) занимаются как граждане данной страны (внутренний туризм), так и приезжающие из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он наиболее привлекателен. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), с другой — денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Кроме того, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание уровней доходов в данном государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные регионы). На рисунке 1.2 схематично представлены типы туризма.
Необходимо отметить, что часть дохода, который индивидуальный посетитель выделяет для туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая часть — при организации и во время путешествия для достижения этого пункта назначения.
Для определения туризма прежде всего необходимо сформулировать следующие основные постулаты:
1) турист — это тот,
кто стремится удовлетворить
свою естественную потребность
в путешествиях. Желания и потребности
туриста будут определять
2) туристский бизнес —
это бизнес, который предполагает
деятельность с целью
3) для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, а также как фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона. Однако туризм может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
4) туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).
В соответствии со сказанным туристская деятельность может быть определена как ряд явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей.
Туризм — совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения.
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства. Этот туризм имеет несколько особенностей:
- оформление выездных документов;
- ограничение на обмен валюты;
- обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде;
-медицинский осмотр, оказание медицинской помощи туристам.
Эти формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма. Чем глубже различия денежных систем, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые и не относятся к туристским формальностям, но разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего.
Другая особенность
Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму.
В международном туризме выделяют две формы: въездной и выездной.
Различают страну происхождения туриста и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном туризме, во втором – о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки.