Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
1.3 Классификация по способу передвижения
1.4 Субъекты международного туризма
1.5 Значение международного туризма
1.6 Социально-экономическая роль туризма
1.7 Факторы, определяющие развитие международного туризма
Глава 2. Развитие международного туризма в России и Краснодарском крае
2.1 Туристический потенциал России
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка
2.3 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая работа.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Концепция международного, национального туризма в пределах страны может быть использована на 4-х уровнях: глобальном (в масштабах  планеты), региональном (применительно к группе стран), страновом и местном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

Путешествия с целью развлечения  и отдыха. Многие авторы единодушны во мнении, что путешествия составляют основу международного туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки и т. д. По наблюдениям можно сделать вывод, что повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю и солнцу.

Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко - культурными достопримечательностями, расширение общественного кругозора.

Более полное представление  о культуре, о сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с населением страны, которые становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, большинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей, наряду с оздоровительными и спортивными.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. К деловому туризму относят поездки для участия в съездах, общих собраниях, конференциях, научных конгрессах, производственных семинарах, ярмарках, выставках. В число деловых туристов включают водителей, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов, которые постоянно находятся в разъездах и выполняют свои профессиональные обязанности за пределами обычной страны.

В литературе существует классификация  туризма, основанная на других признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально-экономической точек зрения: по виду используемых ресурсов, по источникам финансирования, по возрастному составу, по числу участников путешествия, по способу организации путешествия, по способу размещения туристов, по виду использования транспортных средств и др.Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничены частным туристским обслуживанием (купив, например, курсовую только на питание). В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма – поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

В зависимости от числа  туристов, одновременно и совместно  совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).

Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями

Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристическая деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью привлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальные соотношения между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов. В противовес коммерческому туризму возник социальный туризм. Это гарантированный минимум в сфере отдыха. Он получил поддержку на национальном и международном уровнях. Концепция социального туризма покоится на 3-х основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей.

Особенность современного туризма  раскрывается через понятие "массовый туризм". Оно отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Он способствует утверждению и распространению новых более качественных стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения.

Посещение знакомых и родственников. Как показывает туристская статистика, этот вид путешествий представляет собой большой сегмент международного туризма. Очень часто поездки с целью встречи с родными происходят повторно, а по продолжительности пребывания превышают рекреационные и деловые поездки. Например, в Англию постоянно приезжают гости из арабских стран, Индии и Пакистана, чтобы посетить живущих там друзей и родственников. В Россию и на Украину приезжают из Канады и США члены семей со славянскими корнями. Данный сегмент туристского рынка называют еще этническим, или ностальгическим, туризмом, который связан с потребностью людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристском обмене. Обычно на работе с этим сегментом рынка специализируются несколько турфирм.

Религиозный (паломнический) туризм в настоящее время пользуется популярностью. Выделяется несколько его видов:

паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);

познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии и пр.);

научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).

 

 

1.3 Классификация по способу  передвижения

 

В зависимости от способа  передвижения и выбранного вида транспорта можно выделить такие виды туризма, как авиационный, железнодорожный, автотуризм, автобусный, водный, пеший, велосипедный и др.

Какой бы вид транспорта ни избрал путешественник, необходимым  условием на сегодняшний день является обеспечение безопасности и комфорта путешествия. Показателями безопасности путешествия являются аварийность (число аварий в год по видам транспорта) и личная безопасность, характеризуемая числом погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 000 человек. В России этот показатель больше, чем во многих странах с высокой степенью использования автотранспорта.

Туризм и транспорт  настолько взаимосвязаны, что одно не мыслится без другого. Многие туристы  путешествуют специальными автобусами с обзорными окнами, комфортными  откидывающимися креслами, кондиционером, баром, туалетной кабиной, музыкальным сопровождением, микрофоном, телевизором. Эти автобусы позволяют добраться туда, куда не ходят поезда и не летают самолеты. Состояние автобусного парка является определяющим показателем качества наземного обслуживания.

Туристы любят круизные путешествия, для которых используется особый тип транспорта. Это не просто транспортные средства, перевозящие пассажиров из одного порта в другой, а место размещения (ночлега) и питания, достойная, если не самая лучшая, часть турпродукта. Современные круизные суда имеют следующее оборудование для туристов: тренажерный зал, бассейн, кинотеатр, видеосалон, дискотеку, магазины, рестораны и бары, концертные залы. На некоторых судах есть конференц-залы с оборудованием для синхронного перевода, позволяющие проводить деловые встречи и научные конференции. Одно из больших достоинств круизных судов — питание. Стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие качки на организм человека. На многих судах имеются обширные гаражные помещения, позволяющие путешествовать по морю вместе с автомобилем и пользоваться им во время стоянки в портах разных стран.

 

1.4 Субъекты международного  туризма

 

Основой (субъектами) туризма  являются люди, поэтому масштабы туристской экономики будут зависеть от наличия  большого числа людей, у которых в перспективе имеются одинаковые потребности и желания — осуществить туристское путешествие.

Туризм играет важную роль в развитии экономики страны (региона). Большое число людей, посещающих страну, стимулирует производство продукции  и услуг. Те, кто имеет туристские потребности и желания, не обязательно являются туристами. Туристы — только те индивидуумы, которые хотят и могут удовлетворить туристские потребности и желания.

Римская Конференция ООН  по международным путешествиям и  туризму 1963 г. рекомендовала использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «однодневные посетители» (экскурсанты), предложенные Международным союзом официальных туристских организаций — МСОТО.

По определению ВТО, посетитель — это лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Определение относится к двум основным категориям лиц:

1) к туристам (ночующим  посетителям) — посетителям, которые  делают по меньшей мере одну  ночевку в коллективном или  индивидуальном средстве размещения  в посещаемой стране (регионе). Экипажи  самолетов или судов, прибывающих в страну (регион) и находящихся на стоянке или на остановке, также считаются туристами в течение всего времени пребывания на территории этой страны (региона), если они используют средства размещения посещаемой страны (региона);

2) к однодневным посетителям (экскурсантам) — посетителям, которые не осуществляют по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране (регионе). К ним относятся: пассажиры круизных судов, которые прибывают в какую-либо страну (регион) на круизном судне, если они возвращаются каждую ночь на судно для ночевки, независимо от времени стоянки; одно-

дневные посетители; экипажи, остающиеся в стране менее одного дня, но не останавливающиеся на ночь; владельцы и пассажиры яхт (если ночуют на яхте); пассажиры — участники групповой поездки, ночующие в поезде. Подробно показатели статистики международного туризма рассмотрены в разделе 11.

Ключевым критерием, по которому определяется внутренний туризм, является страна места жительства. ВТО предлагает следующее определение: внутренний турист (ночующий посетитель) — это лицо, которое путешествует внутри страны своего места жительства в место за пределами его обычной среды и которое пребывает по меньшей мере с одной ночевкой в коллективном или индивидуальном средстве размещения, но не более одного года, с любой целью, кроме осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В отличие от внутреннего туриста однодневный посетитель (экскурсант) не осуществляет ночевку. То есть единственным критерием, отличающим туриста от однодневного посетителя (экскурсанта), является ночевка в посещаемом месте.

Исследования современных  экспертов показывают, что состояние  мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних  лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока (табл. 1)

 

Таблица 1 - Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, млн.чел.)

Регионы мира

Прибытия

Прогноз

 

1985

1990

1995

2000

2010

2020

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Африка

9,7

15,0

20,2

27,4

47,0

77,3

Америка (Сев. и Юж.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия (Тихоокеанский регион)

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212,0

282,7

338,4

393,4

527,3

717,0

Ближний Восток

7,5

9,0

12,4

18,3

35,9

68,5

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8

Информация о работе Международный туризм