Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:52, курсовая работа
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Введение
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
1.3 Классификация по способу передвижения
1.4 Субъекты международного туризма
1.5 Значение международного туризма
1.6 Социально-экономическая роль туризма
1.7 Факторы, определяющие развитие международного туризма
Глава 2. Развитие международного туризма в России и Краснодарском крае
2.1 Туристический потенциал России
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка
2.3 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
На диаграмме 1 изображена доля регионов в общемировом рынке.
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.
В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития
Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных ме международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
1.5 Значение международного туризма
Привлечение иностранных туристов — это прежде всего солидный доход для страны. Чем больше они расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики этой страны, тем выше ее национальный доход. Однако не следует думать, что все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимающей иностранных туристов.
Расходы на импорт. Менее развитые страны или страны с небольшими материальными ресурсами вынуждены их импортировать и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие товары, необходимые туристам, которые эти страны сами не производят и не потребляют.
Расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и других элементов инфраструктуры может создать большую напряженность в работе сферы обслуживания и других сфер, например, водо- и электроснабжения, канализационной системы, дорог, системы связи, службы безопасности и полиции. Некоторые страны для обеспечения наплыва туристов должны затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов, морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительная часть денег должна быть получена от внешних займов.
Расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных специалистов. Часть заработной платы они переводят в свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку на местную сферу обслуживания.
Выплата процентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других государств, т.е. прибегать к иностранным инвестициям. В случае займа проценты обычно выплачиваются валютой. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.
Таковы основные причины невозможности автоматического улучшения платежного баланса страны за счет приезда иностранных туристов.
Для страны очень важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми для его развития (включая возврат инвестиций, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство отелей, дорог, аэропортов и другие проекты, создание комфортных условий для иностранных туристов и т.д.), чтобы в конечном счете получить положительный платежный баланс, т.е. иметь прибыль.
Лица, непосредственно связанные с обслуживанием туристов: размещением в гостиницах, обеспечением питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родственным бизнесом,— первыми испытают на себе экономическое воздействие туризма, а заработанные ими деньги будут вновь пущены в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма станет «протекать» через все население страны, попадая даже к тем, кто не имеет никакого отношения к туризму.
1.6 Социально-экономическая роль туризма
Важным следствием развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е. повышение уровня занятости населения. В целом на отрасль в настоящее время приходится около 11% общей численности занятых. Создаваемые рабочие места помогают найти себе применение представителям самых разных профессий и уровня квалификации — от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работников турагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силы требуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичного оборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны.
Это, конечно, чрезвычайно важно для стран с высоким уровнем безработицы, но перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий, перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах.
Общение с зарубежными гостями иногда оказывает разрушающее воздействие на местную культуру и систему ценностей. Местные жители зачастую сталкиваются только с негативной стороной туризма, поскольку туристы нередко становятся менее сдержанными, находясь вне своего привычного окружения, и их поведение может отличаться от обычного.
Некоторые местные жители
завидуют очевидному благосостоянию туристов
и ради удовлетворения своих возросших
запросов могут совершать
Причина такого недоброжелательного отношения населения кроется в социальных издержках создания туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительство и т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные объекты могут быть повреждены и даже разрушены вследствие массового наплыва туристов или «коммерциализации».
Мы ознакомились с некоторыми неблагоприятными социальными последствиями развития туризма, поскольку правильное понимание этих проблем имеет жизненно важное значение для формирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.
Теперь поговорим о других сторонах влияния туризма на экономику. Существуют факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего, это связано с налогообложением, точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. То есть туризм может стать источником дохода за счет налогов. Поясним это положение.
Во-первых, благодаря туризму
создаются рабочие места как
для квалифицированных, так и
для неквалифицированных
Во-вторых, государство за
счет ввоза в страну товаров иностранного
производства, необходимых для потребления
туристами и дальнейшего
В-третьих, взимаются налоги за оказываемые туристам услуги (со стоимости проживания в гостиницах, питания, продажи напитков, транспорта).
В-четвертых, налоги могут взиматься с дохода как местных, так и иностранных фирм, получивших право (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.
Действует и так называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие местной базы туризма будет способствовать привлечению в развитие туризма новых инвестиций из национальных и иностранных источников. Более того, может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но и обеспечит большие возможности трудоустройства местного населения и, как следствие, увеличение дохода от налогов.
Появляется возможность часть бюджетных поступлений от туризма направлять на финансирование развития инфраструктуры, реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развития и пр.
1.7 Факторы, определяющие
развитие международного
Международный туризм стал феноменом XX в. Из занятия, доступного в начале века лишь богатым, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристских дестинаций и улучшенными материальными возможностями путешественников. В пределах одной страны может быть несколько туристских дестинаций (расстояний), которые представляют собой однородные туристские регионы, объединенные общими природно-климатическими ресурсами и (или) управляемые единым административным органом либо ассоциацией.
Многие удаленные туристские дестинаций приблизились к нам и стали доступными благодаря мощному развитию пассажирского транспорта, в особенности авиационного, созданию надежных и комфортных реактивных воздушных лайнеров, способных переносить большие группы людей на дальние расстояния.
Туризм уверенно вступает в третье тысячелетие, и это вступление ознаменовано первым туристским путешествием в космос американского гражданина Дениса Тито на борту российского космического корабля.
Как и в XX в., в XXI в. международный туризм будет развиваться под воздействием факторов, свойственных, собственно, индустрии гостеприимства и туризма, а также факторов внешней среды, таких, как политика и право, экономика и финансы, культура, социодемографические изменения, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-технического прогресса (рис. 2.2).
Политика и право. В зависимости от того, какую политику государство проводит по отношению к туризму в целом, туристские ресурсы используются с разной степенью интенсивности. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма, а также в финансово-экономических мерах по поддержанию и развитию туристской инфраструктуры, строительству гостиниц и развитию индустрии гостеприимства.
Безопасность путешествия. По мере роста объемов туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для современных путешественников стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересованных в приеме иностранных гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте.
Международные конфликты или военные действия, вспышки международной преступности и терроризма являются не только препятствием на пути развития туризма, но зачастую и причиной того, что министерства иностранных дел стран — генераторов международного туризма публикуют списки стран, нежелательных для посещения резидентами этих стран. Путешественники проявляют также обеспокоенность по поводу санитарного состояния средств размещения и предприятий общественного питания в посещаемых странах, им необходима, например, объективная информация о состоянии питьевой воды, возможных рисках инфекционных заболеваний во время путешествия.
На протяжении всей истории развития туризма вопросы безопасности всегда занимали путешественников. Согласно проведенному ВТО опросу в 1994 г. 66% путешественников заявили, что криминальная обстановка является для них самым важным негативным фактором в принятии решения касательно выбора направления путешествия и места отдыха.
Обращает на себя внимание тот факт, что сообщения об убийствах или актах насилия в отношении местного населения не так сильно волнуют путешествующих, как подобные акты в отношении туристов. Если это случается, то такого рода сообщениям всегда отводятся первые страницы газет и ведущее место в телевизионных программах новостей.
Экономика и финансы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции будоражат общество, и это нередко приводит к тому, что население предпочитает оставаться дома и воздерживается от дальних поездок.
Когда экономика находится на подъеме, т.е. ее производственные возможности, измеряемые величиной накопленного капитала, растут, увеличиваются объемы валовых инвестиций. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Вместе с тем рост национального дохода, в особенности рост уровня расходов населения на личное потребление, оказывает стимулирующее воздействие на склонность людей к путешествиям.