Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:52, курсовая работа
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Введение
Глава 1. Общее определение туризма как сферы деятельности
1.1 Категорий туризма
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия
1.3 Классификация по способу передвижения
1.4 Субъекты международного туризма
1.5 Значение международного туризма
1.6 Социально-экономическая роль туризма
1.7 Факторы, определяющие развитие международного туризма
Глава 2. Развитие международного туризма в России и Краснодарском крае
2.1 Туристический потенциал России
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка
2.3 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
Из-за отсутствия финансовых ресурсов практически прекращены работы по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливающих особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов края. Результатом интенсивного и нерационального использования природных лечебных ресурсов является их преждевременное истощение и загрязнение лечебно-оздоровительных местностей Краснодарского края.
Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных) бальнеогрязевых курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний. Необходимо провести работы по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей), что позволит иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива и пакетирования лечебных грязей.
Несмотря на то, что лечебная
составляющая в предлагаемых курортами
края услугах постоянно
Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации.
Сосредоточение и
Перспектива развития Краснодарского края как курорта во многом зависит от качества и разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия. Все крупные города Азово-Черноморского побережья края относятся к наиболее загрязненным, а Новороссийск наряду с Краснодаром практически ежегодно включается в список городов Российской Федерации с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Туапсе в последние годы практически не меняется и находится примерно на уровне допустимого, в то же время содержание диоксида азота и бензапирена в нем превышает допустимые нормы в несколько раз. В связи с этим необходимо разработать региональную программу сокращения загрязнения атмосферного воздуха.
До настоящего времени продолжают испытывать острый дефицит воды питьевого качества город-курорт Анапа и города Геленджик и Новороссийск. В то же время, по некоторым экспертным оценкам, запасы пресных вод для питьевого водоснабжения города Геленджика освоены лишь на 20 процентов. Не обеспечены питьевой водой также Ейский, Щербиновский, Темрюкский районы. Износ водопроводных и канализационных сетей с каждым годом возрастает, что приводит к потерям воды и перебоям в водоснабжении.
Критическая ситуация сложилась на очистных сооружениях канализационных систем прибрежной зоны: из 39 глубоководных выпусков сточных вод 11 технически неисправны и подлежат срочному ремонту, 5 требуют удлинения, а из 10 выпусков сброс сточных вод производится у береговой черты. Необходима программа выхода из этой ситуации с соответствующим финансовым обеспечением.
Особое место среди экологических проблем курортов занимает проблема утилизации твердых бытовых отходов. На Азово-Черноморском побережье отсутствуют отвечающие экологическим требованиям объекты (сооружения) по утилизации отходов. Действующие свалки исчерпали свои ресурсы и являются мощным источником загрязнения окружающей среды, нарушают природные ландшафты, занимают значительные площади ценных рекреационных земель. Таким же источником загрязнения окружающей среды являются стихийно образованные свалки мусора.
Особую проблему в регионе
Азово-Черноморского побережья
Значительное количество
памятников архитектуры, истории, монументального
искусства находится под
Эти проблемы требуют скорейшего разрешения.
2.4 Перспективы развития
рынка туризма в Краснодарском
крае – государственная и
Особенностью современного этапа развития туризма является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма. Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.
На развитие санаторно-курортного
и туристского комплекса края
и на аналогичные комплексы
• структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение законодательной базы;
• значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;
• снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социального туризма;
• снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;
• несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.
В результате комплексного
воздействия этих и других факторов
на финансово-хозяйственную
Прямые и косвенные доходы от туризма могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов края.
Главным направлением в развитии средств размещения должна стать реконструкция существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с незначительным увеличением его вместимости и доведение его комфортности до среднеевропейского уровня.
При этом финансирование строительства новых средств размещения и реконструкция действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами. Весь объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.
Реализация задач, стоящих перед санаторно-курортным и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.
Санаторно-курортный и туристский комплекс края на сегодняшний день не является отраслью народного хозяйства. С введением в действие с 1 января 2003 года постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 года N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) организации, по своей сути составляющие единый санаторно-курортный комплекс, отнесены к различным разделам и подраздела ОКВЭД. Так, например, деятельность туроператоров, турагентов и экскурсионных бюро относится к разделу "Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность", деятельность санаториев и пансионатов с лечением - к подразделу "Деятельность лечебных учреждений" раздела "Здравоохранение", а деятельность гостиниц и прочих средств размещения - к разделу "Деятельность гостиниц и ресторанов".
Единого федерального органа,
осуществляющего
Минздрав России в качестве
стратегической цели государственной
политики в сфере восстановительной
и курортной медицины рассматривает обеспечение
доступной для всех слоев населения высокоэффективной
оздоровительно-
Минэкономразвития России (Департамент туризма), напротив, придерживается рыночной стратегии, делая основной упор на маркетинговую политику.
Сложившаяся разновекторная государственная политика в области санаторно-курортного дела и туризма базируется на действующем в этой сфере законодательстве Российской Федерации, именно поэтому нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, достаточно обширно (43 основных акта), но во многом противоречиво.
Вышеуказанная противоречивость нормативных правовых актов затрудняет, а зачастую делает невозможным статистическое наблюдение за предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края, не позволяет в полной мере использовать имеющийся арсенал средств, повышающих качество оказываемых услуг, вести учет налоговых и неналоговых поступлений. Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин можно назвать следующие: слабое отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации; необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;
• необходимость научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.
• С целью преодоления этих негативных явлений Минздрав России и Минэкономразвития России подготовили проекты новых нормативных правовых актов.
Так как проблема законодательно-нормативного
обеспечения деятельности санаторно-курортного
и туристского комплекса
Основными направлениями совершенствования законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса края должны стать: